Лесь Сердюк: «Я СЧАСТЛИВ, ПОТОМУ ЧТО ХОТЯ БЫ РАЗ В ГОДУ ЗАНИМАЮСЬ ЛЮБИМОЙ РАБОТОЙ»

Поделиться
На Свердловской киностудии режиссер Николай Гусаров завершает работу над историческим фильмом «Дикое поле»...

На Свердловской киностудии режиссер Николай Гусаров завершает работу над историческим фильмом «Дикое поле». Этот факт интересный для нас тем, что в одной из главных ролей - запорожского казака по прозвищу Конь-Голова - снялся народный артист Украины Лесь Сердюк. Речь в картине идет о ватаге казаков, рыскающих по Дикому полю в поисках где-то там зарытого золота. Им выпадают испытания, в сражениях почти все гибнут, и все-таки оставшиеся десять человек золото находят. Но какое золото! На дне реки - икону Божьей Матери в золотом окладе...

Закончились съемки, озвучивание, и очень скоро фильм придет к зрителям. Неплохо было бы увидеть его, но вряд ли это будет возможным - слишком далеко от нас эта студия, да что там Екатеринбург, мы и созданных в Киеве фильмов не видим на экранах... Тем не менее, утешимся фактом участия нашего актера в зарубежном фильме - на сегодня случай уникальный. Лесю Сердюку повезло, но везение, конечно, не случайное, скорее закономерное. Николай Гусаров увидел его в фильме Юрия Ильенко «Легенда о княгине Ольге», где актер убедительно сыграл воинственного князя Святослава.

Кстати, последнее время актерская карьера Леся Сердюка накренилась в сторону милитаризма. Везет ему на воинов разных исторических времен. Именно его герой сотник Журба охраняет дочь гетмана Елену в фильме «Гетманские клейноды», охраняет честно и доблестно. А в телесериале «Роксолана» его Касым-паша возглавляет войско султана могущественной Османской империи. И хотя кинокритики не упустили случая поиронизировать над малочисленностью этого кинематографического войска во время боевых действий, но если абстрагироваться от этих эпизодов, памятуя, что сюжет разворачивается вокруг дворцовой жизни, то нетрудно заметить: военачальнику уделено в нем немало места, хотя он и является одним из немногих, кто не участвует в хитросплетении дворцовых интриг и благосклонен к главной героине телесериала. В жанре «мыльной оперы» актер нашел краски, причем достаточно сдержанные и вместе с тем убедительные, чтобы его герой запоминался и вызывал неравнодушное к себе отношение.

И вот «Дикое поле» - очередная смена исторических декораций. Понятно, что запорожское казачество ближе ему, дороже его сердцу, и благодаря фильму он приобщился ко многим исследованиям историков, а среди новейших - книге Валерия Шевчука «Козацька держава» (1995).

Как видим, Лесь Сердюк - киноактер ныне действующий. Это сегодня - несказанное везение для людей его профессии.

На Киевской киностудии имени А.Довженко он работает с 1961 года - после окончания Харьковского института искусств. Далеко не сразу появились главные роли, но уже в 60-х он был на своем месте в фильмах «Хлеб и соль» (по роману М.Стельмаха), «Живая вода» и других - снимался он много. Но действительно значительная роль пришла позже - Данько в «Вавилоне XX» Ивана Миколайчука. Выпало Лесю Сердюку сыграть непритязательного сельского парубка - не серьезного, ибо ему вскружила голову жажда легкого обогащения - то клад, зарытый возле родной хаты, не дает ему покоя, то тянет покуролесить и отчебучить что-нибуть эдакое... Короче говоря, его герой внес необходимую толику критики в создание национального характера. Конечно, многое воспринималось с юмором, многое было похоже на выдумки, но вместе с тем Данько был узнаваемый и реалистический герой. И вполне естественно, что актер пришел именно к поэтическому кино, а с другой стороны, именно поэтический фильм дал возможность ему раскрыться на полную силу.

Лесь Сердюк и поныне воодушевленный этой поэтической силой, - «Вавилон XX» для него как бы точка отсчета в оценке сценариев, фильмов (например, он говорит: «Два года назад Наталья Монузко дала прочитать сценарий «Простодухий» за повестью Валерия Шевчука. Со времени «Вавилона XX» я такого сильного сценария не читал»). На юбилейных торжествах, в фильмах-портретах он рассказывает о работе над «Вавилоном». Глубоко в эмоциальной памяти осталась необыкновенная атмосфера съемок, манера работать с актерами Ивана Миколайчука. Сам актер, он умел съемочный процесс превратить в игру, постоянно поддерживая состояние творческого подъема, не вдаваясь при этом в логические объяснения задач и сверхзадач роли. Кстати, «Дикое поле» близко Лесю Александровичу именно образной символикой...

Сама внешность актера - резкие черты лица, стройная фигура, выправка, легкость движений - способствует тому, что режиссеры поручают ему роли героев воинственных. И правда, ему к лицу воинские доспехи. В реальной жизни он очень приветливый и доброжелательный человек (это могут подтвердить его коллеги, его студенты по актерскому мастерству с кинофакультета). И поэтому еще больше впечатляет его перевоплощение, когда создает персонажей отрицательных, а случается, и отъявленных негодяев. Именно таким был его Вильгота в фильме Юрия Ильенко «Соломенные колокола» (1987) - за этот образ актер удостоился приза за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Вильгота начисто лишен демонизма, даже в мелкие бесы он не годится. Это прозаический негодяй, погруженный в быт. И злодеяния его не выходят за рамки обыденного сознания урвать себе за счет чьих-то страданий и горя. Это проявления национальной самокритики украинских кинематографистов случилось не только потому, что Юрий Ильенко и Лесь Сердюк отдавали дань вошедшей в моду «чернухе». Повесть Е.Гуцала, который легко схватывал разнообразные характеры и не закрывал глаза на злодеяния на таком как бы «клеточном» уровне, вероятно, привлекла постановщика возможностью трезвого и честного осмысления зла. Но и трезвость, и фильм очень быстро забыли, в значительной степени потому что персонаж не вписывался в параметры пострадавшей в историческом масштабе нации. Неприятное все-таки зрелище - мимикрирующий, приспосабливающийся к насилию человек, мелочный и жадный, одержим неистребимой ненавистью к людям. Такой портрет нелегко создать - роль психологически сложная. Тем более, что мозаичная и многоликая среда фильма своей перегруженностью как бы затеняет центральный персонаж. Но созданный емкими и лаконичными средствами Вильгота -if стал в актерской биографии определенной точкой отсчета - был взят серьезный рубеж мастерства. Вероятно, из-за значительных затрат энергии эту работу и ценит актер. Как и работу в фильме Леонида Осыки «Подарок на именины» за М.Коцюбинским.

Вообще, рубеж

80-х - 90-х выдался насыщенным работой («Гетманские клейноды», «Партитура на могильном камне», «Роксолана») - актеру легко давались оттенки, он умел проявить филигранную технику. В исторических лентах это умение как бы теряется за внешней атрибутикой, но вот в картинах, где ты в невзрачных одеждах, наедине с образом... Там ты можешь проявить, на что способен. Да и в исторических лентах возможность попадания в среду, причастность к ярким событиям, убедительность людей прошлого зависит от актеров.

Два года назад замысел совместного с Леонидом Осыкой фильма «И не введи нас во искушение...» был, казалось, близок к воплощению. Но не хватило суммы, которую мог бы внести инвестор. Инвестора пока не нашлось. Но не в правилах актера терять надежду, хотя он, как все его коллеги по искусству, трезво оценивает нынешнюю ситуацию. Его оптимизм питается конкретной работой - со студентами, редком, но все-таки участии в фильмах: свежий пример - актер озвучил (бесплатно) на Национальной кинематике ленту о Млечном пути - про Чумацький шлях,- фильм, который и повествует о несовпадении названий. Каждую минуту он готов откликнуться на зов - «Я счастлив, потому что хотя бы раз в год могу заниматься своей горячо любимой работой».

Лесь Сердюк - яркая индивидуальность и, несомненно, в значительной степени автор своих ролей. Пусть они, новые и желанные, приходят к нему почаще.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме