«Сумно, сумно аж за край, не дивись на мене, грай, музико, грай!» Возможно, не все наши читатели знают, что автор этой популярнейшей песни из репертуара Софии Ротару — украинский композитор Руслан Квинта (стихи Виталия Куровского). На счету у мелодиста Квинты — более тысячи песенных композиций. Его песни исполняют Билык, Басков, Малинин, многие другие.
В интервью «ЗН» Руслан Квинта признался, что в настоящее время он едва ли не разрывается, работая на два фронта, — «угадывает» песню на «Евровидение»: и для Украины, и для Беларуси.
— Руслан, а есть рецепт «идеальной песни» для конкурса «Евровидение»?
— Я внимательно изучил репертуар четырех последних конкурсов. И на свой страх и риск сформировал, скажем так, некое видение победителя… На мой взгляд, на «Евровидении» побеждают те песни, которые несут в себе культуру определенного государства…
— В таком случае и Лобода, и Сердючка несли определенную «культуру»?
— Ошибка Лободы в том, что она ушла в модность, сексизм, в ее номере было намешано все, а в результате…
Нынешнему посланнику от Украины, певцу Василию Лазаровичу, мне кажется, как раз и нужна песня с украинским настроением, с украинскими корнями.
Представьте, Украина до сих пор борется за свою независимость… Извините за грубое слово, нас «нагибают», а мы пыжимся, пытаясь выглядеть патриотами, причем не всегда это органично получается… Соответственно, и в музыке это отражено.
Вот в песне для Ротару — «Сумно, сумно аж за край…» — кажется, минорное настроение. Но ведь процентов 90 успешных украинских песен — меланхоличны. В этом словно бы отражение нашей истории. Хотя, я уверен, в истории этой и радости много, и побед… Не только минор! Самое главное, конечно, угадать мотив.
Для украинской песни, которую готовлю для «Евровидения», текста пока нет. А над музыкой продолжается очень серьезная работа. Хочу найти те краски, о которых сказал выше. Посмотрим, что из этого получится.
Одновременно из Беларуси обратились… Им тоже нужна песня на «Евровидение». Сейчас идут переговоры, над треком уже работает наш аранжировщик. Известно, что от этой страны поедет дуэт.
— Если бы лично вы, как композитор, выбирали кандидата от Украины на этот конкурс, то кто, кроме уже определившегося исполнителя, мог бы серьезно рассматриваться?
— Думаю, что Джамала. Очень неординарная исполнительница. Но опять же — вряд ли этот конкурс сможет показать весь ее потенциал. Ведь «Евровидение» — такой непредсказуемый шоу-марафон, где можно выйти с анекдотом и попасть в пятерку лидеров. Как известно, это фестиваль домохозяек и секс-меньшинств. А в нашей стране просто мода на такое зрелище…
— «Одна калина», кажется, — первая ваша песня, которая так активно прошла в народ?
— Этой песне уже восемь лет. Приятно, черт побери!
— А как родилась композиция — легко? Трудно?
— Как правило, над песнями я не «потею». Не пытаюсь выжать из себя звуки, ноты. Идет творческая волна — работаю. Нет — иду гулять!
Когда начали работать над песней для Софии Михайловны, мы с поэтом Виталием Куровским для нее были лишь «пробными» авторами. На нас никто особой ставки не делал. Она попросила «что-то украинское». Мол, хочется чего-нибудь нового, так как «Червона рута» — уже классика.
Вначале не получалось… Я не знал, в каком направлении двигаться. Композиции Ивасюка переслушал вдоль и поперек. Это феноменальный композитор! Жалко, что его так рано не стало… Это истинный Моцарт украинской песни.
Помню, что довольно долго искал эту «калину». А потом как-то по дороге на работу случайно возник в голове мотив теперь уже всем известного припева… Я быстро сделал наброски! Песня сначала была в кустарной аранжировке. Но София Михайловна внимательно послушала. И дала команду делать качественную запись. Сказала: это то, что мне надо!
— Часто думаете о Владимире Ивасюке, когда сочиняете песни? Некоторые слушатели подметили, что одна из ваших композиций, «Чекай», выдержана в его стилистике. В чем, на ваш взгляд, особенности украинского мелоса?
— Я обучался в Беларуси, знаком с их культурой. Это иная культура. В белорусской музыке свои лады, они во многом новаторы. Там что-то от прибалтов. Словом, свой колорит. Даже та песня, которая будет от Беларуси для «Евровидения» в этом году — и для меня самого несколько спорная.
Украинская песенная культура несколько глубже, у нас есть что-то исконное, подлинное. А если проще — наша музыка красивее, красочнее.
— А кто из современных композиторов-песенников сегодня на вершине рейтинга (на ваш вкус)?
— Попытаюсь сказать, но только чтобы никого не обидеть. Понятно, что это Меладзе, Злотник, Быстряков. Из относительно молодых авторов — Железняк, Волкомор... Надеюсь, я в этом же рейтинге… Автор интересен, когда стабилен. А бывает, автор появляется, а потом исчезает. Наш труд довольно нелегкий. Каждая нота — это нервная клетка. Постоянно нужны новые эмоции, подзарядка.
— И где же вы черпаете эти эмоции?
— Ну, я не пью, не колюсь… Увлекаюсь парашютным спортом. Иногда люблю побыть один.
— Часто ли вам заказывают песню под того или иного исполнителя?
— Часто. Мои самые известные песни — не похожи одна на другую. «Калина», «Любовь — яд», «Я буду руки твои целовать» разных стилях. Я пытаюсь для каждого исполнителя найти что-то «его»…
— А это правда, что «Одну калину» у вас однажды хотела купить известная партия — в качестве партийного гимна?
— «Калину» хотела «заангажировать» одна из партий. Просили, чтобы она стала их гимном, даже предлагали хорошие деньги. Но права на эту песню у Софии Михайловны.
Ротару — женщина-легенда. Я благодарен судьбе, что родился в то время, когда она поет. И очень хорошо, что политика не опошлила эту песню.
— Часто возникают споры с Ротару в работе над песнями? Или вы всегда с ней соглашаетесь?
— Были спорные моменты, но лишь в силу того, что я молодой и неопытный. Она меня постоянно подстегивала: говори что-то, чего ты молчишь? Она меня раскрывала как композитора…
— А сейчас политики заказывают песни для своих мероприятий?
— Нет, никто не обращался! И слава Богу. Чтобы писать о политике, нужно знать идеологию определенной партии. Но часто эта идеология даже денег не стоит. Не соглашаться с тем, что пишешь, — не по мне. Вот если бы попросили написать новый гимн Украины… А что, интересно! На самом деле я «политичный». Смотрю все новости. И в то же время — вне политики.
— С кем из исполнителей вам комфортнее всего работалось?
— С Ротару, с Басковым. Николай — интересный человек, не лишен чувства юмора. Была даже смешная история. Писали в студии песню «Я буду руки твои целовать»… Я за пультом вижу только лицо и торс исполнителя. И все время в микрофон слышу какие-то шумы… Потом говорю: «Коля, чем вы там шумите?» — «Ой, а что слышно?» — «Да, эти звуки проходят в микрофон…» Говорит: «Я в руках держал огнетушитель, чувствую, что завышаю ноты, так взял в руки тяжелое»… А у вокалистов есть такое: если груз в руках, то они начинают петь ниже… Кстати, его этому научила Монсеррат Кабалье.
— Интересно, как вы будете себя чувствовать, если когда-нибудь вашу фамилию поставят рядом с… Билашем, Майбородой, Шамо, Покладом?
— Сказать, что приятно — это банально. Хотелось бы к этому стремиться! А на сегодня я — герой города, в котором родился. Там почему-то думают, что я уже миллиардер… Хотят, чтобы я в Коростень привез саму Ротару.
…Родился в Коростене, некоторое время жили в Казахстане. Потом опять вернулись в Украину. До Киевской консерватории учился в четырех музыкальных училищах — в белорусском городе Мозыре, второй курс — в Минске, потом ушел в армию в Москве, где мне позволили посещать Гнесинку, потому что было чернобыльское удостоверение. А уже после армии перевелся на четвертый курс училища Глиэра.
Когда поступал в музучилище, играл на трубе. Но в Мозыре меня перевели на фагот… До сих пор хожу в консерваторию играть классическую музыку — Моцарта, Вивальди. Сыграть того же Моцарта — значит выкинуть из себя столько негативного…
Когда начал заниматься шоу-бизнесом, консерватория мне даже мешала. Хотел создать нечто масштабное, но это никому не было нужно. Приходилось находить мелкие формы.
— Ваши песни очень мелодичные… А играет ли сегодня в шоу-бизнесе хоть какую-то роль мелодия?
— Я всегда отдаю предпочтение мелодии. Хотя все отслеживаю. Музыка меняется — и в жанрах, и в формах, и в звучании. Если выпадаешь из этой обоймы, то оказываешься на помойке... Представьте, после «Калини» около 20 исполнителей попросили написать им такую же песню. Я с недоумением спрашивал: «Зачем?!!» Не все могут, как Ротару предложить свое видение. Она «так» говорит фразу «Сумно аж за край», что люди понимают, как это…
Нужно петь то, что соответствует твоему возрасту и таланту.
— Как проявлялось в детстве ваше дарование?
— Мы жили в Казахстане в двухэтажном доме, похожем на барак. А напротив дома — канализация. Я ставил там «установку»: притащил прожектор большой, две кастрюли перевернутые, потом сито… И давал концерты, мне за это даже деньги платили. У меня была любимая игрушка — настоящий барабан. Потом уже появилась бас-гитара. Классе в четвертом что-то пытался писать. Просто напевал, но никогда не думал, что буду композитором. В 1995-м я уже писал музыку, но никому не показывал. Как-то сидели с друзьями, пели что-то... Один парень говорит: «Это твои песни?! А почему не продаешь? Зря! Нормальный материал!»
После этого я решил показать песни одному человеку. Не буду говорить имя, это известный артист. Он одобрил. Говорит, спою. В итоге сам спел эту песню и таким образом попал в шоу-бизнес. Было время, когда за месяц получалось 10—15 песен. С Виталием Куровским мы написали уже около 1000 композиций.
— Есть ли сумма, определяющая ценовой потолок ваших песен?
— Могу песню просто подарить. Никогда не пытаюсь зарабатывать на этом. Если у кого-то нет денег, могу просто сделать человеку приятно. Хотя обо мне ходят разные слухи, будто бы я называю заоблачные суммы. Это вранье.
Например, Басков спрашивает: сколько это будет стоить? Говорю: сколько дашь, столько и будет. Николаю я написал четыре песни. И недавно новую песню в соавторстве с Анатолием Толстоуховым — «Улыбка».
— Говорят, накануне киевских «Рождественских встреч» вы хотели предложить одну из своих новых песен примадонне?
— Да, была мысль, чтобы песню «Дай капельку любви» исполнила Алла Борисовна. Хотя, конечно же, передо мной возникла дилемма: Пугачева или Ротару? Я решил: есть лишь один день, чтобы показать песню Алле Борисовне, а если не удастся, то ее исполнит только Ротару… Она и спела — замечательно, как всегда.
Мне рассказывали, сколько песен предлагают Пугачевой каждый день! С ней нужен личный контакт. А у меня никогда не было доступа к «телу». Я человек скромный, сам не могу подойти… И даже с психологической точки зрения это неправильно. К песне надо трепетно относиться — садиться и слушать. Я же никогда не разносил свои песни. Нужно — чтобы глаза в глаза...
— Почему бы украинским композиторам-песенникам не объединиться и не устроить современный конкурентоспособный фестиваль украинской песни, а не повторять московские кальки?
— Мы с Юрием Фалесой давно обсуждаем этот вопрос. Наверное, нужно создать конкуренцию фестивалю «Новая волна». А для этого нужны личности. В Украине не много серьезных и влиятельных людей в сфере музыки. К тому же все упирается в финансы. Есть много людей, которые говорят: «Да зачем это надо?» Зато в Украине так много мест, где можно провести этот фестиваль! Уже дали добро и Наташа Могилевская, и Ани Лорак, они готовы быть в команде, представлять интересы фестиваля. Но проводить музыкальный фест на местечковом уровне — глупо.
— А какие ваши личные музыкальные предпочтения — помимо работы?
— Слушаю красивую музыку. Это может быть шансон, рок, урбанистическая музыка. Кстати, у белорусов прослеживается урбанизм в музыке. Леди Гага сегодня набирает мощные обороты. Если говорить о классике, то Джордж Майкл, Фил Коллинз… Одно время слушал Стинга до затирания диска. Обожаю Чайковского, Стравинского, Дебюсси, Нино Рота. Хочу написать инструментальное произведение… Что-то такое, чтобы люди не захотели с этим расстаться! Вот слушаешь Адажио Альбинони — хочется жить и умереть под такую музыку.