Это как раз тот случай, когда, общаясь с человеком, думаешь: как внутреннее благородство проступает в чертах и жестах. И при этом - такая простота и естественность. Наталья Лотоцкая - актриса. Понятно, многое можно сыграть. Но есть вещи, которые не «сделаешь», как ни старайся.
Мой разговор с актрисой - не о ее творчестве, хотя и о творчестве тоже - в некотором роде. Конечно, ей есть что рассказать, оглядываясь на долгую сценическую жизнь. С Натальей Лотоцкой можно долго и увлекательно говорить о литературе - она в курсе журнальных новинок, любит перечитывать классику. Для меня, например, неожиданным было узнать, что первая специальность актрисы - филолог, германист. Вот откуда ее любимый Томас Манн! Пани Наталья вспоминает, что в начале 50-х годов, когда она училась во Львовском университете, там был свой симфонический оркестр, а второй скрипкой в нем - заведующий кафедрой немецкой филологии, который в свое время окончил Пражскую консерваторию.
С одной стороны, судьба была к Наталье Лотоцкой благосклонной, а с другой, - не баловала. Начинала она жизнь как дочь репрессированного. Однако всегда ее вела внутренняя доброта, которая и приводила к людям отзывчивым, нелукавым. Подобное притягивает подобное. Да, эта женщина просто-таки излучает спокойствие и то, что называют толерантностью.
Про себя определяла рецепты ее неувядающей красоты. Конечно, основа - это то, что Бог дал. Но ведь любой дар требует подпитки. Немеркнущий интерес к жизни, трудолюбие, душевное внимание к другим, отзывчивость, настрой на оптимизм и переживание за свою державу - это то, что держит эту женщину на свете.
- Хотя появилось достаточно откровений актрис, как нелегка их судьба, у многих девочек не поубавилось иллюзий в отношении актерской карьеры. Ваш творческий путь начался давно, опыта не занимать. Что бы вы могли посоветовать тем, кто хотел бы «пойти в актрисы»?
- Не я первая скажу, что актерский хлеб - очень тяжелый. Конечно, девочкам, мечтающим «пойти в актрисы», прежде всего представляется слава, аплодисменты, наряды… А ведь за цветы на премьере или просто после спектакля надо заплатить бессонными ночами. Работаешь над ролью, пропускаешь ее через свое сердце - и оплакиваешь дорогих тебе людей, если в пьесе идет речь о потере близкого человека. А бесконечные сомнения во время репетиций, а поиски компромиссов с партнерами и режиссером, а диктат режиссера - и все это нервное напряжение. Потом - простои творческие, переживания о том, дадут или не дадут роль, о которой давно мечталось. И нужно постоянно держать себя в соответствующей физической форме - актер должен иметь огромное здоровье! Как бы ты не чувствовала себя, сцена требует полной отдачи. Да что говорить: театр, актерская судьба - просто каторга. Но!..
- Многие считают, что для этого необходима только красота или просто смазливость…
- Красивая женщина, девушка - это от родителей. Это не заслуга. Красавица - не цветок, а человек прежде всего, которому Бог дал разум и сердце. Нельзя существовать, как мотылек, - все мы должны работать в поте чела своего.
- Насколько жизнь актрисы красива, если мы поговорим о быте, - как много в ней любви, цветов, шампанского, фейерверков?
- У каждой актрисы - свой выбор, своя ситуация. Но по мне - актрисе необходимо жить полной жизнью: она должна и влюбляться, и страдать от неразделенной любви - все это живой, неподдельный опыт. Актриса должна иметь семью, рожать детей, готовить обеды, убирать квартиру. Конечно, наш быт очень тяжелый, а вознаграждение актерского труда у нас известно какое… Но надо жить, как все. И на все отыщется время, было бы желание. Ведь актеру много дано от Бога, в том числе и огромная энергия. Ее надо претворять только в добро.
- Работа над ролью требует духовной, эмоциональной сосредоточенности. А как же наш ненавязчивый быт? Как соединить «небо» и «землю»?
- Надо поменьше думать обо всех этих проблемах, а просто механически делать то, что необходимо. Бывает, на меня нападет «кулинарный экстаз». А в основном готовлю попроще, на скорую руку. Относительно уборки - любила «подверстать» ее к трансляции нашей Верховной Рады. Из радиоточки шла такая агрессия, это так детонировало меня, что… плита блестела как зеркало, а пылесос жужжал еще свирепей. Но упаси Боже слушать эти дебаты, когда готовишь обед - в пищу нужно вкладывать только положительные эмоции. Одним словом, я не оригинальна: всю домашнюю работу делаю сама, еще и коридор мою, потому что мои соседи или большие «аристократы», или просто ленятся…
- Отношения актрисы с режиссером и партнером по спектаклю: как часто они переносятся со сцены в жизнь? А как насчет… диванчика в кабинете главного, от которого, как говорят, нередко зависит успех актрисы?
- Представьте себе: главный режиссер, который обязательно есть в каждом театре, еще два-три режиссера, - а актрис почти полтруппы. Что тогда стало бы с бедными режиссерами? Мне было бы их очень жаль… Все это - сказки старого театра. Не без того, конечно, что в театре не бывает романов. Но во время работы над пьесой в труппе царит высшее духовное единство. Это как раз та ситуация, когда режиссер и партнер становятся для тебя самыми дорогими людьми на свете. Это очень тонкие, деликатные отношения. Просто есть спектакль, который надо сделать на совесть. Придут зрители - плакать и смеяться, ты выйдешь на сцену, - а перед тобой тысяча глаз и сердец. Ты должен передать им высочайшее напряжение, сконцентрировать энергию. Тут посложнее диванчика…
- Кстати, где вы ищете источники положительных эмоций?
- Актеру иногда необходимо где-то отойти от театра. Я много читаю, люблю классику: Томаса Манна, например. Из современников - Маркеса, Валерия Шевчука. Люблю общаться со своим двоюродным братом, знаменитым врачом Любомиром Пирогом. А еще люблю, когда ко мне в гости приходят сын с невесткой: тщательно готовлюсь к приему. Все это очень понятные вещи. Люблю природу - она дает нам, людям, необыкновенную энергию. Когда-то часто ездила в Карпаты. Одна шла вдоль источника вверх, часами могла лежать или сидеть на траве, и мне было так спокойно и просто. Нынче это почти непозволительная роскошь. Летом еду во Львов, там сестра и брат, а в Рогатине наведываюсь к могилке мамы.
- Многие иностранцы подчеркивают, что у нас действительно красивые девушки, и удивляются, почему же так мало ухоженных, аккуратных женщин старшего возраста. Не кажется ли вам, что изможденность наших пенсионерок - вина не только государства, но и их самих? Может, они традиционно слишком много берут на себя, тянут что есть мочи, не жалея себя и не умея воспитывать помощников в семье?
- Думаю, памятники нужно ставить всем нашим пенсионеркам. Война, репрессии, утрата мужей и сыновей, тяжелый быт, необеспеченная старость - все это легло на плечи этих женщин. Моя бабушка из Рогатина (это Западная Украина) потеряла на войнах сыновей. Они сидела, сгорбившись, прислушивалась к каждому стуку и тихонько звала их: «То ти, Михайле? То ти, Іване? То ти, Миколо?» Однажды я увидела ее в церкви: стояла маленькая такая и молилась. За всех.
Мне очень жаль всех престарелых людей: им и место редко уступят в транспорте, и пенсий часто не выплачивают (жалкие гроши!), их нигде не привечают. А сколько страдания в их глазах! Но всем нам надо помнить: и мы будем старенькими и немощными. И если бы общество, каждый из нас, заботился о стариках - увидали бы, сколько красоты в их немолодых лицах!
- Мне кажется, проблема в том, что в нашем обществе личность до сих пор не воспринимается как ценность. Надо учиться любить себя - и тогда сумеем оценить и ближнего своего.
- Каждый по-своему понимает выражение «любить себя». Когда я играю Голду в спектакле «Тевье-Тевель» и всматриваюсь в зал, то всегда, как и мои коллеги, чувствую, как истосковались люди по вечным ценностям, простым вещам: доброте, душевности, сочувствию. Людей надо лечить - они устали от жестокости. И я счастлива, что в какой-то мере могу помочь современникам.