Коллекция Кенигса: каждому свое?

Поделиться
Как историк-искусствовед, посвятивший 17 лет проблеме возвращения утраченных рисунков из голландс...

Как историк-искусствовед, посвятивший 17 лет проблеме возвращения утраченных рисунков из голландской коллекции Ф.Кенигса и опубликовав их бурную историю, хочу ответить на эмоциональную статью Ольги Петровой, напечатанную в «Зеркале недели» № 27 (502), 10—16 июля 2004.

Во-первых, как старший хранитель рисунков и гравюр музея Бойманса ван Бейнингена в Роттердаме (Нидерланды), могу заверить украинских любителей искусства, что рисунки, так великодушно возвращенные голландскому народу правительством Украины, не будут переданы в руки частных лиц. 8 июля 2004 года Президент Л.Кучма в присутствии Его Королевского Высочества наследного принца Виллема-Александра, принцессы Максимы и премьер-министра Нидерландов Я.П.Балкененде официально возвратил рисунки Королевству Нидерландов. Отныне рисунки законным образом стали государственной собственностью Голландии. Они официально были переданы на административное попечение Института культурного наследия (Instituut Collectie Nederland) министерства культуры Нидерландов. Музей Бойманса ван Бейнингена, в котором я отвечаю за коллекцию рисунков и гравюр в течение двух лет, получил от этого института возвращенные рисунки в качестве долгосрочной государственной аренды. Поскольку я прежде являлся заместителем главного инспектора по вопросам культурного наследия, могу заверить в четком соблюдении всех официальных процедур. Мой музей будет профессионально сохранять и воссоединит рисунки коллекции Кенигса (состоящей из 2671 рисунка), из которой они были изъяты нацистами в 1941 году. 139 возвращенных рисунков с 8 июля по 26 сентября будут экспонироваться в нашем музее. Все они описаны в прекрасно изданном иллюстрированном каталоге, распространенном по всему миру, символизируя тесные дипломатические и культурные связи наших стран. Как известно, произведения искусства на бумаге подвержены влиянию света и поэтому выставляются только время от времени. Когда выставка закончится, рисунки будут законсервированы нашими сотрудниками, вставлены в рамки из картона на бескислотной основе, в случае необходимости реставрированы и, наконец, помещены в коробки коллекции Кенигса под моим личным наблюдением. Они будут доступны публике для ознакомления в случае необходимости. Я приглашаю госпожу Петрову, чье беспокойство глубоко уважаю, или любого другого украинца навестить меня при случае и вместе со мной получить наслаждение от рисунков.

Мой второй комментарий может показаться эмоциональным, за что я прошу извинения у читателей «Зеркала недели». Украинских читателей, в особенности молодежь, не должен вводить в заблуждение эмоциональный характер аргументации, что эти рисунки должны служить «…в качестве частичной компенсации за человеческие и материальные потери в годы гитлеризма». Во-первых, государства и юристы-международники как до, так и после Второй мировой войны, пришли к консенсусу в вопросе о том, что произведения искусства не могут рассматриваться в качестве компенсации за военные потери, а должны быть возвращены их законным владельцам. Во-вторых, может быть, не лишним будет напомнить, что Нидерланды также тяжело пострадали от нацистской оккупации во время Второй мировой войны, как Польша, Украина и другие европейские страны. За пять лет оккупации моя маленькая страна потеряла более четверти миллиона жителей, погибших в результате бомбежек, расстрелов и в концлагерях. Будет ли правильным компенсировать страдания и культурные потери украинских людей произведениями искусства, незаконно вывезенными из дружественной страны, которая также пострадала от этой войны?

В-третьих, как наблюдатель официального переговорного процесса передачи коллекции Кенигса я не согласен с заявлением госпожи Петровой, будто бы недавно возвращенные рисунки «не перестали быть собственностью Украины» и что Нидерланды вывезли «национальную сокровищницу Украины» из страны без должного на то разрешения Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины. В действительности, передача собственности из Украины в Нидерланды имела место лишь после подписания 23 июня 2004 года соответствующего соглашения между Украиной и Нидерландами, в котором официально указано, что Украина передает 139 рисунков и три гравюры представителю правительства Нидерландов. Еще ранее дипломатической нотой от 17 февраля 2004 года Украиной уже была признана законная принадлежность коллекции Кенигса Королевству Нидерландов. Таким образом, нельзя ставить вопрос о незаконном перемещении рисунков с территории Украины. Это практически невозможно было бы осуществить и в связи с тем, что украинская полиция и таможня никогда не разрешили бы транспортировать и экспортировать эти рисунки без наличия надлежащих документов. Уважение и содействие развитию международного права воплощены в Конституции Нидерландов. Кроме того, отвечая на поставленный госпожой Петровой вопрос, каким образом передача стала возможной без резолюции А.Федорука, читатели «Зеркала недели» должны знать: акт передачи был подписан с украинской стороны исполняющим обязанности председателя Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины С.Шкляр.

Наконец, как старший хранитель музея Бойманса ван Бейнингена в Роттердаме я должен сообщить читателям «Зеркала недели», что Нидерланды не намеревались возвращать награбленные нацистами во Львове два упомянутых рисунка А.Дюрера в обмен на рисунки коллекции Кенигса путем «натуральной оплаты». Такой обмен юридически невозможен, по крайней мере, по четырем причинам: (1) два рисунка А.Дюрера были официально куплены в 1955 году на открытом рынке произведений искусства (у продавцов произведений искусства Колнаги в Лондоне) у (2) человека (принц Любомирский), который был признан союзническими властями законным наследником и, следовательно, законным собственником. (3) Легитимность их нынешнего статуса была установлена на международном форуме в Нью-Йорке в декабре 2001 года, о чем Украина была должным образом проинформирована (для информации читателей: во всем мире имеется еще 11 музеев, в которых находятся рисунки А.Дюрера из Львова, которые были официально возвращены их законному собственнику — принцу Любомирскому союзниками в 1950 г.). (4) Правительство Нидерландов не является собственником двух рисунков А.Дюрера. Действительно, в то время (1955 г.) рисунки были куплены голландским частным фондом, не контролируемым властями, который передал рисунки в аренду моему музею.

Нидерланды очень хорошо осознают ужасные потери, которые украинская культура понесла во время Второй мировой войны. Я лично обратил внимание голландских властей на то, что Украина лишилась огромного количества культурной собственности, включая 283 782 художественные работы, уничтоженные или украденные из ее 21 музея. Один только музей им. Б. и В. Ханенко в Киеве потерял 24 714 произведений искусства в результате нацистского разрушения и грабежа.

По просьбе Президента Украины Л.Кучмы, правительство Нидерландов взяло обязательство помочь Украине в поиске утерянных произведений. С этой целью Нидерланды готовы поделиться своим опытом в сфере международной экспертизы. Кроме того, наша страна готова предоставить помощь в обустройстве нескольких известных украинских музеев, что поможет их возрождению и профессиональному оснащению, превратив их в современные центры искусства, которые привлекут тысячи посетителей со всей Украины и Европы. Украинские любители искусства извлекут значительную пользу от этой профессиональной помощи, которую Нидерланды готовы предоставить Украине.

Я искренне верю, что в интересах всех лучше было бы перевернуть эту страницу и прекратить дебаты о компенсации от союзника времен войны, сконцентрировав внимание на будущем. Украинские музеи, с помощью экспертного совета Института истории искусства Нидерландов смогут вернуть отсутствующие художественные произведения и, в соответствии со специальными программами обучения, предлагаемыми Ассоциацией музеев и Институтом культурного наследия Нидерландов, быть профессионально переоборудованными до уровня современных стандартов, стимулируя зарубежные музеи к сотрудничеству и организации обменных выставок на благо широкой аудитории в Украине и за ее пределами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме