Кино плюс немцы

23 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 23 декабря-30 декабря 2005г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Чем теснее соприкасается кино и музыка, тем занимательнее результат. С момента, когда звук стал ак...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Кадр из клипа «Пинг-Понг» (режиссер Себастьян Кальтмаер)
Кадр из клипа «Пинг-Понг» (режиссер Себастьян Кальтмаер)
Кадр из клипа «Пинг-Понг» (режиссер Себастьян Кальтмаер)

Чем теснее соприкасается кино и музыка, тем занимательнее результат. С момента, когда звук стал активно взаимодействовать с видеорядом, поле деятельности кинематографа невероятно расширилось, появились новые жанры и формы, которые сегодня переживают очередные трансформации. В немецком видеодвижении все это происходит на фоне бурного развития и экспериментаторства в области электронной музыки.

Еще со времен явления Kraftwerk (а годов минуло более 30) Германия особым образом монополизирует электронную музыку — упаковывает ее в иные, чем просто музыка, концепты. Один из таких — самых занимательных и актуальных — продемонстрировала недавняя программа киевской МедиаАрт Лаборатории. «Немецкое экспериментальное музыкальное видео» — подборка знаковых работ старейшего короткометражного кинофестиваля в Оберхаузене периода 1998—2003 годов.

Форум в Оберхаузене с полувековой историей славен не только тем, что юный Вим Вендерс выкурил на нем свою первую сигарету и потрясенный принял бесповоротное решение стать режиссером. «Короткий метр» Оберхаузена — это в первую очередь авторский эксперимент. Каким может и хочет быть кино — артовым, анимационным, музыкальным, «мобильным» (новшеством последнего смотра были фильмы, снятые мобилками) и прочим всевозможным, — здесь демонстрируют достаточно внятно. И в этом смысле подборка музыкального видео, составленная из 15 премированных на фестивале фильмов, которые директор Оберхаузена на свой страх и вкус упорядочил в прокатный DVD, уже скорее история, хотя для нас по-прежнему актуальная. Коллекция немецких роликов, отмеченных наградами фестиваля или заслуживающих внимания по иным высокохудожественным причинам, — это участники так называемой программы MuVi International, презентующей альтернативу традиционному потоковому видео «а- ля МТВ». Андеграунд культуры видеоклипа, сложно отделимый от арта как такового, имеет в Оберхаузене громкий голос. И не только потому, что свои работы для MuVi предоставляли Йоко Оно, Спайк Джонз или Мишель Гондри, действительно очень особо интерпретирующие музыку на экране. Здесь наблюдается крайне любопытный процесс взаимовлияния. С одной стороны, мтвишный ширпотреб катализирует все провокации в сфере альтернативного видеоклипа, создаваемые не режиссерами, но художниками. С другой — то, что не вписывается в рамки программированного телеформата, благодаря своей особенности в этот самый телеформат и попадает. Так, музыкальные каналы, в том числе и МТВ, уже не первый год отслеживает участников MuVi и самые интересные ролики запускает в своей эфир.

«Главная особенность этих видеоклипов в том, что сделаны они не режиссерами, но художниками», — подытоживает художница Ольга Кашимбекова. Демонстрация роликов была элегантно подчеркнута ее популистским комментарием из которого мне больше всего запомнился рассказ о La Casa — в стиле деревенского барокко. В одноименном ролике режиссер Детлеф Вайнрих монтирует холодную и мрачную урбанистку дюссельдорфских новостроек с южной пышностью старых итальянских буржуа. Немцы изощряются в жанре нежной социальной лирики. «И в данном случае, — объясняет Оля, — надо понимать давние исторические отношения между Германией и Италией. В немецкой опере авантюрист — всегда итальянец. В литературе так же… При этом такая скрытая зависть». Самой лирической и сентиментальной зарисовкой оказалась композиция Where the rabbit sleeps («Где кролик спит») — утренняя колыбельная электронного проекта Sensorama. Автомобили, кока-колы, мобильники и хеден-шелдерсы, просыпающиеся под звуки ковбойского психоделического инструмента. Что-то среднее между банджо и гармоникой. Надувающаяся реклама продукта. Очень живая и беззащитная — как спящий кролик. Названия короткометражек истинно по-немецки отражают суть идеи видео. Виртуозный микс — игра в «Пинг-Понг» от Себастьяна Кальтмаера. Режиссер создал пространство из подручного материала компьютерных заставок в стиле японского лабиринта. Куда-то в его сердце пробирается пинг-понговый мяч, андерсовское путешествие которого похоже на игру в Doom. Траектория мяча той же неживой компьютерной природы, что и проиллюстрированная музыка загадочных Computerjokeys. Учитывая то, что видео датируется 1999 годом, можно себе представить, какой это все кажется золотой электронной и компьютерной стариной.

И все же мастерство компьютерных жокеев ничто по сравнению с простым человеческим обаянием. Маэстро церемоний, весьма эксцентричный тип и звезда современности — МС Гонсалес сам себя в своем же видео (home video) отправил в дом престарелых на вечеринку выяснять со старичками, кто худший МС. Этот откровенный и ироничный жест не оставил равнодушным зрителей, думаю, с ходу определивших приз собственных симпатий. К юмору, как правило, душа у фестивальных жюри ну совсем не лежит. В качестве призеров фестивали предпочитают «прилежных учеников» образца Сандин Мехта и его клипа «Это никогда не была ты». Очень серьезная, обстоятельная и сложная по наполнению работа со стереотипами и архетипами большого кинематографа. Мужское—женское, антониониевское отчуждение, последнее танго в очередном большом городе… Плюс мотивы глобального единения Востока—Запада, которым отдает предпочтение и композитор ролика — кельнский лидер техно Томас Бринкмен, испытывает сильное влияние японской электронной силы. Так, где-то между культурными мирами и видами искусства балансирует сама программа «Немецкого экспериментального видео», популярность которой не вызывает сомнения у тех, кто узнал, как трудно после пятиминутного действия найти свободное место. И подобные тенденции не стоит списывать на капризы случайности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК