Определены победители Восьмого международного конкурса исполнителей эстрадной песни имени Владимира Ивасюка, состоявшегося в Черновцах с 12 по 16 июля на сцене Летнего театра. Ими стали: Ирина Костина (Молдова) — 1-я премия, Наталья Валевская
(г. Хмельницкий, Украина) — 2-я премия, Радука Чиоркалан (Румыния) и Елена Трибой (Молдова) — 3-я премия. Для украинцев негусто. После победы Марины Одольской в 1998 году (она завоевала Гран-при) и первой премии Дениса Барканова в 1999-м два года подряд побеждали зарубежные гости — Нелли Чобану (Молдова) и Гюнеш Абасова (Беларусь). В прошлом году первую премию получила Ольга Нэка из Киева. Разумеется, отсутствие призеров на конкурсе не ставит под сомнение общепризнанную певучесть нашей нации, а только доказывает, что украинские исполнители, в отличие от зарубежных, хуже подготовлены, поскольку объективность работы жюри несомненна. Причины уже набили оскомину — в первую очередь финансовые. Как отметила обладательница второй премии Наталья Валевская, трудно найти 300—350 условных единиц на запись качественной фонограммы в Киеве. Однако никто не станет отрицать и следующее: составляющими победы являются не только качественная фонограмма для сопровождения (участники выступают под «минус» — оркестром до сих пор не разжились, хотя конкурс международный) или вокальные возможности артиста. Один из лучших исполнителей песен Владимира Ивасюка Василий Зинкевич считает творчество своего друга прекрасной школой для певца, но при этом подчеркивает, что «исполнять его песни — это не просто так себе петь ноты, петь нужно сердцем».
Этих слов Зинкевича, конечно же, не слышала лауреат конкурса 1999 года, а нынче член жюри певица из Беларуси Ирина Дорофеева, но и ее впечатления созвучны: «Участники нынешнего конкурса в большинстве своем демонстрируют свои вокальные возможности, поверхностно трактуют песни Ивасюка, не чувствуя их глубину».
Действительно, такие произведения требуют серьезной работы над содержанием. Своей метафоричностью, образностью, глубиной они уж очень отличаются от того, что сегодня звучит со сцены. Более того, многие участники вообще не знают, кто такой Владимир Ивасюк, почему проводится конкурс именно его имени. Одна из участниц, например, призналась, что ей было бы интересно узнать, что композитор пишет сейчас, чем занимается (а его нет уже 24 года!). Так о чем речь? Просто технически пропел на первом туре пеcню Ивасюка, а дальше уже выполняешь все, чего душа пожелает. Ведь «по просьбе зарубежных гостей» (см. интервью Николая Мозгового в «Сучасній освіті») условия конкурса изменили: вместо двух обязательных песен Ивасюка оставили одну. Да и те из года в год повторяются — звучат по 4—5 раз или «Балада про мальви», или «Тільки раз цвіте любов». На последнем конкурсе самой популярной была «У долі своя весна», а впервые исполнялась «Юнацька балада» — Натальей Валевской. Кстати, никто из певцов до сих пор так и не рискнул подступиться к «Кленовому вогню» и «Літу пізніх жоржин». Наверное, отпугивают и глубокое содержание, и сложная музыкальная структура произведения. И складывается впечатление, что Ивасюк вообще написал приблизительно десятка два песен, хотя их более сотни, а опубликованы 75 — есть из чего выбрать! Конечно, песни нужно переиздавать, поскольку, например, книга 1983 года уже стала библиографической редкостью. А в «Вибраному», напечатанном Фондом имени В.Ивасюка, всего 23 произведения. Вот их и поют.
Участие зарубежных исполнителей в конкурсе — дело хорошее, и сторонники его могут утверждать, что такая практика содействует популяризации песенного наследия Ивасюка в других странах. Но не нужно быть столь наивными, поскольку за эти годы лишь одна Ирина Дорофеева вновь обратилась к произведениям буковинского автора и на открытии исполнила «Нестримну течію» на стихи Б.Стельмаха на белорусском языке. Остальные же пели собственные песни. И это естественно. Кстати, на открытии конкурса, проходившего в рамках фестиваля «Пісня буде поміж нас», ивасюкова песня прозвучала аж... тринадцатой. Закрытие «спасла» София Ротару, исполнив «Червону руту». А знаменитое произведение «Пісня буде поміж нас», давшее название фестивалю, зрители так и не услышали.
Однако председатель жюри Николай Мозговой считает, что это нормально: «Конкурс не памяти Ивасюка, а его имени». Безусловно. Но в 1993 году это песенное соревнование учреждалось на родине композитора именно с целью популяризации его прекрасного наследия. И затем, можно ли представить, скажем, конкурс имени Чайковского без его произведений?
С 1998 года конкурс проводится благодаря финансовой и организационной помощи Черновицкого городского совета и лично его председателя Николая Федорука. К чести черновчан, они при любой погоде приходят на концерты. И тогда, когда конкурс проходил в холодном октябре, и сейчас, когда все три дня лил летний дождь, зал Летнего театра был заполнен. А в день открытия невозможно было найти ни одного свободного места. Закрытие же конкурса и фестиваля происходило на стадионе «Буковина». В тот день в шесть вечера начался такой ливень, что остановился транспорт. Но до 21.30 небо очистилось от туч. Тысячи людей, и не только жителей Черновцов и области — были также гости из других городов Украины, из России, пришли, чтобы узнать, кто же стал победителем, и послушать гостей фестиваля, среди которых были Александр Пономарёв и любимица Буковины София Ротару.
По решению оргкомитета средства, вырученные за билеты, будут перечислены Мемориальному музею Владимира Ивасюка в Черновцах. Благотворительный концерт в фонд музея дала народная артистка Украины София Ротару.
Как пообещал черновицкий городской голова, ІХ конкурс имени Владимира Ивасюка обязательно состоится. Хотелось бы, чтобы в нем, кроме начинающих певцов, приняли участие известные исполнители из Украины — чтобы и для них, как для молдаван или болгар, участие в конкурсе Ивасюка считалось престижным.