Малая проза Сергея Жадана, Любка Дереша, Руслана Горового, Евгении Кононенко, Юрия Винничука легла в основу нового спектакля Киевского Молодого театра "Гагарин и Барселона". Премьера состоялась в начале года. И за короткий период успела стать настоящей сенсацией театрального Киева: билетов не достать на несколько месяцев вперед.
Этот театр ныне является неоспоримым лидером по количеству (и вместе с тем по качеству) постановок, не только расширяющих жанровый диапазон репертуара, но и доказывающих: от гения Леся Курбаса Молодому перешло не только название, - ему передалось через поколение неудержимое желание новаторства в театральном деле.
Итак, инициировав проект "Про-За-Театр", главной его целью Молодой провозгласил популяризацию современной украинской малой прозы. Автор художественной концепции и художественный руководитель постановки - режиссер Андрей Билоус. Над отдельными сюжетами работали его ученики, будущие режиссеры, а пока студенты Киевского университета имени И.Карпенко-Карого: Мари Акопян, Мария Лукьянова, Илья Полоз, Наталия Сиваненко, Лидия Филовская. Художник проекта - Борис Орлов.
Как указано выше, спектакль "Гагарин и Барселона" создан на основе объединения и чередования рассказов Руслана Горового "Гагарін і Барселона", Любка Дереша "Тату, ваш син - вегетаріанець", Сергея Жадана "Територіальні води її ванни", Юрия Винничука "Ще один гарний день" и Евгении Кононенко "Поцілунок у сідниці" и "Два квитки до опери".
Шесть разных историй, актуальных, жизненных, временами дополненных нереальным миром воображения авторов/режиссеров/актеров, оказались разными красками, из которых удалось создать целостное и яркое полотно.
Основой спектакля, дав ему название, стал рассказ Руслана Горового "Гагарін і Барселона". Это история о двух надломленных душах, каждая из которых после пережитых потрясений не разочаровывается в этом мире, а находит силы жить дальше, не отрекаясь от своих мечтаний, попыток стать счастливыми и навести порядок в своих душевных микрокосмах, создав единый общий, который навеки объединит - любовь.
Гагарин врывается на сцену под звуки самолета и четко, как молитву-мантру, обращенную исключительно к небу, умоляет его "не исчезать".
Но как может исчезнуть небо? Кто может отнять у человека то, чего человечество даже не смогло полностью постичь за все времена своего существования?
Однако Гагарин позволяет зрителю в течение действа понять, что у человека можно отнять не только землю под ногами, не только небо, но и весь мир вообще.
Полный тезка своего "небесного" кумира, Гагарин в исполнении студента университета имени Карпенко-Карого Игоря Лагая восхищает своим умением быть и взрослым, и ребенком одновременно, а еще - своей стеснительностью и искренней наивностью, с оттенком тонкой инфантильности, похожестью своей улыбки на улыбку настоящего первого космонавта планеты.
Еще более удивительное объединение продемонстрирует она, врывающаяся в жизнь Гагарина со скоростью реактивного самолета. Она - просто Вика Барселона. Отец - архитектор. Гауди, увлечение Испанией - как объяснения "почти имени" и неудержимого желания посетить овеянную мечтами Барселону. У нее своя трагедия, перекрывающая все 1856 дней ее счастья. Она смеется, демонстрируя боль, разрывающую ее изнутри.
Она старается поверить в свое счастье - новую искренняя любовь, - когда раны еще не зажили, и единственное, чем можно себя успокоить, - пустышка ее ребенка, который… погиб. Пустышка, которой Барселона останавливает крик своего отчаяния от необходимости продолжать жить в этом жестоком мире.
Барселону играет также студентка университета имени И.Карпенко-Карого - Марина Кошкина. Следует отметить, что в сплошной картине спектакля Марина особенно увлекает глубиной подачи драматизма. Существуют в этом мире вещи, которые можно объяснить только происхождением из Космоса, из чего-то нам неизвестного. Таким я вижу и талант, которым, безусловно, наделена эта молодая актриса. Крик, который прозвучит в развязке, Марина издает с таким внутренним надрывом, будто ее в самом деле рвут в клочья живьем. Это не крик силой голоса. Это крик силой таланта.
Отдельного внимания заслуживает игра другого харизматичного таланта - сквозного героя спектакли Валерки Ивановича в исполнении народного артиста Украины Валерия Шептекиты. Это мудрый бомж, который будет помогать героям найти правильные решения их проблем. У него есть собственная история-рассказ о странном потустороннем мире, о похищенной невесте и подлинной страсти. Но при этом Валерка Иванович делится опытом своих ошибок, чтобы другие их не делали, чтобы другим жилось лучше.
Именно такие "незаметные" рассказы бездомного помогают отцу понять: то, что сын стал вегетарианцем (рассказ Любка Дереша "Тату, ваш син - вегетаріанець"), вовсе не является проблемой, ибо терять сына из-за такой мелочи - больно. Главное, что сын жив.
В наши времена, когда вегетарианство приобрело большую популярность, такая история, а главное - правильное отношение к ней, может оказаться близкой тысячам украинских семей и помочь уладить то, что на самом деле не является даже третьестепенной проблемой.
Сына-вегетарианца блестяще-комически играет актер Молодого театра Артем Мартынишин. В новелле представляется возможность насладиться объединением опыта разных поколений. Ведь бабушку внука-вегетарианца чудесно играет народная артистка Украины Татьяна Стебловская. Ей достаточно лишь взгляда, чтобы донести свою мысль. И этот глубокий взгляд молниеносно действует как на партнеров по сцене, так и на зрительный зал.
Безусловно, каждый актер в этом проекте заслуживает добрых слов театрального критика: Ярослав Гаврилюк, Надежда Козленко, Артем Атаманюк, Иванна Бжезинская, Владимир Чигляев, Юрий Потапенко, Ирина Светлякова, Анна Бащева, Алексей Нежурко, Александр и Виктория Ромашко, Ирина Кравченко, Дарина Панасенко, Анна Сердюк, Давид Лежава.
Энергетически сильную эмоциональную составляющую придает спектаклю удачно подобранное музыкальное оформление: в каждой истории звучат песни украинской инд-рок-компании Viviénne Mort. Удивительно и даже парадоксально, что столько песен одной компании по текстам и манере исполнения органично сочетаются с постановкой. Будто Viviénne Mort специально написали музыку, создали песни для них.
Интересны и другие истории, которые, на первый взгляд, могут показаться исключительно бытовыми, однако являются неотъемлемой частью наших будней. Эти истории живые, острые и поучительные, и потому закрывать глаза на них или говорить, что такого не бывает, - не получится.
Кто-то в истории о расхождении взглядов на воспитание ребенка и конфликте в треугольнике бабушка-мать-ребенок, возможно, узнает себя или своих знакомых. Кто-то сможет понять сладострастие молодой девушки, у которой проблема сексуального влечения становится главной в жизни.
Но были и такие зрители, которые в компьютерщике Алике - в истории об Анне-Марии - узнали своего знакомого Костю. И уже в антракте пытались приобрести для него билеты, чтобы он увидел себя со стороны и поменял имидж, ведь их слова на него не действуют.
И это только одно подтверждение того, что современные рассказы на сцене - актуальны. Что этот проект в таком комбинированном формате современных произведений поможет не только улучшить настроение после просмотра, но и изменить что-то в жизни вообще.
Эта постановка представлена на основе современных рассказов. То есть, в том числе, и бытовой речи наших современников. Но спектакль радует отсутствием ненормативной лексики. Учитывая, что в последнее время ненормативный эпатаж стал определенной театральной нормой, в спектакле "Гагарин и Барселона", к счастью, побеждает чистота и культура речи.
Дважды после показов я имела возможность наблюдать, в каком эмоционально возбужденном состоянии зрители оставляют Молодой театр. Когда спектакль уже завершился, а волнение от прожитого в маленьком микрокосме Молодого продолжается.
После первого просмотра поначалу показалось, что целевая аудитория спектакля - молодежь. Со временем стало понятно: проект - для тех, кто молод душой, ведь биологический возраст не имеет значения.
В очереди в гардероб услышала, как разговаривала пожилая пара: мужчина просил жену сказать сыну, чтобы тот нашел песни Viviénne Mort, записал их, дескать, надо послушать, потому что спектакль сильный, а еще - попросил ее не плакать, когда снова будут переживать эмоции от спектакля.
Это еще одно свидетельство того, что современная украинская проза успешно представлена в экспериментальном театральном формате.
Итак, полет продолжается.