Сегодня студия «Контакт» празднует свое первое десятилетие. Эта вроде бы скромная дата наверняка вызовет небывалый ажиотаж. Впрочем чему удивляться. Ведь очень многие украинские кинематографисты и режиссеры игрового и документального кино, операторы, сценаристы, директора картин и т.д. самым тесным образом связаны с «Контактом». Георгий Шкляревский, Николай Мащенко, Александр Фролов, Александр Роднянский, Сергей Буковский, Владимир Хмельницкий, Виктор Шкурин, Светлана Ильинская, Сергей Борденюк, Марк Родовский, Эдуард Тимлин... Для знатоков отечественного неигрового кино эти имена говорят сами за себя. Для тех же, кто заядлым киноманом себя не считает, скажу, и уж поверьте на слово - это профессионалы экстракласса, именно они вносили далеко не последний вклад в формирование такого феномена как украинская школа документалистики, которая гремела в свое время не только в Союзе, но и в мире.
А потом случилось то, что случилось. Перестройка, например. Да, она дала кинематографистам долгожданную свободу, но лишила государственной поддержки, то есть денег - уж простите за банальность. Большие студии неигрового кино при такой ситуации оказались не у дел. Тогда, десять лет назад, панацеей от всех бед казалось создание небольших студий, обладающих творческой и экономической независимостью. Правда, никто не предполагал что прокат рухнет в одночасье, что желающих давать деньги на кино в наших условиях не найдется. И возникшие, как грибы после дождя студии, стали так же старательно исчезать. «Контакт» - одна из нескольких, которая выжила.
Поначалу директор студии Лариса Роднянская не ставила перед собой глобальных задач. Наверное, главной и единственной стала очень простая - дать кинематографистам работу, чтобы заработать на жизнь. О каких-то амбициозных творческих замыслах не могло быть и речи. Но и пресловутые «заказники» или рекламные ролики не так-то легко было найти. Заказчики - министерства, фонды, крупные предприятия - не спешили раскошеливаться. Скольких людей приходилось убеждать, уговаривать и опять убеждать, чтобы появились заказы. Впрочем, все эти походы по многочисленным кабинетам не прошли даром. Скажем сегодня на студии делается одиннадцать картин. И так - практически постоянно. Хотя были и времена, когда сидели почти без заказов.
Сегодня в «Контакте» могут позволить себе работать для души. Это, в частности, крупный культурологический проект «Избранные временем». Шесть первых фильмов (по 30 минут каждый) уже были показаны по УТ-1. Следующие шесть находятся в работе. А к 2000 году в «Контакте» надеются сделать тридцать картин.
Проект этот, который студия делает вместе с «1+1» по заказу Национальной телекомании Украины, уникальный. Он посвящен нашим великим соотечественникам (Серж Лыфарь, Михаил Булгаков, Соломея Крушельницкая, Лесь Курбас, Амвросий Бучма и т.д.). Одни прошли свой жизненный путь в Украине. Других судьба разбросала по всему миру. Но все они оставили заметный след в мировой культуре. Правда, этот след далеко не всегда был замечен и оценен в родном Отечестве. Вот «Контакт» хочет, простите за высокопарность, эту историческую несправедливость исправить.