«КИЕВНАУЧФИЛЬМ» СДЕЛАЛ СТАВКУ НА БОГА

Поделиться
Это спасет?.. Украинское научное кино пребывает в состоянии, называемом в медицине комой. «Это даже не «кома», а «крапка», - мрачно шутят киношники...

Это спасет?..

Украинское научное кино пребывает в состоянии, называемом в медицине комой. «Это даже не «кома», а «крапка», - мрачно шутят киношники. А ведь еще свежи в памяти времена, когда «Киевнаучфильм» по качеству творческой продукции уверенно лидировал на просторах Советского Союза. Так же, как не знало себе равных подразделение студии - киевская мультипликация.

Сегодня «Киевнаучфильм» сменил название: Национальная кинематека Украины. Но кинематека - это нечто вроде библиотеки, архива, склада, где пылятся боксы с лентами и ничего не снимается. Так и есть, за последнее время здесь была снята... одна студенческая дипломная работа. Проект с претенциозным названием «Украина - в центре Европы» вместо полнометражной ленты родил куцую короткометражку.

Творческий коллектив, оставив на хранение кадровикам трудовые книжки, пустился во все тяжкие: кто на рынке торгует, кто картошку копает, а кто просто голодает на дому. Средняя зарплата режиссера - 120-160 гривен. На бумаге. Знакомый научфильмовец говорит, что за последнее полугодие получил на родной студии гривен 300. Не случайно многие студийцы уже отправились искать счастья за морями-океанами.

Не в лучшем положении и отделившиеся мультипликаторы. Они теперь тоже работают (то есть не работают) под другим именем: «Анимафильм». Лишь корифей Давид Черкасский с трудом что-то там дотягивает.

Директор бывшего «Киевнаучфильма» Г.Лапшук и худрук студии В.Марченко радужных перспектив в обозримом будущем не просматривают. Периодически возникают многообещающие проекты создания СП с зарубежными инвесторами. Нечто вроде телекиностудии. Но инвесторы, во-первых, согласны только на расходы поровну, а нашу половину средств взять неоткуда. Во-вторых, на пути инвесторов выстроили футбольную «стенку» чиновники, хищно оттопырившие карманы.

Прошли те времена, когда режиссер или сценарист, яркие творческие личности, приходили на студию с идеями и получали под идеи деньги. Будь хоть сам Довженко или Дзига Вертов, тебе ничего не светит. Теперь можно на что-то рассчитывать, только придя под ручку с солидным, надежным, богатым спонсором.

Наконец, на студии праздник. Снята полнометражная документально-публицистическая лента «Две тысячи лет рождества Христова: «Чтоб были все одно». Праздник этот и впрямь, как в песне поется, - «со слезами на глазах»...

Несколько лет назад режиссер Николай Бурнос вместе с покойным украинским патриархом «в экзиле» Мстиславом пришли к мысли: надо что-то делать с конфессиональной междоусобицей в Украине, доходящей до настоящих, отнюдь не словесных, побоищ. Мир между церквами - лучший подарок обществу, верующему и неверующему, к двухтысячелетию пришествия на Землю Спасителя.

Патриарх представился. Богатые его родственники благословили режиссера на осуществление завета покойного - съемку публицистического фильма, призыва к примирению. Работа началась. На просьбы о более существенном подкреплении благословения Н.Бурнос получал из-за рубежа письменные благодарности за «большое дело для веры в Украине». Минкультуры, вначале тоже обещавшее поддержку, традиционно спряталось в кусты. И тогда режиссер решил действовать на свой страх и риск.

Для написания текста был приглашен маститый сценарист Игорь Малышевский, на счету которого около 50 фильмов, в том числе чернобыльская хроника, снятая насмерть облучившимся героическим режиссером Владимиром Шевченко; двухсерийная художественная лента о патриархе династии Патонов; фильм - лауреат Краковского кинофестиваля «8 тактов забытой музыки» - о расстрелянном оркестре Яновского концлагеря. Сценарий получился великолепный: не видя изобразительного ряда, испытываешь глубокое волнение.

Бурнос обивал церковные и государственные пороги. Тут-то произошло чудо: враждующие стороны объединились: на съемки дали деньги и украинская православная, и греко-католическая, и римско-католическая церкви, и христиане-баптисты, и евангелисты-пятидесятники - все под эгидой Госкомитета по делам религий. Помогла и киностудия «Золотые ворота» (Гильдия кинорежиссеров Украины).

Денег-то дали, но меньше, чем требовалось. Намного меньше. Из фильма выпали многие ключевые по значению эпизоды сценария, сузилась до предела его география. Не хватило, к примеру, средств на командировку съемочной группы для съемки церкви, действующей в тюремной зоне. Происходила постоянная «ротация» операторов, покидавших группу по материальным соображениям.

И все же фильм удался. Лейтмотивом проходит строительство храма - не какого-то конкретного, а Храма христианской веры. Зрители станут свидетелями того, как развозит самое необходимое нуждающимся львовским семьям монахиня римско-католической церкви сестра Грациана; подвижнического служения о.Федора - священника, живущего в чернобыльской зоне отчуждения; благотворительной деятельности представителей разных конфессий, которых еще недавно презрительно называли «сектантами» и которым подчас приходилось отправлять обряды, как первым христианам, в катакомбах, в подполье. Узнают, как трудятся плечом к плечу с врачами клирики и верующие в открытом греко-католиками госпитале Шептицкого во Львове, баптисты - в реабилитационном центре для наркоманов в Одессе и в Ирпенском доме малютки, прихожане Кирилловской церкви (УПЦ) - в Павловской больнице для душевнобольных. Увидят автобусы - передвижные клиники, подаренные Украине лютеранской церковью.

Все они делают добрые христианские дела. Но почему порознь? Почему не утихает вражда? Мы увидим кадры, на которых собравшиеся за «круглым столом» в 1997 г. католики, иудеи, православные всех течений, баптисты, евангелисты приняли меморандум о недопустимости силовых действий в делах веры. Они заявили о готовности быть выше земных политических страстей, о том, что недостойно верующего преследовать инаковерцев. Но, увы, жизнь показала, что от деклараций до истинного мира далеко. Может, опыт создания такого фильма послужит этому.

Сегодня в стране пышным цветом расцвел обширнейший спектр конфессий. Регистрируются сотни новых религиозных объединений. Религиовед, сотрудник Института философии НАН Украины Людмила Александровна Филиппович говорит:

- Многие воспринимают этот факт как стихийное бедствие, наплыв религиозного дурмана и даже как происки враждебных Украине сил за рубежом. Считаю наоборот: это один из немногих положительных фактов нашей действительности. Он свидетельствует о росте духовной раскрепощенности, большей открытости общества, осознании чувства личной свободы и прав гражданами Украины.

И радует, что «Киевнаучфильму», национальной кинематеке то бишь, удалось при всех трудностях отметить и запечатлеть этот отрадный факт, внести свой посильный вклад в дело примирения верующих, а значит, и консолидации общества. Жаль только, что само благородное действие это было таким трудным, закрепощенным, конвульсивным.

Не хочется верить, что времена славы и творческого подъема коллектива прошли безвозвратно. Да прозвучит новый фильм не как панихида, а как благословение новому рождению.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме