КТО НАМ НЫНЧЕ «СТАРШИЙ БРАТ»

28 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 28 февраля-6 марта 1997г.
Отправить
Отправить

Наши желудки скоро будут иметь возможность ощутить пришествие постмодернизма в Украину. Приведу фразу американского профессора (приблизительно): «В Украине пока нет постмодерна...

Наши желудки скоро будут иметь возможность ощутить пришествие постмодернизма в Украину.

Приведу фразу американского профессора (приблизительно): «В Украине пока нет постмодерна. Но вот одно из его веяний - в Киеве скоро появится McDonalds. Потому что по сути постмодерн (для Украины) это - американизация». Так что Coca-Cola может претендовать разве что на роль предтечи. Другой американский же профессор с детской почти радостью заявил: «Нашей культуре уже двести лет, а вашей только пять. Мы старше». На основании ли этого старшенства «они» предлагают нам «подключение» к мировому постмодерну через сеть закусочных МcDonalds?

Кажется, нашей культуре никак не удастся избавиться от опеки «старшего брата». На сей раз заокеанского. Мне могут возразить, что МcDonalds это не вторжение в культуру, а еще один источник инвестирований в украинскую экономику. Что-то вроде «не учите меня жить, лучше помогите материально». Хорошо, если так. Но в том-то все и дело, что все-таки учат. Кто и чему? Речь здесь не об уровне американской профессуры, приезжающей нередко почитать лекции нашим студентам. О нем можно судить хотя бы по приведенным выше высказываниям (не хочу обижать всех приезжающих из Америки педагогов, может, и среди них бывают неплохие специалисты, хотя мне лично с таковыми сталкиваться не приходилось). Не знаю, насколько оздоравливают экономику денежные вливания из-за рубежа (в конце концов деньги не пахнут), но при подобных неуемных вливаниях в культуру группы крови могут не совпасть и культура сначала заболеет, а потом прикажет долго жить.

Американская культура во многом сродни культуре бывшего СССР. Просто одно удовольствие разговаривать со средним американцем. Он так уверен в «лучшести» собственного общественного уклада, собственной культуры, что иногда хотелось бы пожелать того же соотечественникам. Однако это не спокойная уверенность европейца (так же как у нас, заметьте), это почти религиозный восторг - совсем как у советского пионера лет пятнадцать назад. Что ж, согласно «возрастной» теории развития цивилизации, США находятся где-то в районе подросткового возраста. Это возраст самоутверждения. Может, именно отсюда этот американсикй мессианизм. «Покорив» третий мир - опять же главным образом МcDonalds'ами и Coca-Colой - энергичные миссионеры устремились на невозделанные нивы бывшего СССР. И вот «Слава КПСС» белым по красному вызывает реакцию близкую к аллергической, а Кока-Кола в тех же цветах - вполне ничего. Что ж, я только «за». Будем есть гамбургеры и запивать кока-колой. Прекрасная идея: набейте наши желудки, но оставьте в покое мозги. Да вот только возможно ли это? Если нет - вряд ли стоит запродавать душу за бутерброд.

Насколько проще все было бы, если бы культуре нашей и правда было всего 5 лет! Если бы не было давящего наследия, именуемого теперь «совком». Не было бы возведенной в культ культуры казацтва, превращенной теперь в шароварщину. Не было бы Киевской Руси, привязавшей через Византию наше сознание к европейским культурным корням. Главное - не было бы всю нашу историю сопровождавшего нас пограничного положения «между Востоком и Западом», постоянно делавшего из нас «страдальцев истории» - от Вещего Олега и князя Игоря до сих пор. На протяжении всей нашей истории это положение буфера формировало наше культурное сознание - между Востоком (делом тонким) и Европой, привязавшей к себе христианством и античным наследием. Между двумя развитыми цивилизациями - полярными мирами.

Повторюсь: меня восхищает и пугает сознание «среднего американца». Насколько четко оно структурировано. Насколько ритмично оно работает. Словно хорошо отлаженный механизм. Даже не «словно». Это и есть качественный механизм. Жизнь для него «такова, какова она есть». А если вдруг что-то не так - психоаналитик поправит. Все кнопки и рычаги управления этим сознанием досконально изучены, изобретены и вживлены куда следует и могут быть задействованы в любой момент. Главным образом - через масс-медиа. Поэтому профессионально сделанная реклама там - все. И не важно чего именно - стирального порошка или потенциального сенатора. Посмотрите внимательно американскую рекламу, главное послушайте текст. Примитив, правда? Но беспроигрышно в условиях этой культуры, поскольку максимально соответствует структурам массового сознания. Что такое МcDonalds? Это быстро и дешево. А еще это однообразно и автоматизированно. Но «однообразно» - это «как всегда качественно», а «автоматизированно» - это «как всегда надежно». Сознание мифологично насквозь. Почище, чем сознание «совка». Психоаналитику следует только хорошо знать нужный миф, и дальше не так уж сложно привести «мозги» в соответствие с ним. «Включить» их в общее перетекание процесса работы огромного механизма, называемого социум. Тогда почему неприемлемо автоматизированное приготовление пищи? Если и сам человек - это лишь многофункциональный механизм, вертящийся в определенном режиме в общей машине-социуме. Неприятная картинка, правда? Не удивительна эта типично американская киноапокалиптика: киборги, восставшие против своих создателей, компьютеры, захватившие власть, неограниченная тираническая власть масс-медиа над человеческим сознанием и т.п. Пользуясь терминами любезного американскому сердцу психоанализа, можно сказать, что культура средствами искусства сублимирует собственные страхи.

Нет, можно, конечно, представить все немного красивее: у людей есть к чему стремиться, есть цель. И общественный уклад позволяет ее достигнуть. Да, это она, пресловутая американская мечта. Основа американского культурного мифа. Кажется, она впитывается американцем с молоком матери. Или существует на генетическом уровне. Правда, мечта - это прекрасно. Когда она тобою выстрадана, когда она твоя собственная, никем не подсказанная. Когда она не вложена вам в голову искусными, искушенными в этом деле и специально для него и существующими средствами. А ведь это один из признаков тоталитаризма - общая для всех мечта. Но, представьте себе, когда она отстранена и абстрактна - коммунизм, например, - она не так действенна и живуча. То ли дело материальная, индивидуализированная мечта, вроде американской - «собственный дом на собственной земле». Вот оно, обретение Рая. Ведут к нему не легкие, но все же доступные (дозволенные) дорожки, на которых можно чувствовать себя защищенным (права человека). Пока «пилигрим мечты» идет дозволенной дорогой - может рассчитывать на эту защиту. Едва сошел - не обессудь. Естественно, этот изящный способ контроля возможен только тогда, когда члены социума движутся примерно в одном направлении. То есть когда «мечты» располагаются локально. Так обеспечивается бесперебойная работа общественного механизма.

Вообще, одна из причин провала тоталитарных идей - пренебрежение индивидуализацией. Почему так живуча религия? Потому что она ставит каждого человека в условия индивидуальной ответственности и зависимости от Бога. А массовость при этом подтверждает, что «так надо», поскольку «так поступают все» (т.е одобрено обществом). Интимность молитвы не противоречит массовости богослужения, индивидуальность патриотических чувств - массовому исполнению гимна или принесению клятвы Цезарю всем легионом. Подобные ритуалы лишь подкрепляют в сознании «истинность» идеи, не противореча ее интимности. Итак, сделайте идею доступной и достижимой на индивидуальном уровне - и она процветет в веках. Во всяком случае ее материальное воплощение всегда имеет шанс превратиться в мечту. И если сильно хочется рая - подгоните идею Абсолютного Добра поближе к материи и обеспечьте законом пути достижения. Вы получите утопию. В духе Оруэлла, правда.

Радом с «американским мифом» существует еще один - рассчитанный уже на нашего потребителя - «миф об Америке». Они похожи, только «у нас» здесь меняется на «у них». А между тем, для общества, близкого к идеалу, странным должны казаться высокий уровень потребления наркотиков, самоубийства, религиозная озабоченность, апокалиптика в искусстве, наконец. Конечно, всем этим занимаются не те, кто работает на осуществление «американской мечты». Это скорее те, кто «выпал из гнезда». Или никогда в нем не был. Потому-то я отчасти спокойна за нашу культуру - мы-то тоже никогда не были в этом гнезде. Наше культурное сознание, сформированное вековым маргинальным положением, слишком хаотично. Оно не выдерживает общих схем, ходы его запутаны, «пульт управления» им слишком хорошо скрыт. Оно привыкло при малейшем нажиме на него «уходить за Дунай», в иные культурные измерения, становиться неуловимым. Это собственная мечта и Черная Рада, не раз возникавшая в критические моменты нашей истории, - анархизм, придающий пестроту и остроту нашему ощущению мира. И непоследовательность. И наши страдания в связи с ней. Но и внутреннюю свободу.

Постмодернизм поэтому вряд ли может иметь что-то общее с американизацией. Ибо постмодернизм - это одновременное существование разнообразного, зачастую противоречивого, невообразимое сочетание фрагментов мира в единое целое. Что-то вроде реклам Peрsi и Coca на одной витрине или Макдональдс, превратившийся из забегаловки в ресторан, в котором подают национальные блюда. Да ни один американский психоаналитик не потерпел бы подобной каши в голове своего пациента - назвал бы шизофреником и отправил «куда следует»!

А мы ничего - живем. Иногда даже бывает интересно. Вот, McDonalds в мае открыть обещают...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК