«КИНОТАВР» МЕЖДУНАРОДНЫЙ В ПУТИ...

Поделиться
Международный кинофестиваль в Сочи моложе своего старшего брата — Российского форума. История его появления была несколько искусственной...

Международный кинофестиваль в Сочи моложе своего старшего брата — Российского форума. История его появления была несколько искусственной. «Кинотавр» быстро приобрел огромную популярность как ежегодный смотр российского кино, включавший в свою программу и фильмы из стран бывшего Советского Союза. Именно это привлекало к морскому побережью кинодеятелей со всего мира, фактически придавая смотру международный масштаб. Организаторы «Кинотавра» обратились в Парижскую квартиру Международнай ассоциации кинопродюсеров ФИАПФ для получения официального статуса международного и получили отказ по причине национального принципа формирования его программы. Тогда был придуман параллельный международный конкурс молодого кино (первые и вторые фильмы), регистрация в ФИАПФ состоялась и в 1994 г. открылась новая страница «Кинотавра».

Сегодня это уже не конкурс молодого кино, программа формируется из первых, вторых, третьих и четвертых фильмов режиссеров, а в будущем году предполагается провести его как конкурс европейского кино. И, наконец, сроки проведения Международного кинофестиваля в Сочи впервые в этом году были несколько разведены с Российским форумом.

На мой взгляд, постоянные поиски новой формулы связаны с тем, что международный фестиваль безусловно уступает Большому «Кинотавру» в зрительском интересе. На просмотрах российских фильмов практически всегда аншлаг, а на международном конкурсе уютный кинозал гостиницы «Жемчужина» заполнялся в лучшем случае на треть. В общем, Международный «Кинотавр» ощущал себя в некотором роде пасынком, в чем могли убедиться зрители канала РТР, который демонстрировал церемонию открытия и закрытия Российского открытого кинофестиваля и не уделил внимания международному. Не долетели в этом году до Сочи и кинозвезды, в разные годы украшавшие своим посещением «Кинотавр» (Ани Жирардо, Жерар Депардье, Франко Неро, Сильвия Кристель, Микеле Плачидо, Хельмут Бергер и др.). В этом году ожидали Орнелу Мути, но увы… А вот состав международного жюри был более чем внушительным.

Гран-при фестиваля достался дебютной картине из Югославии «Колеса», режиссер Джордже Милосавлевич. Претенциозно-сумбурный фильм в форме хоррора пытается говорить о наболевших проблемах сегодняшней Югославии: мафия, наркотики, произвол полиции, межнациональные противоречия. Молодой белградец Неманья едет домой в деревню на своем старом автомобиле навестить отца. Ночь, ливень как всемирный потоп, прокол шины, произвол полицейских, придорожный отель «Колеса», к месту и не к месту цитаты из Хичкока вперемежку с Агатой Кристи… Авторы отстаивают идею, что в каждом нормальном человеке заложена физическая предрасположенность к жестокости, нужны лишь соответствующие условия. Мысль не новая, да и не нашедшая художественного воплощения в картине.

Более цельное впечатление оставила венгерская картина «Зима у черта на куличках», второй фильм режиссера Кена Тогаи, который получил Специальный приз жюри. Конец восьмидесятых годов в маленькой деревушке на границе Венгрии и Словакии, жизнь которой сосредоточена на субботних показах новых фильмов в местном клубе. Ах, золотые времена киноманов! Подросток Ладу работает киномехаником, лелея мечту стать кинорежиссером. Но однажды зимой 1989 года выпало столько снега, что дороги в деревню стали непроходимыми, весь привычный уклад жизни нарушился, но главное, и самое страшное — прекратилась доставка фильмов. Ладу и жена хозяина клуба Лина находят в подвале заброшенные коробки с лентами старого немого кино и выпускают их на экран. Иногда не хватает отдельных частей, иногда части склеены в произвольном порядке, но Ладу сочиняет по ходу показа собственные истории и диалоги. Причудливо мелькают кадры из «Касабланки», «Носферату» и других классических лент. Жизнь и киноэкран отделили жителей от реальной жизни. А пришедшая весна приносит вести из города о политических изменениях в Венгрии, перестройке и свободе. Конец одной эпохи.

Приз за лучшее исполнение мужской роли достался трем молодым немецким актерам — Франку Гирингу, Флориану Лукасу и Антуану Моно — в дебютной картине Себастьяна Шиппера «Настоящие гиганты». Очередной фильм о бессмысленном существовании молодежи на Западе.

Удачным смысловым контекстом программы прозвучал дебют из Сингапура «Воздух свободы» режиссеров Кевина Тонг Венг Киана и Ясмина НГ Кин Киа, где такая же молодежь проводит время в гонках на мотоциклах и мелких ограблениях магазинов. Как, впрочем, и герои французского дебюта Тони Байаржеа «Деклассированные». Жаль, что авторов этих фильмов объединяет незрелость экранного мышления.

Приз за лучшее исполнение женской роли разделили актрисы двух разных фильмов. Тинна Гукнлаугсдоттир в нордической копродукции «Честь дома» (Исландия, Дания, Швеция, Норвегия) и Ива Янжурова из чешского фильма «Эне бене». Две яркие работы, к сожалению, во вторичных картинах.

Свой приз традиционно вручило и жюри ФИПРЕССИ — фильму «География страха» (Финляндия) режиссера Аули Мантила. Группа феминисток агрессивно защищает свои права, зверски убивая предполагаемых насильников-мужчин в парках и на окружных дорогах. Жесткая структура фильма и заэкранная озлобленность режиссера-феминистки вызвала неприятие у зрителей обоих полов, однако профессиональная зрелость (это второй фильм Аули Мантилы) безусловно выделяла картину в конкурсной программе.

Нет смысла рассказывать подробно обо всех фильмах, которые не видел читатель, поэтому ограничусь лишь их перечислением.

Бессвязная любовная история Мануэла Мозоша «Во время грозы» (Португалия), социальная драма Алессандро Пивы «Голова идет кругом» (Италия), псевдопоэтическая лента Паноса Карканеватоса «Земля и вода» (Греция), интересная история из мира кино Рона Термата «Мужество» (Нидерланды), еще одна голландская лента «Под пальмами» Мириам Крейсхоп с любовным треугольником, в котором любимого мужчину героини уводит другой мужчина (в главной роли актер последних фильмов Висконти — Хельмут Бергер), банальный боевик «Призрак, подводная лодка» (Южная Корея) режиссера Мин Бюн-Чуна, стильная картина англичанина Джеймса Марша «Смертельно опасное путешествие в Висконсин» (США, Англия) — жаль, но молодому автору не хватило дыхания на полный метр, «S.O.S.» (Норвегия, Италия) Томаса Робсама, забавная комедия о современном донжуане и зрелая коммерческая картина Мишеля Блана «Эскорт» (Франция) с блистательным Даниэлем Отейем в роли писателя, исследующего тайны жизни в образе мужчины- проститутки.

Фестиваль представил три интересные ретроспективы — венгерского режиссера Петера Бачо, «Мюзикл под красным знаменем», ленты социалистических стран и «Южная Корея: неизвестная киноимперия», еще один феномен бурно прогрессирующего восточноазиатского кино. Эти программы, как и специальные показы зарубежных фильмов российских дистрибьюторских компаний, способных вызвать зависть украинских киноманов, заслуживают отдельного разговора.

Ну а Международный «Кинотавр» находится на пути поиска новой концепции и, возможно, в следующем году окончательно разойдется в сроках и месте проведения с Российским открытым кинофестивалем в Сочи.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме