На этой неделе в столице выступил Стинг. Вместе Национальным симфоническим оркестром Украины (дирижер - Сара Хикс). Один из главных столпов современной мировой музыки исполнил в концерте «более двадцати своих хитов в новых «неоклассических» аранжинровках. А киевский Дворец спорта, где проходил концерт Symphonicity, напоминал развороченный улей: публика была готова подпевать, подплясывать… Хотя, к сожалению, и акустика в этом зале никудышная, и «дансинг» находился на таком расстоянии от артиста, что впору было брать военные бинокли, лишь бы ближе рассмотреть большую звезду.
Конечно, Стинг все так же поражает. Голосом. Природным артистизмом. Один вид этого изящного поджарого человека, который в равной степени «управляет» и украинским оркестром, и десятитысячным залом, говорит о многом… В первую очередь о том, что большие эстрадные артисты (такие как Стинг, Элтон Джон, Тина Тернер, etc.) - хранители и носители какой-то эксклюзивной сценической энергии, благодаря которой они уж столько лет и воздействуют на… Представьте, и на молодежь тоже!
Было заметно, что послушать его пришло как раз очень много молодежи. Тех, кто еще не родился, когда он уже начинал «этапы большого пути». Напомню, вырос он в свое время из рок движения в качестве фронтмена в группе The police («Полиция»). Именно там Стинг не на словах, а на деле узнал, что значит выражение «секс, наркотики, рок-н-ролл». А то, чем занимается Стинг сейчас, - создание качественной популярной музыки.
Концерт во Дворце спорта длился более двух часов. На сцене - 46 музыкантов Национального симфонического оркестра и музыканты самого Стинга. Диффузия жанров прекрасна. Плюс ко всему дирижер Сара Хикс, двигающаяся в такт музыке. Публика особенно разогрелась во второй части концерта. А после песни Desert rose («Роза пустыни») некоторые сектора и весь «партер» апплодировали стоя. Прозвучали почти все знаменитые хиты, начиная со времен его участия в группе The police. Аранжировки содержали небольшие цитаты произведений Мусоргского, Вагнера и др. О двадцатиминутном перерыве после первого блока концерта Стинг предупредил публику лично, да еще и на украинском языке: чтобы не ошибиться, читал предложение с телефона. Со словом «перерыв» не сложилось совсем, но публика поддержала успехи британца в освоении украинского языка. Уже по окончании Стинга дважды вызывали на бис. В конце концов, для благодарных зрителей он (без оркестра) исполнил Message in a bottle («Письмо в бутылке»), виртуозно играя на гитаре, которую не выпускал из рук еще из аэропорта «Борисполь».
Говорят, что визиты звезд такого масштаба в страны СНГ - проявление некоторого падения интереса к исполнителю на Западе. Стинг, несомненно, приехал и заработать (он всегда ставил очень высоко материальные ценности!). Но есть для него кое-что поважнее денег. Это - музыка. И это - принципы.
27 июня Стинг отменил концерт в Минске (по понятным причинам) и перенес его в Вильнюс. Отменил концерты в Астане после сообщения Amnesty International о том, что казахские власти ущемляют права сотрудников нефтегазовых компаний и их семей.
Из этого, очевидно, следует, что его концерт в Киеве - свидетельство относительной политической стабильности в нашей стране? Или же Стингу попросту не все рассказали?
Его альбом Symphonicities, вышедший в 2010 году, и с презентацией которого он и приехал в Украину, конечно, в какой-то степени намек на знаменитый альбом группы The police: оный назывался Synchronicity («Синхронность») и вышел в 1983-м. Почитателям творчества Стинга, тот альбом запомнился хитом Every breath you take («Каждый твой вздох»). Эта песня звучала во Дворце спорта. Именно после потрясающего триумфа той пластинки исполнитель окончательно решил уйти из группы. Осознав, что подобный успех в таком соcтаве больше не повторится.
В нынешнем стиле Стинга заметна качественная эклектичность. Очевидно, что по-прежнему в музыке он явно не боится экспериментировать и соединяя различные жанры. Популярности Стинга в свое время поспособствовали отличные вокальные данные. Но не меньшую роль для успеха сыграли и оригинальность текстов, и мелодичность его композиций.
Актуальность, провокативность и бесспорный талант - вот, пожалуй, три главных кита его творчества.
Актуальность Стинга проявляется хотя бы в том, что он ощущает время и соответствовует времени. Разному времени. Вспомним, как в 1985 году - в год прихода к власти М. Горбачева - он создает Russians («Русские»), где вспоминает слова Н. Хрущева «мы вас похороним». Страшилки времен холодной войны многих пугали, на Западе переживали «как бы чего не вышло». Поэтому такая «правильная» песня быстро завоевала популярность. Коньюнктура? Применительно к Стингу хочется назвать это ощущением времени. Его последние успешные попытки выступать с симфоническими оркестрами - тоже ощущение времени и своих возможностей. Так или иначе, Стинг - мировой бренд. И он сам осознает это. И его желание исполнить старые песни с новым классическим «звучанием» - своеобразная позолота собственного творчества. Эдакий концерт - еще и для самого себя… Будто бы попытка подвести предваритетельные итоги своей стремительной, победной карьеры.
Конфликтность, часто перерастающая в провокативность, в основном касается и текстов. В них он всегда был достаточно категоричен (недаром и псевдоним у него - sting, т.е. «жалить», а в переносном смысле - «язвить»). Это свое второе имя, как всем известно, он получил благодаря черно-желтому полосатому свитеру, в котором впервые появился на сцене. Когда в 1981-м в Северной Ирландии началась голодовка заключенных-участников североирландского конфликта, Стинг пишет Invisible Sun («Невидимое солнце») - от имени узника тюрьмы. И снимает клип с нарезкой видео времен вооруженного столкновения. Би-би-си тогда запретила показ клипа, аргументировав, что видеоряд содержит «политическое заявление». В уже упомянутой песне Russians, Стинг говорит об угрозе ядерного столкновения и риторически спрашивает: «Я надеюсь, русские тоже любят своих детей?».
В разных интервью Стинг признается, что в свое время был зомбирован пропагандой антисоветских настроений и с опаской смотрел на восток.
Конфликтность у Стинга может быть заложена даже не в самом тексте, а в теме… Так, в песне Roxanne («Роксанна»), в которой идет речь о любви к проститутке, так или иначе присутствует своеобразный конфликт с обществом, некий вызов, мол, а вам слабо? Эта песня остается одним из лучших его лирических произведений.
Конфликтность характерна и для другой его знаменитой песни Englishman in New York («Англичанин в Нью-Йорке»), в которой лирический герой страдает от непонимания и неуважения, но продолжает оставаться самим собой: «Я иностранец, я легальный иностранец, я англичанин в Нью-Йорке».
Конечно, такой конфликт может быть межличностным, как в случае с песней When we dance («Когда мы танцуем»), где проглядывает любовный треугольник: «Если бы он любил тебя так, как люблю я…». Но разговор может быть и внутренний. Тогда песни Стинга - исповеди, и затрагивают вечные философские вопросы. Как, например, песня Brand new day («Совершенно новый день») или Fragile («Хрупкость»).
О его таланте и трудолюбии написаны сотни текстов в СМИ. Сам певец написал о себе книгу «Разбитая музыка». В ней он раскрывает свою жизнь до того момента, когда к нему пришла известность. До 28 лет в его жизни случилось многое: и телесные наказания в католической школе, и годы отчаяния и поиска себя, и годы голодания и материальных трудностей. Но благодаря труду и вере в себя Гордон Самнер превратился в Стинга. Он действительно, сделал себя и, как видим, продолжает делать…