КУРТ ВАЙЛЬ — ИЗВЕСТНЫЙ И НЕОЖИДАННЫЙ

01 марта, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 8, 1 марта-8 марта 2002г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Концерты оркестра «Перпетуум мобиле», руководимого Игорем Блажковым, вызывают неизменный интерес киевских слушателей...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Концерты оркестра «Перпетуум мобиле», руководимого Игорем Блажковым, вызывают неизменный интерес киевских слушателей. Объясняется это очень просто — программы, предлагаемые Блажковым, всегда эксклюзивны и включают произведения, никогда дотоле не звучавшие в Украине. Это может быть музыка западноевропейского барокко и раннего классицизма (любители музыки помнят, например, аншлаговые концерты в костеле святого Александра, где звучали сочинения Франческо Дуранте и сыновей Баха). Это могут быть, наоборот, малоизвестные страницы музыки ХХ века, непревзойденным знатоком которой является Игорь Блажков, лично знавший таких корифеев, как Дмитрий Шостакович и Игорь Стравинский. На этот раз в актовом зале Киевского национального университета им.Тараса Шевченко, в котором 160 лет назад выступал Ференц Лист, звучала немецкая музыка — исполнялись произведения Курта Вайля (1900—1950).

Слушателям был открыт практически неизвестный Вайль. Он предстал не только как автор знаменитой «Трехгрошовой оперы» (кто не знает баллады о Мекки Ноже, ставшей мировым джазовым шлягером?), а как один из интереснейших академических композиторов первой половины ХХ века. Творческие искания Вайля находились в русле самых передовых тенденций 20—30-х годов — и не в арьергарде процесса, а в его авангарде. Наглядно убедиться в этом предоставил возможность концерт оркестра «Перпетуум мобиле» под руководством И.Блажкова. Впервые не только в Украине, но и в странах СНГ исполнялись «Берлинский реквием» (1928) — маленькая кантата для тенора, баритона, хора, духового оркестра и органа на тексты Бертольда Брехта (солисты — В.Тутченко и Ю.Олийнык, партия органа — Ольга Дмитренко) и камерный вокальный цикл «Женский танец» (1923) для сопрано, флейты, альта, кларнета, валторны и фагота на тексты миннезингеров (солистка — Ирина Зябченко).

Говорить о ярком художественном впечатлении от исполнения этой музыки было бы некоторым преувеличением (да и сложно разобраться в особенностях интерпретации практически неизвестных сочинений). Кроме того, именно художественное впечатление от «Берлинского реквиема», например, было несколько «смазано»: грандиозная хоровая арка, обрамляющая его, показалась несколько утлой. Силы учебного коллектива — академического хора студентов кафедры хорового дирижирования Национального университета культуры и искусств — явно не соответствовали сложности поставленной задачи. В то же время стильность исполнения сольных частей «Реквиема», вокального цикла и сюиты из музыки к «Трехгрошевой опере» не вызывает сомнений и заслуживает самых лестных слов.

С другой стороны, сложно переоценить истинное значение концерта в плане его просветительской направленности. Музыкальная атмосфера Украины обогатилась неведомыми ей доныне красками: музыка Курта Вайля из terra incognita — еще не превратилась в освоенный материк, но обрела зримые очертания. Именно приоритетностью этой сверхзадачи объясняются и наличие просветительского вступительного слова И.Блажкова, с присущим только ему академически-дидактическим оттенком, вполне понятным и уместным в акциях такого плана, и особенность компоновки программы, в которой звучало, например, два варианта одной части из вокального цикла «Женский танец». Речь идет о третьей части — «Если б холодным ключом» на текст неизвестного автора, прекрасно исполненной Ириной Зябченко в оригинальном варианте (в сопровождении камерного ансамбля) и в транскрипции для голоса и фортепиано, сделанной учителем Курта Вайля Ферручо Бузони (партия фортепиано — Кирилл Блажков).

Комплексно-просветительский характер концерта подчеркнули и развернутая в галерее «Университет» выставка репродукций произведений современников и друзей К.Вайля — Кете Кольвиц, Георга Гроса, Отто Дикса, Макса Бекмана, Эрнста Барлаха, а также изданные Немецким культурным центром «Гете-институт Киев» украинские переводы текстов прозвучавших произведений (автор — Иван Лучук).

Наконец, особую ауру концерту придало его посвящение памяти выдающегося музыканта, крупнейшего организатора музыкальной жизни Украины, блестящего знатока джаза Владимира Симоненко. Как оказалось, именно В.Симоненко в 1983 году был одним из инициаторов создания мобильного коллектива, призванного исполнять неизвестную музыку, — оркестра «Перпетуум мобиле». В память о нем коллектив отныне называется оркестр «Перпетуум мобиле» имени Владимира Симоненко.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК