Львовский форум как бизнес-дискуссия

Поделиться
В 1994 году никто даже не надеялся, что Форум издателей во Львове, на который тогда собрались основны...

В 1994 году никто даже не надеялся, что Форум издателей во Львове, на который тогда собрались основные игроки отечественного книжного рынка, чтобы поделиться достижениями, обсудить актуальные проблемы отрасли и найти пути их решения, станет ежегодным. Мало того, превратится в главное событие для украинских книжников, поделив издательский год пополам — до и после форума. За тринадцать лет из формата профессиональной дискуссии форум эволюционировал в полномасштабную книжную выставку-ярмарку, куда съезжаются сотни издателей, книготорговцев, литераторов, журналистов, а десятки тысяч читателей «затовариваются» книгами на весь год. В последнее время он все заметнее претендует еще и на статус самого яркого культурно-художественного события года. И все же Форум издателей во Львове до сих пор остается важным плацдармом для деловых дискуссий, круглых столов, бизнес-семинаров и тренингов, где украинские и зарубежные издатели озвучивают самые наболевшие проблемы отрасли, предлагают рецепты их преодоления, обмениваются опытом и пытаются выработать стратегию действий.

В этом году деловое общение специалистов началось на бизнес-форуме «Состояние, проблемы и перспективы развития украинского книжного рынка» при участии издателей, писателей, книгораспространителей и представителей власти. Большой зал дворца Потоцких был полностью забит — желающих послушать книжных гуру было не меньше, чем тех, кто хотел услышать и увидеть литературных звезд, приехавших на Международный литературный фестиваль.

Президент форума Александра Коваль так диагностировала нынешнее состояние книгоиздания: «Рынок книгоиздательства остается статичным. Это эмбрион, являющийся вечно перспективным, но который уже в течение длительного времени не показывает нужных темпов ни роста, ни развития». «Реальный выбор книг существует у украинцев только раз в году — на Форуме книгоиздателей во Львове. И тот факт, что часто издатели продают во Львове 100% книг, привезенных на форум, разрушает представление о том, что украинцы не хотят покупать книг. У них просто нет такой возможности. Мы существуем в заколдованном круге, когда украинцы не имеют возможности покупать книги, поскольку нет книжных магазинов и нет системы промоушен. Соответственно, у издателей отсутствует возможность предлагать рынку большое количество интересных изданий, которые бы с удовольствием покупали украинцы. В такой ситуации часто взгляды направлены в сторону государства. Установит ли государство правила игры, при которых рынок сможет развиваться? Станет ли государство арбитром, регулятором или и дальше будет оставаться игроком на рынке? Вместо того чтобы заниматься изданием отдельных, даже очень нужных книг, государству следует создать систему, при которой издатели будут издавать книги сами. Иначе мы останемся свидетелями развития коррупции, а не рынка. Кроме того, пора прекратить разговоры о возможном российском сценарии развития украинского книгоиздательства. Вместо того чтобы требовать воздушные замки, украинские книгоиздатели должны найти свои собственные сценарии решения проблем издания книг», — заметила она и подытожила, что искать их нужно внутри самой среды и воплощать также самим.

Председатель Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Александр Афонин предложил представителям книгоиздательской отрасли объединить усилия и скоординировать действия, чтобы вместе бороться с непоследовательностью в решениях, принимаемых властями, в частности заставить нынешнее правительство вернуться к документам и законопроектам, которые были подготовлены их предшественниками. Идею поддержать положительные шаги предыдущих правительств, в частности указ президента о книгоиздании и проект постановления правительства о поддержке книгоиздания, одобрил и экс-вице-премьер по вопросам образования и культуры, а ныне народный депутат ВР Украины Вячеслав Кириленко.

О настоятельной потребности интеграции в издательской сфере и необходимости тесного сотрудничества между различными звеньями книгоиндустрии говорили и сами издатели. Общие и согласованные действия всех участников издательского процесса способны вывести отрасль из кризиса, убеждены они. К тому же такое объединение усилий даст реальную возможность противостоять экспансии российских книг на украинский рынок. Ситуацию должно улучшить и налаживание эффективной системы книгораспространения: увеличение количества книжных магазинов, расширение ассортимента отечественной книги, а также построение эффективной цепочки «PR—спрос—медиа—книгораспространение», то есть активная поддержка со стороны СМИ.

Идея разработки общей стратегии развития книгоиндустрии, расширения кооперации между участниками издательского процесса стала лейтмотивом бизнес-дискуссий нынешнего форума издателей (взять хотя бы названия «Книжное братство Украины: поиск путей к единению», «Привлечение бизнес-кругов к изданию образовательной литературы» и т.п.). На последующих круглых столах и семинарах в основном рассматривали отдельные механизмы и схемы объединения и сотрудничества различных представителей отрасли.

На семинаре «Эффективный промоушен книги: увеличение читательской аудитории и продажи книг» Генк Крайма, директор Фонда коллективного промоушен нидерландской книги (CPNB), поделился опытом успешной консолидации усилий основных игроков книжного рынка. Возглавляемый им фонд, основанный Ассоциацией издателей, Ассоциацией книжников и Ассоциацией библиотекарей Нидерландов, ежегодно проводит три крупных мероприятия — Неделю книги, Неделю детской книги и Месяц триллера. Эти три акции заметно оживляют общественный интерес к книгам, стимулируя их покупку: во время Недели книги каждая восьмая голландская семья покупает книгу, во время Недели детской книги каждый четвертый ребенок получает новое издание. Да и в целом благодаря этим акциям за последние десять лет ежегодная продажа художественной литературы в Нидерландах возросла на 22%.

Неделя книги — это целый комплекс разнообразных мероприятий. Разрабатывается главная тема мероприятия (это может быть поэзия, религия, семья, классика, литература различных культур, история, музыка и т.п.) для унифицированной презентации книг в книжных магазинах, причем ежегодно ее меняют, создавая тем самым хороший информационный повод и поддерживая постоянный интерес СМИ. Кроме того, фонд ежегодно издает «книгу-в-подарок» (специально под акцию роман пишет автор, имени которого до последнего не раскрывают, что является едва ли не самой большой интригой), получить которую можно бесплатно, приобретя в книжном магазине продукцию на определенную сумму. А еще CPNB активно работает со спонсорами: например, «книга-в-подарок» на протяжении всей недели служит бесплатным билетом на все направления голландской железной дороги.

В организации Недели детской книги участвуют 90% голландских школ и библиотек, а также 75% книжных магазинов: у нее также есть главная тема и «книга-в-подарок», а еще бесплатная газета о детских книгах, подарочный образовательный набор, каталог или журнал и иллюстрированная книжечка для самых маленьких. Месяц триллера ввели после того, как выяснилось, что все возрастные группы независимо от пола и уровня образования читают триллеры.

Среди результатов деятельности Фонда коллективного промоушен нидерландской книги Генк Крайма назвал увеличение бесплатной рекламы книг, привлечение средств не связанных с книготорговлей, увеличение внимания СМИ к книге во время синхронизированных промокампаний, что в целом способствует превращению нидерландской книги в обязательный элемент ежедневной жизни.

Дискуссию об особенностях сотрудничества СМИ и книжной индустрии развил медиаклуб ТРК «Украинские медиа — за украинскую книгу», организованный журналом для медиапрофессионалов «Телерадіокур’єр» и ГО «Украинский медиасоюз». Присутствующим телевизионщикам, работникам радио, газетчикам, издателям и писателям была продемонстрирована подборка телепрограмм книжной тематики региональных ТРК. Качество и количество аудиовизуальных продуктов раскрыли целый спектр проблем, существующих в этом сегменте коммуникации между читателем и издателем. Как выяснилось в ходе дебатов, между книгоиздателями и представителями региональных электронных медиа отсутствует надлежащий диалог: издатели не информируют такие СМИ о своих книгах, да и вообще не ищут выходов на региональные ТРК, а те, в свою очередь, не знают, о чем рассказывать в книжных телепрограммах и снимать сюжеты, поскольку плохо ориентируются в современном книжном репертуаре. Поэтому издатели жаловались на отсутствие высокопрофессиональных критиков и рецензентов в прессе, репортеров и ведущих на телеканалах и радиостанциях, а также на высокие цены на рекламу и пиар-услуги; а журналисты региональных ТРК — на недостаток внимания к ним со стороны издателей и слабый интерес к книжной тематике со стороны редакторов и владельцев СМИ. Сошлись на том, что присутствующие обменялись контактной информацией и договорились налаживать деловые отношения. Этот медиаклуб был первым экспериментом по привлечению представителей региональных телеканалов и радиостанций к поиску путей решения проблемы отсутствия информации о книгах в электронных СМИ, во время работы которого стало очевидно, что существует потребность объединить усилия, скоординировать действия и начать сотрудничество.

Программа бизнес-дискуссий и круглых столов тринадцатого Форума издателей существенно уступала по насыщенности уже упоминавшемуся Международному литературному фестивалю. Но будем надеяться, что в следующем году обсуждению отраслевых проблем будет уделено намного больше внимания, количество семинаров и тренингов для отечественных издателей возрастет, а форум укрепит свою репутацию эффективного канала деловой коммуникации книжников.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме