Когда приходит «Молодость», короче ночи кажутся Андрей Халпахчи: «В области кино Украина существует на колониальном рынке»

06 октября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 6 октября-13 октября 2006г.
Отправить
Отправить

Международному кинофестивалю «Молодость» дополнительные комплиментарные «трели» не нужны. И так...

Международному кинофестивалю «Молодость» дополнительные комплиментарные «трели» не нужны. И так факт остается фактом: именно этот фест остается самым презентабельным, заметным, наполненным и, образно говоря, «взрослым» — особенно на фоне некоторых других отечественных кинофорумов. Очередной забег «Моло-
дость-2006» начинает 21 октября. И на этот раз у фестиваля важные кураторы: Виктор Андреевич патронирует, а Вера Ивановна поддерживает на региональном уровне, в Киевской области. Правда, «Молодость» резко поменяла прописку. Отныне основные мероприятия будут разворачиваться не в Доме кино, а в шести залах (и даже между этажами) кинотеатра «Баттерфляй Ультрамарин». Практически сверстаны основные программы. Но до последнего момента решаются вопросы с гостями. Пока не ясно, кто пожалует на «Молодость» в качестве главной звезды: все еще продолжаются переговоры и с Жераром Депардье, и с Фанни Ардан, и даже с Шерон Стоун. Генеральный директор «Молодости» Андрей Халпахчи, гостивший в «ЗН» за круглым столом, рассказал о предстоящем киномарафоне.

— Андрей Яковлевич, почему все-таки «Молодость» меняет дислокацию? Не договорились с Домом кино? Или вас насторожило недавнее событие — обвалившийся потолок? А может, возникли проблемы с киносоюзом?

— Фестиваль постоянно развивается. В чем-то меняется. Ведь было бы нелепо спрашивать, например, у французов: а что нового ждать на Каннском фестивале? Всегда что-нибудь новое. Понятно, что будут новые и уже известные лица, и абсолютно новая конкурсная программа. Конечно, Канн — первый фестиваль в киномире. Мне и в голову не приходит сравнивать. Но и «Молодость» имеет свою специфику. Свои традиции. Рано или поздно наступает момент, когда нужно начинать работать по серьезным схемам уже международных фестивалей. Недавно, кстати, мы получили гневное письмо от одной постоянной зрительницы «Молодости». Она пишет: «Такое впечатление, будто ваш фестиваль кинотусовка устраивает только для самой себя…» Конечно же очевидно: тот, кто хочет, тот прорвется на любые показы. Но если говорить именно о статусе международного феста, то он должен быть более открыт для широкой аудитории. Поэтому и назрела необходимость перенести «Молодость» на другие территории — в большой современный кинотеатр. Таким образом выстраивается определенная фестивальная система, наподобие Берлина, Карловых Вар или ММКФ, согласно которой зрители смогут покупать билеты в нормальном режиме, а аккредитованные гости смогут также спокойно участвовать в работе феста. Примерно ползала будет отдано аккредитованным гостям, ползала — зрителям, которые купят билеты. Будут и абонементы. Их выгодно приобретать в ценовом плане (чтобы не покупать отдельно билет на каждый фильм). Кроме прочего, Дом кино с его, как вы говорите, «падающими» потолками во многом устарел. Как в моральном, так и в техническом плане. Впрочем, и сам Союз кинематографистов Украины жаждет незамедлительных реформ. Я, например, принципиально не состою в том же киносоюзе. Как и Владимир Войтенко (он представляет Украину в нашем жюри). Похожее отношение к этим вещам и в Польше. У них давно идут разговоры о том, что кинообъединения в прежнем виде, которые остались в наследство от прошлого, уже не очень нужны. Поляки ищут и находят новые формы. Например, апробируют разные модели, чтобы как можно эффективнее опекать молодых кинематографистов. Наш киносоюз поставил перед «Молодостью» довольно жесткие финансовые условия в плане аренды… В результате мы пришли к выводу, что намного проще работать с кинотеатром «Баттерфляй Ультрамарин» и проводить основные мероприятия именно там. В других кинотеатрах тоже будут интересные программы. В «Жовтні» — целый блок, посвященный «Кинотавру». В кинотеатре «Киев» — ретроспектива Лукино Висконти. В «Киевской Руси» — кинорынок и программа «Фестиваль фестивалей».

— И все-таки, какое долевое участие киносоюза в «Молодости», если учесть, что они являются вашими традиционными партнерами, даже учредителями, их приветственные тексты, как правило, всегда в буклетах и на открытии. Если раньше они хотя бы помещение предоставляли, то что теперь?

— Знаете, в любом случае легко говорить о разных просчетах работы Союза кинематографистов. Но нужно не забывать и об их проблемах. Если говорить о той же Польше, то там кинообъединения добились больших успехов за счет развитой индустрии кинематографа, с которой идут немалые отчисления. Блестяще работает Польский киноинститут. Это государственная организация, она финансирует фильмы на основных этапах, начиная от производства. Только в этом году там снято 33 полнометражные картины. У нас же, чтобы выжить тому же киносоюзу (да еще содержать Дом кино), нужно ждать помощи от государства. И все же мы остаемся в киносоюзе. И наш юридический адрес находится именно там. Мы имеем определенную помощь от них.

— Сегодня многие говорят о резком сокращении финансирования на культурную отрасль. Это якобы из-за дыр в бюджете, которые нежданно-негаданно обнаружились и их необходимо чем-то латать. Насколько эти тенденции отразились на вашем проекте?

— Отразились, в общем-то. Но все равно мы признательны Минкульту, потому что без госфинансирования невозможно провести такой большой фестиваль. Я уже неоднократно говорил, что во всем мире существует формула, согласно которой 30% бюджета берет на себя государство, 30% — муниципалитет, еще 30% добирается за счет различных фондов, спонсоров, а 10% обычно поступает от реализации билетов. В случае с «Молодостью» это не получалось никогда. Тем не менее поддержка государства с каждым годом была все ощутимее. В 2005 году на фестиваль было выделено 800 тысяч гривен. Это была самая большая сумма. Например, на «Моло-
дость-2004» выделили 600 тыс. грн. Но, учитывая инфляцию, приходится даже дворцу «Украина» каждый год платить все больше и больше. Хотя мы его и арендуем по тарифам Минкульта. Вообще, планы в этом министерстве составляются еще в декабре. На 2006-й для проведения нашего форума мы просили 1 млн.200 тыс. гривен. А в декабре 2005-го нам было определено 1 млн. гривен. Что тоже существенно. Но в августе этого года меня поставили в известность, что планы резко изменились. В результате чего Департаментом кино подписана служебная записка уже на 900 тысяч гривен. Кроме того, все деньги сейчас проходят через Счетную палату. И с этим тоже возникают определенные сложности. Чтобы вовремя получить финансирование, надо за месяц иметь готовый приказ на этот счет. В общем, не так давно все же получили
800 тыс. гривен — фактически прошлогоднюю сумму. Впрочем, когда в августе мне сказали, что на «Молодость» выделено не 1 млн., а только 900 тыс., то и это я воспринял спокойно, понимая сложности в ситуации с культурой. Но тут важен еще один аспект… Фонд Сороса, например, полностью публикует свой финансовый отчет — сколько, на что и как были потрачены средства. То же самое в Польше. Сейчас там вышел подробный отчет о работе киноинститута, где прописаны все цифры — сколько на командировки, сколько на содержание здания, на аппарат. Хотелось бы увидеть показатели и отечественного Министерства культуры — в начале года. Тогда, может, обнаружим, что на фестиваль в Ялте, где 70 зрителей в зале, тратится примерно
500 тыс. гривен, а на «Молодость» — 800 тысяч.

— Нынче многие фестивальные боссы сетуют на то, что даже сиюминутные сериальные звезды практически «обронзовели» и качают свои права, с трудом поддаются на уговоры или выставляют немыслимые требования (особенно для их статуса). Как можно осветить или украсить ваш довольно демократичный фестиваль хотя бы несколькими заметными именами — при такой-то коммерциализации?

— Этому подвержены кинозвезды во всем мире. Так как существует множество паразитических агентств, которые ничего иного делать не умеют, а лишь зарабатывают на громких именах — в плане посредников. Мы действительно все еще находимся в некоем подвешенном состоянии. Так как в связи с сокращением бюджета не можем позволить себе пригласить много известных актеров. Но есть варианты… Скажу лишь, что договаривались с моей любимой актрисой Чулпан Хаматовой. А она приезжала на «Молодость» еще девочкой. Но, увы, у нее в «Современнике» почти каждый день спектакль (недавно вышла премьера «Антония и Клеопатры» в постановке Кирилла Серебренникова). В прошлом году вопрос о приезде Романа Полански был решен буквально за три дня до открытия фестиваля. Меня уже колотило. Уже президент Украины знал, кому он должен вручать приз. А у Полански были свои обязательства перед дистрибьюторами: где и когда он должен представлять свой фильм «Оливер Твист». И только с помощью польских друзей мне все-таки удалось выйти на режиссера непосредственно. И Полански приехал в Украину. Сейчас ведем переговоры с Жераром Депардье, с Фанни Ардан. Тянутся и двухлетние разговоры с Шерон Стоун. Естественно, всех троих не потянем — это просто неподъемно для нашего бюджета. Ведь даже если один такой визит обходится без баснословных гонораров, то все-таки надо учитывать и первый класс самолета, и особые условия проживания и т.д… На нынешней «Молодости», надеюсь, будут известные российские кинематографисты — в рамках программ «Кинотавра». Надеюсь, что площадь (перед кинотеатром «Жовтень») будет переименована в площадь Сергея Бондарчука. Он не просто выдающийся кинорежиссер и актер. Он — родом из Украины. Он воплотил на экране образы Шевченко, Франко. Ожидаем на «Молодости» его супругу — известную киноактрису Ирину Скобцеву и его сына — ныне очень популярного Федора Бондарчука.

— В чем особенности основных программ «Молодости-2006»? Есть ли какие-то акценты и заметные отличия от предыдущей фестивальной «верстки»?

— Мы всегда пытались быть эдаким мостиком между Востоком и Западом. Имею в виду бывшее посткоммунистическое пространство. И всегда старались уделять особое внимание фильмам нашего восточноевропейского пространства. В этом году их невероятно много. Например, интересная румынская картина «12:08». Особенности фестивальной политики еще и в том, что относимся к фестивалям категории «А» и обязаны представлять премьерные картины. Ведь существует известная тенденция — фестивали, независимо от их категории, должны показывать только мировые премьеры. Но во-первых, это практически невозможно. Конкурировать с такими монстрами, как Канн, Венеция или Берлин, просто нереально. А во-вторых, мы всегда настаивали на том, что в конце года подводим дебютные итоги в кинематографе. Поэтому стремимся взять фильмы не просто дебютные, а уже получившие кинонаграды. Как, например, картина «12:08» — «Золотая камера» в Канне. Поэтому в «полном метре» у нас собрано немало уже «засвеченных» лент. «Эйфория» Ивана Вырыпаева , «12:08»…

— С украинскими фильмами, наверное, в этом году было чуть меньше проблем, ведь в 2006-м можно насчитать семь полнометражных дебютов…

— Да, это «Оранжевое небо», «Оранжлав», «Штольня», «Прорвемся»…

— Картина Евы Нейман «У реки» производства Одесской киностудии попадет на «Молодость»?

— Эта лента будет готова только в декабре. Хотя мы очень хотели бы видеть ее на фестивале. Но ведь были годы, когда наши фильмы не производились вообще. Так что на этот раз остановились на лучшем из того, что снято. В конкурсе от Украины будет представлен фильм «Оранжлав» Алана Бадоева. Эта лента, как известно, уже получила на «Киношоке» в Анапе приз за режиссерскую работу. Сам факт, что при всех известных проблемах отечественного кинематографа все же появилось несколько независимых фильмов и они финансировались не государством, говорит об определенном прорыве в нашей киноотрасли. Но ключевая тема, которую хочется провести на фестивале, — это возрождение короткого метра. Также будет и интересная внеконкурсная программа…

— В прошлом году в рамках «Молодости» проходил кинорынок. Вы анализировали его эффективность?

— Год назад именно на нашем кинорынке несколько украинских компаний заключили прямые сделки с французами. Также приобретены некоторые фильмы как для проката, так и для DVD. Это важно. В первую очередь для развития отечественного рынка кино, чтобы все-таки быть не полностью зависимыми в этих вопросах от Москвы.

— У вас не возникала идея посвятить отдельный сегмент фестиваля телевизионному кино? Ведь многие украинские телеканалы мало-помалу включаются в процесс кинопроизводства.

— Мы пытались делать подобные вещи. В свое время презентовали картину Андрея Дончика «Украденное счастье», созданную каналом «1+1». Несомненно, нужно стимулировать каналы, чтобы они становились «донорами» в кинопроизводстве. Ведь некоторые наши «продюсеры» способны выбивать 100-процентное финансирование только у государства. Хотя я и не считаю, что в украинском кино сегодня существует «проблема поколений». Это связано с экономической, общественно-политической ситуацией. И дай Бог, чтобы многие молодые имели такую же творческую энергию, как, например, Кира Муратова или Роман Балаян.

— Вы, кажется, планировали закрывать «Молодость» фильмом Муратовой «Еще две истории»?

— Да. Но, к сожалению, мне позвонил продюсер картины Олег Кохан и сообщил, что фильм пока не готов. Тем не менее Кира Георгиевна приезжает на фестиваль. Она представит свою короткометражку «Кукла» и материал фильма «Еще две истории».

— Если не возражаете, поговорим о смене «президентской вывески» «Молодости». Долгое время президентом фестиваля значился Богдан Ступка. В прошлом году им стал Виктор Ющенко. Это был какой-то политически обоснованный маневр? Или сам Ступка отказался?

— Это был определенный шаг, обусловленный как организационными, так и творческими моментами. Наш замечательный актер Богдан Сильвестрович Ступка четыре года был президентом «Молодости». Но в последнее время из-за его занятости в кино, из-за востребованности в театре практически не было возможности совместно работать на протяжении года. И когда мы обратились с предложением о патронате непосредственно к президенту, Виктор Андреевич, рассмотрев вопрос, согласился. Позже в Министерстве культуры нам сказали: «Если Виктор Андреевич — почетный президент фестиваля, то давайте от него письмо по поводу финансирования». Я им ответил: «Позвольте… Зачем же спекулировать на имени?»

— В этом году две весьма заметные даты — столетие Лукино Висконти и столетие Игоря Савченко…

— Конечно, этим режиссерам будет посвящена специальная программа в рамках «Молодости». Остановились на девяти фильмах Висконти разных периодов. Будет также большая программа не только фильмов режиссера Савченко (в Киево-Могилянской академии), но и картин, снятых его учениками. Во ВГИКе он воспитал целую плеяду знаменитых режиссеров. Сейчас, увы, «прервалась связь времен». Все хотят сразу работать режиссером в полном метре. Но почему бы поначалу не поработать у Киры Муратовой вторым режиссером? К нам также должен приехать Марлен Хуциев. У него в этом году два юбилейных фильма — «Весна на Заречной улице» (снятого на Одесской киностудии) и «Июльский дождь». Он планирует представить материал и своей пока не законченной картины о Чехове.

—Многие фестивали отслеживают нужные им фильмы еще на «эмбриональном» этапе — и здесь в качестве примера не только Канны, приватизировавшие Ларса фон Триера, но и многие другие форумы. Вы пытались выстраивать похожую тактику?

— Да, крупные фестивали концентрируются на определенных именах. Иногда даже берут неудачные работы знаменитых, но «своих» режиссеров. У нас должна была быть в конкурсе картина дебютантки Жюли-Коста Гаврас (с Жюли Депардье в главной роли). Мы ожидали эту работу, как бы наблюдали за процессом создания. Но компания «Гомон», которая владеет правами, выставила нам даже за конкурсный показ тысячу евро. Тогда решили, что за конкурс принципиально не будем платить никаких денег. Есть еще целый ряд фильмов, за созданием которых наблюдали и которые ждем.

— Интересно, по какому принципу отбираются фильмы на кинорынок «Молодости»? Все-таки фестиваль специфический и часто фильмы «узконаправленные», а кинорынок должен охватить максимальные сегменты.

— Наш кинорынок только ищет себя. Хотя знаю, что многие кинорынки существуют на таком же уровне. Видел на российском рынке, как «продавцы» сидели и расписывали фильмы по регионам — когда и что будет показано. Но идея кинорынка «Молодости» не стихийна. Есть определенная цель — занять нишу, в которой украинские компании смогут реализовать отечественное кино. Уверен, что анимационный фильм мультипликатора Евгения Сивоконя мог бы быть продан на двадцать телеканалов мира. Конечно, не стоит пока говорить о невероятных деньгах. Блокбастеры ведь продаются за счет представительств в Москве. А независимые прокатчики ограничены в возможности маневра. И как бы мы ни радовались тому, что в Украине сегодня открывается много кинотеатров, эта цифра все равно мизерна по сравнению с количеством кинозалов в былые времена. Из этого следует, что целому ряду фильмов пока нет достойного места на рынке.

— Охотно ли откликаются спонсоры и меценаты на клич «Молодости»? Какие пути и методы ищете для работы с ними?

— Знаете, когда-то Сергей Параджанов, находясь в Тбилиси в тяжелой ситуации после тюрьмы, поспорил, что выйдет на кладбище, соответственно одевшись, станет с протянутой рукой — и соберет больше денег, чем другие «попрошайки». Часто вспоминал о нем в последние годы... Потому что и у меня порою делается такое же страдальческое лицо перед фестивалем и вполне могу стать с протянутой рукой. Вот так и работали со спонсорами — убеждали, рассказывали, объясняли. За последнее время, правда, ситуация несколько изменилась. Приятно, что некоторые компании сами интересуются нашим фестивалем как явлением и предлагают нам свое участие. Конечно, не всегда из этого получается стопроцентный результат. Но коммерческий интерес к фесту возрос. Компания Nokia — наш партнер только первый год. Но уже возник интересный совместный проект.

Фильм открытия «Люблю Париж» состоит из 18 короткометражных новелл. Восемнадцать режиссеров из разных стран сняли короткие новеллы о любви в разных районах французской столицы. А Nokia сейчас позиционирует свой новый мобильный телефон с камерой — и шесть молодых режиссеров будут снимать новеллы о любви уже в киевских районах. Проект вне конкурса. Но это возможность использовать новые технологии. Все это мы покажем на предварительной церемонии закрытия 28 октября. И увидим, на что способны наши режиссеры. Были и такие компании, с которыми мы сами не захотели работать, поскольку важен имидж «Молодости». А вот Stella Artois у нас участвует, ведь без пива не обходится ни один праздник. Еще один наш постоянный спонсор — лото «Забава». Кроме того, есть компании, которые работают с нами постоянно.

В связи с бюджетом фестиваля есть определенные проблемы. Так как в области кино Украина существует на колониальном кинорынке и часто решение о каком-то адекватном бюджете или серьезном финансировании решается не в Киеве, не в Брюсселе, не в Хельсинки, не в Нью-Йорке, а скорее в Москве. Это усложняет процесс. Хотелось бы, конечно, иметь одного мощного спонсора — хотя бы на 300 тыс. долларов. Я не говорю на 2 миллиона долларов — как на Московском кинофестивале.

— Общий бюджет ММКФ по некоторым версиям тянет вообще на восемь миллионов долларов… Какие-то сюрпризы на открытии «Молодости» ожидаются?

— Должно быть очень красиво.

— Обойдемся без пожара?

— Уверен. К тому же церемония будет транслироваться на канале «1+1». Недавно я напомнил Олегу Скрипке, что именно с «Молодостью» связано одно из первых его выступлений на публике. Он говорит: «Да, это был мой первый выход. И я этого никогда не забуду». Олег сразу же дал согласие выступить у нас на открытии. А на закрытии покажем картину, которая, полагаю, станет сенсацией и в кинопрокате — «Лабиринт Фавна» мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Эта лента номинируется на «Оскар» от Мексики, картина необычная, яркая.

— Сейчас все меньше фильмов на пленке — за счет расширения цифровых возможностей. Ввиду этого многие интересные ленты, отснятые на пленку, просто не попадают на фестивали.

— Я считаю, что соревноваться в одном конкурсе фильмам, снятым на пленку, и на любом другом носителе, неправомерно. Сейчас существует много фестивалей, где не принимаются картины, снятые на пленку, а соревнуются только фильмы на других носителях. Это более разумный путь. Но сделать еще одну конкурсную секцию нам пока сложно.

— Вы не думали о том, чтобы создать некую межфестивальную программу? Ведь многие участники привезут на несколько дней свои фильмы, покажут их и тут же исчезнут.

— Это непросто. Ведь после фестиваля мы должны договариваться с каждым владельцем прав на дополнительные показы. Нам никто ничего не дарит. Все можно только купить. Даже на приобретенном фильме «Равлики-Павлики» нам не очень-то удалось заработать. Но все равно для нас важен этот шаг. Фестиваль не может заменить всю киноиндустрию в стране. Это лишь связующее звено между производством и прокатом. Мы как бы зеркало кинопроцесса в Украине.

Компас «Молодости-2006»

n Фильм открытия — «Люблю Париж» (дворец «Украина»), кинопроект, созданный при участии многих режиссеров).

n Фильм закрытия — «Лабиринт Фавна» (режиссер Гильермо Дель Торо).

n Жюри в составе семи кинематографистов возглавит Джон Ирвин (на фестивале он также представит свою новую кинокартину).

n В конкурсных программах короткометражных и студенческих фильмов будет представлено в среднем по 25 лент в каждой программе из более чем 20 стран мира.

n Конкурсная программа полного метра состоит из 12 лент (Украина представлена картиной «Оранжлав»).

n Внеконкурсная программа «Молодости» предполагает самые разные мероприятия. Среди наиболее интересных (с точки зрения «ЗН»): «Фестиваль фестивалей» (новые фильмы Вуди Алена, Брайана де Пальмы, Аки Каурисмяки и многих других); «Кинотавр» представляет: новое российское кино»; ретроспективы Лукино Висконти и Мориса Пиала; проект «Игорь Савченко и его ученики»; программа современного французского кино.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК