КОНКУРСЫ ДЕТСКОГО РИСУНКА В УКРАИНЕ: РЕАЛИИ И ИХ КОНТЕКСТ

Поделиться
Конкурсы детского рисунка в Украине - явление не редкое и даже популярное. Что снискало такую любовь и уважение, догадаться не трудно...

Конкурсы детского рисунка в Украине - явление не редкое и даже популярное. Что снискало такую любовь и уважение, догадаться не трудно. Сама природа детского рисунка, его живые организующие начала всегда привлекали внимание даже неискушенного в изобразительном искусстве зрителя. Непосредственность и наивность, отсутствие фальши и своеобразный символизм - это далеко не полный перечень тех достоинств и преимуществ, которые мы без труда находим в детском рисунке. Детское изобразительное творчество большинство критиков в Украине смело ставят в один ряд с изобразительным искусством взрослых, по достоинству оценивая недостатки и удачи тех и других, лишь слегка оглядываясь на возраст вдохновенных творцов. Зачастую то, что делают и рисуют дети, уже давно и безвозвратно кануло в сознании профессионалов. Детский рисунок в образном сравнении более всего напоминает зеркальную гладь пруда, где отражаются проплывающие по небу тучи, склоненные деревья и где можно отыскать и себя, лишь склонившись над водой.

Поднять конкурс на принципиально новую основу, сделать его более масштабным, уйти от локальных местечковых конкурсов-смотров, каковые имели место быть в последний, довольно продолжительный период времени, - таким хотелось видеть нам новый этап в детской конкурсной эпопее. Три года, с 1995-го по 1997-й, были отданы на организацию и проведение двух наиболее крупных конкурсов в Украине. В 1995 - 1996 годах это был Всеукраинский конкурс детского изобразительного творчества «10-ліття Чорнобиля - життя у Києві», который собрал более 900 работ детей из семи областей Украины, в 1996 - 1997 годах его продолжил Всеукраинский (позднее международный) конкурс детского изобразительного искусства «Зелений світ України», собравший более 3000 работ со всех областей Украины, а также Болгарии.

Непредсказуемость и виртуозность в решении тем, предложенных детям, опровергли самые печальные ожидания, связанные, в частности, с первым конкурсом.

Безусловно, чернобыльская тематика, ее актуальность и злободневность провоцировались многочисленными факторами. Да и сама тема изначально была определена нашими немецкими партнерами из организации

«Naturfreundejugend». По сути, был предложен своеобразный тест на социальную адаптацию в постчернобыльский период, где дети представляют едва ли не самую актуальную категорию и где многие из участников пережили тот трагически известный период не понаслышке или вдалеке. Пафосность и трагизм печальных событий, откровенная плакатность, хотя в большинстве своем лиризм и легкая печаль, где брошенный пес или детская коляска у заколоченного дома за решеткой, присутствовали лишь в небольшой части работ конкурса, причем у детей старшей возрастной группы, и указывали на реальную проблематику и актуальность существования этой проблемы в сознании детей и подростков. (Конкурс был заявлен как широко открытый для всех желающих от 6 до 16 лет.) Для младших детей эта проблема казалась либо неинтересной либо малозначительной. «Я, мой мир, мой дом, родители, друзья, фантазии, игры, город, школа» - таковы основные мотивы большинства конкурсных работ. Это походило на своеобразный протест против домоганий и посягательств взрослых на мир детей, их ощущения и восприятия, где свобода, непосредственность - самые главные доминирующие факторы.

Почему мировая, глобальная катастрофа не получила широкого отражения в рисунках детей, живущих рядом с местом этих событий, - осталось для нас по-прежнему непонятным и неразгаданным. «Мне кажется, дети просто не понимают тех ужасающих событий и их последствий, что произошли в Чернобыле. Они не увязывают это с собой. Жизнь для них легка и проста. Это так же, как дышать, играть, рисовать. Все естественно, все само собой. Все попытки трансформировать чернобыльскую тематику средствами изобразительного выражения на листе бумаги для моих воспитанников не увенчались успехом. Либо получалось скучно, неинтересно, надуманно, либо дети все время уходили от этого, увлекаясь более интересным и, с их точки зрения, более актуальным», - таковы рассуждения руководителя художественной студии при киевской средней школе №187 Веры Цикоры, дипломанта конкурса.

Однако еще более непредсказуемым стал тот факт, что чернобыльская тематика неожиданно остро и выразительно прозвучала на следующем конкурсе - «Зелений світ України», где детям была специально предложена ненавязчивая и открытая тема, дающая полную возможность самовыражения. Второй конкурс по всем своим показателям уже был выше проблем заданной темы. Огромная география связывала совершенно разные школы, студии, традиции и образ жизни. И для нас, организаторов, конкурс высветлил целый ряд вопросов и проблем, уже не только сугубо профессионального, а скорее социально-культурологического характера. Откровенно говоря, мы даже не ожидали такого активного участия всех областей и регионов страны. Возможно, что патронаж Людмилы Кучмы и ее благотворительной программы «Жена Президента - детям Украины» сыграл определенную роль в этом, но все же мы не ожидали увидеть такого разнообразия, высокого профессионализма и активности представителей наиболее удаленных от столицы областей. Конкурс превратился в своеобразный праздник, фестиваль детского творчества. Не только изумительные рисунки, но и скульптура, вышивка, гобелены, батики, резьба по дереву и еще масса самых невероятных, вновь изобретенных техник составили отчетную выставку из 1000 работ, которая проходила в центре «Украинский дом» в Киеве.

Выставка лучших работ первого конкурса, по договоренности с нашими немецкими партнерами, была экспонирована в мэрии города Брауншвайг. Большой интерес и внимание, которые она вызвала, позволили принять в семьях Германии около 50 украинских детей, участников и победителей конкурса, а также детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Выставка лучших работ второго конкурса уже получила приглашение в Данию.

Победители конкурса получили прекрасные призы от главного спонсора обоих конкурсов - датской фирмы «Лего» и их киевских партнеров - фирмы «Дуплет», без участия которых конкурсы вряд ли бы состоялись, но у оргкомитета остались серьезные сомнения в возможности проведения таких конкурсов в будущем. Порядок подготовки и проведения таких больших мероприятий требует основательной и стабильной базы, чего у нас на данный момент нет. Безусловно, конкурс был удачным, но хватит ли у нас сил и выносливости, оставив на довольно большой промежуток времени основную работу, заниматься конкурсом в будущем?

Хотя, наверное, сил хватит. Но только в том случае, если государство, государственные организации позаботятся о том, чтобы работали художественные школы, студии и кружки, чтобы одаренные дети не знали ни в чем проблем, чтобы всем детям было хотя бы чем и на чем рисовать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме