Киновесна по-французски

Поделиться
Режиссеры «кинематографического рая», как часто называют Францию, по-прежнему заняты излюбленным делом — дотошным изучением сложного внутреннего мира homo sapiens и его не менее сложного взаимодействия с миром внешним...
Кадр из фильма «Генезис»

Режиссеры «кинематографического рая», как часто называют Францию, по-прежнему заняты излюбленным делом — дотошным изучением сложного внутреннего мира homo sapiens и его не менее сложного взаимодействия с миром внешним. В очередной раз это продемонстрировал фестиваль допремьерных показов, прошедший в рамках культурной «Французской весны в Украине».

Ажиотаж французские ленты вызвали большой, и билеты были раскуплены полностью. По крайней мере, именно этим организаторы объяснили то, что каждому изданию они могут выделить пригласительные только на три фильма из шести, не считая картины-открытия фестиваля. Гостями нынешней «Весны» стали Клод Нуридсани и Мари Перенну — режиссеры-ученые, создавшие «Генезис», фильм-сказку о сотворении мира, зарождении жизни на нашей Земле, о том, что все живое на ней — люди, растения и животные — связано пусть невидимыми, но крепкими нитями. «Мы всегда стремились доказать существование если не братства, то хотя бы близости между животными и людьми», — говорят авторы «Генезиса». Тем не менее, зал кинотеатра «Украина», в котором демонстрировались фестивальные фильмы, зиял пустыми местами практически на каждом показе. Что и следовало ожидать.

«ЗН» достались пригласительные на «Водку-лимон» Гинера Салеема, «Посмотри на меня» (приз за лучший сценарий на прошлогодних Каннах) Аньес Жауи и картину «Когда мне впервые исполнилось 20 лет» Лоррена Леви. Два последних фильма, кроме прочего, примечательны участием в них молодой актрисы Марилу Берри. Французский кинематограф, в течение многих лет выдававший миру сексапильных экранных красоток, на сей раз породил актрису, неординарную в своей некрасивости и неуклюжести, но при этом настолько умеющую увлекать зрителя профессиональным раскрытием непростого характера своих героинь, что все сомнения относительно звездного будущего Берри отпадают сами собой. Режиссеры обеих картин поставили перед этой толстушкой с невыразительными чертами лица практически одинаковую задачу — создать образ угрюмой, но не лишенной здорового юмора девушки, страдающей от своей некрасивости, но не особенно робеющей перед трудностями, а потому выходящей победительницей во многих ситуациях. И даже возраст и род занятий героинь Берри в этих фильмах одинаковы — в обоих она играет 20-летних страдалиц, увлеченных музыкой.

Название картины «Посмотри на меня» выражает квинтэссенцию главных жизненных мучений Лолиты — героини Марилу. Упитанная и несимпатичная дочь знаменитого писателя, она всеми силами пытается заслужить внимание хотя бы своего ветреного отца, черпающего творческую энергию в разглядывании красивых девушек, попадающихся, к ужасу Лолиты, на каждом шагу. Зациклившись на добывании папиной любви и убедив себя в том, что для всех окружающих она представляет интерес исключительно как дочь преуспевающего беллетриста, Лолита недоверчиво отметает любые проявления внимания тех немногих людей, которые пытаются доказать ей свою искреннюю симпатию. На определенном этапе фильм начинает утомлять — его действие, суть и идея которого становятся очевидными к середине, затянуто почти на два часа. Несмотря на это, «Посмотри на меня» — картина, полезная во многих отношениях. Не считая старой как мир истины — с лица воду не пить, которая напрашивается в качестве вывода сразу и однозначно, лента изобилует и другими немаловажными выводами. Например, о том, что человек, лелеющий свой комплекс неполноценности словно редкий экземпляр орхидеи, начинает раздражать до такой степени, что на смену неподдельному сочувствию приходит такое же искреннее желание стукнуть его по голове. И при этом сообщить нечто вроде того, что у каждого свои проблемы, но каждый пытается их как-то решить, стараясь избежать приступов ненависти ко всему миру.

Анни, героиня Берри в картине «Когда мне впервые исполнилось 20 лет», наоборот, не испытывает недостатка в любви своих близких. Но счастливой она себя все равно не чувствует, поскольку решила стать контрабасисткой в лицейном джаз-бэнде (дело было в 1960-х), а некрасивая женщина, замечательно играющая на контрабасе, автоматически должна принуждать коллег-музыкантов мужского пола резать ей струны перед выступлением и делать прочие пакости. Но в итоге Анни заставляет всех себя уважать, а под занавес в нее даже влюбляется смазливый юноша-трубач.

Действие «Водки-лимона» происходит в сколь реальном, столь и эфемерном пространстве, в котором отчаянно борются за свое существование жители забытого Богом курдского поселения в Армении. Режиссер и автор сценария Гинер Салеем — курд, сбежавший в свое время из иракского Южного Курдистана от режима Саддама Хусейна. Обосновавшись во Франции, он снял три фильма, два из которых были сделаны на территории Армении. Дед режиссера оставил на память своему внуку высказывание, определяющее всю тяжесть курдской судьбы: «Наше прошлое трагично, настоящее — катастрофа, но, к счастью, у нас нет будущего». Наверное, поэтому истории Салеема о своем народе наполнены щемящей нежностью, гуманизмом и добрым тонким юмором, благодаря которому только и можно выжить в этом трагическом пространстве.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме