ЛЕТНЕЕ МЕНЮ ОТ ГОЛЛИВУДСКИХ КУЛИНАРОВ

02 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 2 августа-9 августа 2002г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Состояние летней разморенности, исключающее любое интеллектуальное усилие, но предполагающее из...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Состояние летней разморенности, исключающее любое интеллектуальное усилие, но предполагающее избыток свободного времени и некоторый запас звонкой монеты в кармане, давно навеяло Стивену Спилбергу идею специально готовить к пляжному сезону что-нибудь крайне необременительное для извилин, но чрезвычайно действенное в плане выброса адреналина. Первой ласточкой такого «летнего киношедевра» стали знаменитые «Челюсти», заглотнувшие рекордные по тем временам кассовые сборы. С легкой руки культового режиссера кинопродукция стала условно делиться на «летний» и «зимний» ассортименты, с откровенной претензией последнего на нечто большее, вплоть до заветных наград от киноакадемиков. Тем не менее в этом году все тот же Спилберг решил традицию нарушить, запланировав именно на лето выход на экраны своего последнего творения, которое мало кто рискнет втиснуть в рамки «летнего блокбастера». Хотя оно и сохраняет все его (блокбастера) внешние признаки.

В основу фильма «Особое мнение» положен небольшой рассказ Филипа Дика, творчески переработанный сценаристами Джоном Коэном и Френком Дарабонтом. Действие фильма переносит нас в не такой уж далекий 2054 год, в котором человечество так и не научилось лечить банальный насморк, зато обрело возможность предотвращать преступления еще до момента их совершения. Это стало возможным благодаря случайному открытию феноменальных способностей нескольких бывших пациентов психиатрической лечебницы, которые способны предсказать, кто, какое и когда собирается совершить преступление. А специальное подразделение во главе с неотразимым Томом Крузом (исполняющим роль Джона Андертона) облечено властью не только предотвращать эти преступления, но и даже судить того, кто их только собирался совершить. Естественно, пока герой Круза находится по «правильную» сторону баррикад, система кажется простой до гениальности. Но вот в числе предполагаемых преступников оказывается сам Джон Андертон, и тогда все представляется в других тонах (что Спилберг мастерски обыгрывает средствами кинематографа). При этом оказывается, что предсказатели ошибаться в «унисон» не способны. Но в некоторых случаях, когда в пророчествах, как, например, в данном случае, наблюдаются разночтения, приговор может оказаться ошибочным. Именно особое мнение Агаты в исполнении Саманты Мортон и нужно зафиксировать главному герою, чтобы доказать свою невиновность. Вот теперь Крузу представляется возможность продемонстрировать все великолепие своего фетишизированного тела и отличную физическую форму (что нелишне с учетом 40-летнего юбилея, отмеченного 3 июля), а Спилбергу — вставить пару сцен в духе лейтенанта Коломбо, первую серию саги о котором режиссировал именно он.

Однако этим дело не ограничивается. У зрителей (по крайней мере у некоторых) возникает неудержимое желание осмыслить сложившуюся ситуацию. И особенно это актуально для американской аудитории, что достаточно четко сформулировал в одном из своих интервью сам Спилберг: «Именно сейчас люди не прочь отказаться от значительной части своих свобод в обмен на ощущение собственной безопасности. Они готовы предоставить ФБР и ЦРУ неограниченную власть для того, чтобы, как говорит президент Буш, выкорчевать тех индивидуумов, которые представляют собой опасность для нашего образа жизни. В данном случае я на стороне президента. Я готов лишиться части своей личной свободы, чтобы избежать повторения 11 сентября. Но вопрос заключается в том, где мы должны провести границу? Какой части нашей свободы мы готовы лишиться? Вот о чем весь этот фильм».

От необходимости думать и решать неординарные проблемы не избавляет и еще одна летняя премьера — «Говорящие с ветром», поставленная Джоном Ву. Действие этого фильма переносит нас в годы Второй мировой войны, когда американская морская пехота сражалась на островах Тихого океана с японцами, в данном случае уж точно живота своего не жалея. Причем не только своего. Выяснив, что у индейцев из племени навахо есть особый язык, генштаб отправляет несколько таких индейцев в качестве операторов-наводчиков для артиллерии на передовые позиции. А в генштабе сидят их собратья, с легкостью расшифровывающие послания, японо-немецкой дешифровке принципиально неподдающиеся. Интрига закручивается еще больше после того, как к каждому индейцу (в кадре крупным планом показаны двое — Бен Янзы (Адам Бич) и Чарли Белая Лошадь (Роджер Вилли)) прикрепляют телохранителя (Джо Эндерс в исполнении Николаса Кейджа и Окс Андерсон — Кристиана Слейтера). Причем это роли именно ТЕЛОхранителей. Иными словами, при угрозе захвата в плен шифровальщиков эта угроза должна быть предотвращена даже ценой жизни самих шифровальщиков. Именно поэтому герой Николаса Кейджа и предостерегает своего напарника от сближения с этими «навахо», однако на то Ву и признан мастером «батальной лирики», чтобы наводнить батальные сцены элементами лиричности, местами переходящей в сентиментальность. Особенно при изображении динамики развития отношений между «подопечными» и их «телохранителями». Конец умеренно-счастливый (с учетом финальных титров, сообщающих, что японцам не удалось взять в плен НИ ОДНОГО индейца из племени навахо), который, тем не менее, не защищает от искушения задуматься над уместностью самого понятия патриотизм в стране, полностью изъеденной ржавчиной расизма (пусть даже и в историческом аспекте).

Злые американские критики утверждают, что ломать собственные «сезонные» традиции Спилберг начал после того, как его прошлогодний «высоколобый» шедевр — «Искусственный разум», принятый им по эстафете от покойного Стенли Кубрика, не удостоился наград ни по одну из сторон Атлантики. Тем не менее в списке «пляжных» кинопремьер все еще осталась немалая толика тех, которые для надлежащего восприятия ничего, кроме кока-колы с поп корном, не требуют. Для особо нуждающихся можно упомянуть «Плохую компанию» (которую даже участие Энтони Хопкинса в качестве «нормального» героя не спасло от «пляжного» статуса), «Идентификацию Борна» с Мэтом Деймоном в главной роли, и отпадный мультик «Скуби-Ду» о говорящей собаке и ее менее интеллектуальном, но более начитанном хозяине, возомнивших себя детективами. Отрадно в данном случае то, что этот «пляжный» репертуар имеет все шансы дойти до нас еще до начала «академического» сезона.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК