Киевский Театр классического балета в представлении не нуждается, однако в последнее время о его существовании ничто не напоминает. Почему афиши театра исчезли из поля зрения столичной публики, а информация о нем почти не просачивается в газеты и журналы? На эти и другие вопросы отвечает директор Семен Юрьевич Мирочник.
- Сегодняшнее положение театра определить трудно, вернее, трудно найти ему точное определение. Попробую объяснить: театр не закрыт, он существует большей частью на бумагах, есть даже актеры, балетмейстер, обслуживающий персонал. Но прежнего театра, каким его знала киевская публика много лет, уже нет. Полное разорение и нищета - вот то, что мы имеем сейчас.
- Это странно слышать, ведь труппа Национальной oпeры работает в полную силу.
- Да, академические театры пока еще перебиваются с хлеба на квас, нас же городские влacти полностью лишили материальной поддержки. Мы давно уже существуем в долг.
- Вы обращались в соответствующие инстанции?
- Стучимся во все двери, хотя знаем наверняка, что все это бессмысленно.
- Почему?
- Кого сегодня интересует искусство? Никто не думает о будущем. Прибыльна поп-культура - ее и тиражируют. Классическое искусство всегда убыточно в материальном отношении, но оно формирует ту самую духовность народа, о которой так много кричат на всех углах. Однако дальше призывов дело не идет. Погибает не только наш театр, но и десятки других по всей стране. То же можно сказать и о библиотеках, кино, музыке... Нельзя дать деньги одному театру и тем спасти все искусство. Необходимы серьезные и срочные меры в масштабах всей страны. Человек, не любящий Пушкина, не знающий Прокофьева или Довженко, в театр не придет. Но разве можно это допустить?
- Ваш театр совсем перестал давать спектакли?
- Нет, изредка нам удается играть детские спектакли, иногда даже полномасштабные трехактные балеты. Но в Киеве своими силами выкрутиться уже не можем. Арендная плата слишком велика, а город нам не помогает. Приходится находить альтернативные варианты, например работать в провинции или уезжать за границу, где, как ни странно, мы находим и поддержку, и заботу, и уважение.
- Как часто вы бываете за рубежом?
- Довольно часто, но не думайте, что это манна небесная. Нет. Это лишь способ сохранить театр и профессиональных артистов, о которых давно никто не думает. Ездим мы на кабальных условиях, платят нам очень мало, но даже этого хватает на то, чтобы актеры могли прокормить себя и свои семьи. Ведь это практически единственный реальный источник дохода. Иногда даже удается найти средства на постановку. Именно так мы создали балет «Спартак», но в Киеве до сих пор показать не смогли.
- Ваш театр сохранил прежний репертуар?
- Да, все спектакли классического наследия мы стараемся регулярно показывать в Европе.
- Они имеют успех?
- Безусловно, иначе бы нас так часто не приглашали.
- Каким образом вам удается сохранить труппу?
- Артисты - это та странная порода людей, которая сама никогда добровольно не откажется от сцены. Это даже не любовь, а мировоззрение, образ жизни. В театре давно нет денег, но актеры ежедневно приходят заниматься в балетный класс, чтобы не терять свою форму. Большинству приходится работать еще и в других театрах, но никто не уходит совсем. Правда, многие уезжают за границу, где есть все условия для нормальной творческой работы. Они, как правило, не возвращаются, а это очень весомая потеря для всего украинского балета.
- На что вы надеетесь?
- Только на себя. Конечно, хочется верить, что что-то там в верхах изменится, кто-то подумает и о нас, и вообще о каждом отдельном человеке. Но пока театр - это та маленькая общность людей, которая способна противостоять бескультурью и мучительным тяготам бесконечного «переходного периода».