| |||||
Т.Гончар. Казацкий марш |
Да, здесь родина горшков с краской!
Ф.Ницше.
Так говорил Заратустра
Совсем недавно (с точки зрения вечности), в 1949 году, Институт современного искусства в Лондоне провел выставку, названную «40 тысяч лет современного искусства». Целью организаторов было показать, что не существует ничего нового под лунным сиянием, и пещерные фрески и фигурки идолов прошли через тысячелетия как эстафетная палочка, служа эталоном для все новых и новых поколений художников.
Я полагаю, целесообразно было бы попросить наших археофилософов, дабы они, покопавшись в трипольских городищах и скифских курганах, быстренько подготовили идеологическую базу под художественную акцию с названием «50 тысяч лет современному искусству Украины». Дополнительные десять тысяч лет прибавили бы цифре округлости и капнули бы масла на оси скрипучих колес телег ариев.
Действительно, далеко ли мы отбежали в своем художественном развитии от времен, когда по нашей лесостепи свободно странствовали неколхозные и неприватизированные мамонты?
В выставочных залах Союза художников экспонировалась «Всеукраинская молодежная выставка». Вполне логично воспринимать ее как зачет по изобразительному искусству и скульптуре для представителей разных регионов Украины.
Конечно, пробелы в деятельности Союза художников отыскать не проблема. Но в отличие, например, от современной музыкально-песенной среды, где падение качества и вкуса столь глубоко (даже странно, что есть куда опускаться еще ниже), художники все же держат планку, и проползать под ней нелегко. Поэтому особых сомнений в профессиональности молодых художников не возникает. Но выставка отличается некоторыми особенностями. Ощущается синдром «детской болезни авангарда». Целые ряды нефигуративной абстрактной живописи не то чтобы раздражают, они просто напоминают путешествие по магазину «Ткани». Но то, что согревает тело, не обязательно греет душу. Конечно, молодые художники, как правило, народ небогатый — даже на рамы денег не хватает, — но так хочется галопом пропихнуть свою живопись в какое-нибудь богатое посольство или хотя бы на стены казино или ресторана. Безусловно, проще выиграть миллион в том же казино, нежели, не найдя своего уникального стиля, стать прославленным художником.
Однако не могу сказать, что в авангардистских работах я не увидел ничего приятного. Например, «Ромашки» З.Орловой — тепло, гармонично — и в цвете, и в композиции. Или небольшой холст «Степь», автор М.Нименко. Совсем лаконичными живописными приемами достигается замечательный эмоциональный эффект и ощущение состояния природы. Попытки авторов проявить себя в реалистической манере более интересны. Но если после просмотра их работ быстренько, пока не выветрились впечатления, сбегать в музей, где выставляют академическое искусство, и сравнить произведения молодых с произведениями классиков, то сразу сделаешь вывод — работайте, ребята и девчата, день и ночь, работайте, и ваше будет сверху. Другого пути нет.
Странно, но я постоянно убеждаюсь: у нас практически не встречаются неинтересные работы из керамики или стекла. Может, это объясняется все той же глубинной традицией. Ведь глину мы месим в течение всей своей цивилизационной истории, и вкус уже заложен в генах, классическая живопись все же «пришелец» у нас и требует определенных трансформаций в сознании художника. Интересны оригинальные работы из стекла Д.Вовчука «Маски», «Тыква», «Эйфелева башня», керамика «Кот и лев», «Рак», автор О.Ковалик, «Счастье — оно, как птица» В.Хижинского.
Очень хотелось бы, чтобы обратили внимание большие заказчики — искатели символов национальной идеи — на скульптуру «Казацкий марш» Т.Гончара. Несомненно, этот автор способен к образному воплощению данной задачи на монументальном уровне. Жаль, если эта работа (да и другие) не появится в бронзе и в достойном месте.
Обидно — иконописные упражнения молодых художников не излучают ни единого кванта энергии. Я не уверен, что иконописец обязательно должен быть фанатичным христианином, вполне можно быть и атеистом или агностиком, но душу в работу вкладывать необходимо.
Всего несколько дней экспонировалась в Киеве выставка «Земля пад белымі крыламі» белорусских художников в рамках Дней культуры Республики Беларусь в Украине. 78 работ 65 молодых и маститых художников из коллекции минского Музея современного искусства.
Конечно, трех выставочных дней слишком мало, чтобы даже заинтересованных ознакомить с искусством нашего соседа. Но сразу чувствуешь: эта страна — не только растиражированный образ президента-диктатора-хоккеиста. Хоть и понятно, что показанная экспозиция лишь капля из разнообразия графического и живописного моря европейской страны Беларусь, возникает ощущение панорамности и многоплановости. Трепетная, почти дышащая работа В.Шкарубо «Холодный ветер» соседствует с печально-философской сюрреалистической картиной Н.Селещука «Чувство одиночества». Жесткая выверенная литография Р.Сустова «Саламандр» не контрастирует с листом акварели В.Павловца из серии «Деревья». Акция, заслуживающая внимания. Больше бы таких и не в таких ограниченных временных рамках. Еле успеваешь поделиться впечатлениями с друзьями и знакомыми, а холсты уже запакованы в сундуки. И когда с ними встретишься снова? Да и встретишься ли?
Высокое искусство может существовать не только в музейной тиши, но и на журнальной полосе. Иногда можно услышать: как, неужели журнал «Перець» еще выходит? Выставка художников-«перчан» в галерее «Майстерня» дает возможность увидеть авторские работы замечательных мастеров. Пусть в идеологическом смысле эти карикатуры могут восприниматься сейчас с определенным скептицизмом, но они всегда были профессиональными и главное — смешными. Славные имена Александра Козюренко, Самуила Уманского (Самум), Константина Зарубы, Владимира Глывенко, Виктора Григорьева, Сергея Герасимчука, Валерия Зелинского, Анатолия Василенко, Радны Сахалтуева, Александра Михнушева, Юрия Кособукина и других. Без «Перця» жизнь была бы горше.
Любопытно, можно ли найти в пятидесятитысячелетней древности какой-либо аналог или прототип фотографии? Наверное, кто-то из наших предков застывал удивленно перед спокойной и чистой водой, всматриваясь в свое отражение. Ну, чем не дагерротип! Всего шесть фотографий Сергея Браткова в галерее «Ательє Карась». Стоит ли тратить время, чтобы зайти в зал за такой малой порцией искусства? Стоит. Шесть портретов детей в национальной бурятской одежде. Но в этих фото целый мир. И название у экспозиции оригинальное «Сувенир».
Впрочем, у желающих забыть о мире, где есть цивилизация, люди со своими художественными и антихудожественными наклонностями, есть шанс погрузиться в прошлое и на миллион лет. Выставка «Откройте свой экзомир» в галерее «Мистець» предоставляет возможность посмотреть на время, в котором единственным художником была природа. Замечательные фотографии. Даже не верится, что есть еще места на планете, где фауна чувствует себя комфортно, а растения не выращивают квадратно-гнездовым методом. Наверное, экология — единственная из мировых идеологий, у которой есть шанс объединить человечество. И, возможно, в далеком светлом будущем снова в туманном Лондоне или в зеленом Киеве будет перерезана лента на выставке «40 миллионов лет современного искусства».