Е.Голубь. «Рыбак,который глубоко задумался о жизни и не поймал еще одну рыбку» |
Если мысли облекаются в краски — получается картина. Если краски облекаются в слова — получается рассказ. Если соединяются мысли, краски и слова — складывается канва художественной выставки «Короткие истории».
Зрителю предложили не просто посмотреть. Его взяли в соучастники проекта. Ведь все подобные истории происходят рядом с нами, и каждый может дать им свою оценку или подсказать развитие сюжета. А для начала куратор выставки и одна из участниц Елена Голубь поработала режиссером и показала, как сюжет мог бы развиваться. Из кратких названий картин получились мини-рассказы. Сопровождаемые видеорядом — непосредственно картиной — они заставляют включить фантазию: узнаваема «Мечта о поездке на море, на которую никак не получается насобирать денег» (пояснение названия дано курсивом) и заставляет задуматься «Большая банка, в которой живут рыбки, и еще более большая, в которой живем мы» Александра Комиссаренко, хочется поселиться в таких «Красивых домиках, в которых не ругаются матом ни дети, ни женщины, ни даже мужчины» и «Чистых домиках, в подъездах которых никогда не бывает простреленных политиков или бизнесменов» Валерия Голейко; искренне жалеешь «Бабу Галю, которая очень любила свою телочку, целовала ее, и вдруг ту зарезали» Елены Голубь, проникаешься чувствами «Жокея, который не хотел победить на скачках, жалея своего коня» самой молодой участницы выставки, 24-летней Екатерины Бурлиной; стараешься тоже увидеть такой «Сон двух влюбленных, который происходит наяву», какой увидела Татьяна Чеброва, и сесть на «Крыло птицы, которую покормили крошками хлеба добрые дети» Ларисы Пишей, а также подивиться скульптуре «Дедушка нерпа» Григория Столбченко (Груши)…
Что было первично, слово или рисунок? — допытывались у Елены Голубь. Конечно, картины, отвечала она. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что большинству участников проекта слово не чуждо, они черпают вдохновение в поэзии и музыке.
Поместившихся в одном зале «Українського дому» шестерых художников и одного скульптора, абсолютно не похожих ни техникой, ни манерой исполнения, разных по возрасту и образованию, объединяет крепкое ощущение реальности. Они не витают в облаках, но и не добавляют чернухи, они просто мыслят реальными мерками и не пугаются трагичного в жизни. Как, впрочем, умеют радоваться радостному. Слово «реализм», которое нынче все более становится немодным, затасканное эксплуатацией в угоду чьих-то потребностей, в этой экспозиции, пожалуй, хотелось произнести более всего. Герои «Коротких историй» настолько узнаваемы, что даже явление розового кота или разноцветных жилых домов фантастической конструкции казалось естественным и органичным. Потому что, изображая их, художники были предельно искренни.
«Момент искренности — по такому принципу формировалась экспозиция этой выставки, — заметила Елена Голубь. — Сейчас в искусстве очень сильна потусторонность. Мы перестали обращать внимание на то, что рядом. Нефигуративная, абстрактная живопись ныне оторвана от земли и действительности и, на мой взгляд, сейчас не актуальна. А представленные на выставке картины устанавливают связь со зрителем.
В зале рядом висели картины и выпускников художественной академии или училища, и тех, кто получил образование приватно. И это тоже хороший симптом. За рубежом, кстати, вопрос ставится так: искусство или нет. Если работы зрителю интересны — художник выставляется».
Сборник живописной прозы «Короткие истории» необычайно насыщен цветом. Можно сказать, что картины излучают жизненную энергию, заложенную художниками. Например, свою живопись Татьяна Чеброва предлагает как целебную силу. Яркие фигурки Григория Столбченко, выполненные в очень интересной технике с использованием дерева, пластика и масляных красок, необычайно понравились детям, которые посещали выставку с родителями (а ведь именно малыши особенно чутки к искренности).
И вместе с тем подобную живопись вряд ли можно назвать конъюнктурной. Это способ выжить — только не бренному телу, а душе.
…Александр Комиссаренко с болью сказал, отдавая работы на выставку: живопись оставляю. В повседневной жизни художник сталкивается с намного более жесткими реальными историями, от которых хочется убежать… чаще всего обратно к холсту. Возможно, он вернется. Потому что писать (красками ли, пером на бумаге) — это способ жизни. Это то главное, о котором можно говорить и кратко, и длинно. Да и историй — коротких, как выстрел, и длинных, как жизнь, — вокруг предостаточно…
«Большое спасибо за выставку. С сегодняшнего вечера мое отношение к современной живописи изменилось к лучшему. И все благодаря вам», — написала в книге отзывов выставки «Короткие истории» посетительница, назвавшаяся Людмилой.