или Нет слов для колыбельной
Из всех искусств для нас важнейшим является ТВ
Мальчишки и девчонки, а также карапузы, когда вы быстро и незаметно превратитесь во взрослых, какие картинки, музыку и слова вы будете вспоминать наяву, в воспоминаниях и своих солидных снах?.. Правильно. Телепередачи для малышей, телесказки и истории на сон грядущий. Вспоминают уже поколения нашу древнюю прабабушку, вечную «На добраніч, діти» на первом украинском канале, прекращение которой было бы подобно стихийному бедствию или революции.
Похвалим же первый канал за то, что единственная малышковая передача на украинском языке в наших трудных телеусловиях еще существует. И поругаем ее за то, что передача могла бы быть и поинтересней. Ибо, как известно, сказано: для детей надо снимать так же, как для взрослых, - только лучше.
В последнее время передачу «На добраніч» ведут два энергичных молодых актера, блондин и брюнет. Темпово изображают сценки, дуэтом разыгрывают истории, прибаутки и даже поют и играют на гитаре... Может быть, я консерватор и устарел, но мне кажется, что этот фонтанирующий дуэт никак не заменяет одного деда Панаса или одну тетю Валю. Почему?
Потому что дед Панас никого не изображал, а рассказывал лично от себя сказки, умея вызывать у малышей самое главное - доверие и интерес: и к себе, и к сказкам. Молодежный дуэт в современном стиле поведал, скажем, как писать стихи и подбирать рифмы. Неплохо. Потом в импровизированном стиле, - как крестьянин проучил скупого пана, затем я уже засомневался в том, интересно ли малышам узнать, как кукушка накуковала 120 лет на двоих, а хитрый сосед на этом деле заработал - под исполняемую ведущими припевочку «Всюди буйно квітне черемшина»... Озорно, конечно.
Но нет настоящего драгоценнейшего серьеза и простодушия, которое только и открывают душу ребенка даже в самых смешных и озорных ситуациях. Идет какой-то стеб, конферанс, «тонкая ироничность» и в московской передаче для малышей, передаваемой каналом «Интер». Когда фокусник Рахат Лукумович обращается: «О умнейшая из умных, Хрюша...» - то, несмотря на улыбку, чувствуется, что «имеются в виду» и Хрюша, и Степашка, и все их мягкоигрушечные друзья.
Добрейший, остроумнейший, знающий детей, как себя, а потому и сам большой ребенок Корней Чуковский никогда не работал на иронии и своем превосходстве. Только полное обоюдное доверие и равноправие. Иначе не произошла бы гениальная сценка, записанная Чуковским, которую узнал весь мир.
- Бабушка, когда ты умрешь?.. - А что?.. - Когда ты умрешь, я смогу играться с твоей швейной машинкой...
Иногда я завидую себе и своим подросшим деткам, что сначала я, потом они окунулись и вышли из мира народных сказок, из страны доктора Айболита, из поэзии Маршака и Барто, знали, кто такие Карлсон, Пеппи, видели игровые киносказки и смотрели в кинотеатрах и телепремьерах гениальную нашу детскую мультипликацию...
Да, мы перегоняли и Америку, и Европу по художественному и гуманистическому уровню детского телевещания. Наше искусство для детей - душевнее, добрее и остроумнее. С ним дети выше взлетают над ослепительно чистыми облаками в синем-синем небе. Я это сам ощущал, просмотрев по контрасту немало западных детских программ. Говорю это перед тем, как писать о всепоглощающем, широчайшем показе мультипликации на всех наших экранах и каналах.
Есть серьезное народное мнение, что ТВ - это фильмы для взрослых и мультфильмы - для детей. Осуществляется. Иногда кажется, что все человеческие и кукольные ведущие и персонажи наших детских экранов существуют только для того, чтобы сказать. «А сейчас (наконец-то!) вы посмотрите мультик...» И идут в коротких детских передачах мультфильмы почти целиком, фрагменты в мультпарадах, отрывки перед сказкой или в конце ее, мульткусочки в телевикторинах. Винегрет из мультотрывков... Когда даже выдающиеся мультфильмы показываются в отрывках, и детей, и взрослых лишают даже представления о сюжете, нельзя понять, как дело было, - этим не только уродуются шедевры искусства мультипликации, но и представления и вкусы тех, кто смотрит этот уродливый, но удобный в телепроизводстве «бобслей».
Да, любимая детским народом мультипликация показывается и целиком, и даже в сериалах. В своем детстве я мог только мечтать, чтобы видеть замечательные фильмы Диснея (позднее я их мог посмотреть только в закрытой кинематографической аудитории). А сейчас взять хотя бы канал «ICTV», демонстрируется цикл «Волшебный мир Диснея». Прекрасно!
Но разлилось море всевозможной мультипликации. Часто или плохой, или весьма странной. На «детском экране» ЮТаР тоже идет американский мультсериал. От «Метро Голдвин» даже. Дело не только в том, что они убоги по качеству изображения, форме и драматургии. Их темы и сюжеты могут вызвать удивление не только детей, но и взрослых. Какая драка может быть в салуне - это известно. Но что за остроумнейшие приключения бельчонка в психушке! Гоняется за психованными белками, приговаривая в закадровом переводе: «Я - псих! Старый пес попался на старый прикол! Клевый был прикол!..»
Но могут ли быть на берегах мультипликационного моря передачи для детей, которые живы иными телевизионными формами и жанрами? Немного, но есть. Воздаю хвалу харьковской программе «Приват-ТВ» - «Детвора» - за то, что рассказывает детям о Петре I, подсолнухе и семечках, о том, как составлять букеты и делать макароны, молочные продукты, мозаики. Просвещать народ очень важно, особенно в таком возрасте. Но как это по форме делается примитивно, ненатурально, вторично! С помощью кукольного кролика Сени, скажем, на фоне цеха молочного производства. Взрослый лепет!
Хорошо, когда сказки рассказываются и ставятся в студийной обстановке.
Да еще с музыкой в «Тележке сказок» под руководством тети Аллы - автора, ведущей и композитора. В кадре работают исполнители-дети, помогают в инсценированной сказке своими сценками, песнями. Но почему так робко и провинциально? Плоский и невыразительный показ, непопадание в фонограмму, детсадовские реплики ведущей, типа: «Дети, куда пошла баба Яга?..» Это же сказки! Разбудите в студии сказочную фантазию! Пожалуйста.
Чудо должно иметь место на детском экране. Пусть земное, но необыкновенное. О чуде Коня, о загадках лошадей. И красовались, и ржали кони в кадре передачи «Золотых ворот» «Малята» на УТ-1. И замечательно рассказывала коневод о лошадях элитных, спортивных, высокопородных. А ей вопросы задавала маленькая ведущая Катруся. На другом языке. И разговор у них длился всю передачу на двух языках, как у ненормальных. И каждый на месте телезрителей мог бы сказать, что Катруся очень невоспитанная девочка. Во всяком случае, я так подумал.
Еще я подумал, что невоспитанность и даже пошлость проникает и в телепесочники детского вещания. Когда вдруг запоет малыш в умилении иной передачи. «Хочешь, хочешь, я знаю хочешь, но молчишь», - не важно по какому поводу. Или когда детская пара - он во фраке, она в роскошном платье - танцуют вальс-бостон. Ах!.. Есть телевидение «взрослое», есть «детское», а есть и фальшивое. Как слова малыша перед 1 сентября: «Как хорошо, что завтра я иду в школу!..»
Спросила девочка у коневода: «Чем занимаются кони на ипподроме?» - «Тренингом. Чтобы показывать резвость на дорожке...» Люди, причастные к детскому ТВ, должны показывать малышам на экране и творческую резвость, и необходимую, как воздух и детское питание, мораль. Что-то мало я видел высокопрофессиональных детских передач, в которых бы зло наступало на добро, а добро убедительно побеждало. Может быть, поэтому не показывают «страшных» сказок и историй, без которых - какое-там детство. Что-то не густо у нас историй о добром сердце, о сочувствии к слабым и убогим.
И все меньше появляются на экране настоящие богатыри силы и духа. И все реже феи, у которых милость, правда и справедливость являются их ремеслом.
Мы такой народ: что бы не происходило и в жизни, и на экране - будем привычно считать, что так и надо. Уже долгое время на нашем государственном телевидении, в нашей основной детской убаюкивающей передаче «На добраніч, діти» не звучат слова колыбельной. Вместо заключительной колыбельной песни, как это всегда было и должно быть, какая-то куцая музыкальная концовка. Колыбельная без слов...
Мальчишки и девчонки, а также их родители. А также теледеятели всех мастей и телеканалов. Давайте что-нибудь сделаем для чистоты и подъема нашего детского телевещания до самых синих нарисованных небес и красного солнышка с лучами. Создадим антимонопольный телекомитет. Забудем о рейтинге. И создадим для детей хорошие сказки. Для начала - вечерние сказки.