В столичном кинотеатре «Киев» — своеобразное эхо главного фестиваля планеты: «Уикэнд в Каннах». Представлено шесть лучших картин Каннского марафона 2009-го, которые увенчаны наградами и громким успехом.
62-й Каннский, как известно, бурлил с 13 по 24 мая 2009 года. По мнению экспертов, организаторам удалось тогда собрать сильную программу, в которой представлены фильмы четырех предыдущих обладателей Золотой пальмовой ветви, многих других титулованных режиссеров. Это Квентин Тарантино с «Бесславными ублюдками», Педро Альмодовар с «Разорванными объятиями», Ларс фон Триер с «Антихристом»… Победителем, если помните, признали «Белую ленту» Михаэля Ханеке.
Всего в основной конкурс весной было включено двадцать фильмов из четырнадцати стран. Председателем жюри стала французская актриса Изабель Юппер.
Киевский «Уикэнд в Каннах» уже второй по счету форум.
Декабрьский Киев и майский Канн — «две большие разницы». Но все же организаторы — компания «Артхаус Трафик» и Французский культурный центр — попытались хотя бы немного привнести в слякотный Киев весеннюю магию лазурного побережья.
Киевский форум в этом году расширил границы и проходит не только в столице, но еще и в пяти украинских городах: Днепропетровске, Донецке, Харькове, Одессе и Львове.
На торжественном открытии киевского феста предусмотрели Red Carpet (Красную дорожку), которая по образцу каннской простиралась от тротуара до самых дверей кинотеатра «Киев».
Еще одно наше новшество — жюри зрительских симпатий во главе с журналистом Аликом Шпилюком.
Теперь о программе… В нее вошло шесть знаковых лент фестиваля («Белая лента», «Антихрист», «Французские поцелуи», «В начале», «Не оглядывайся», «Пророк»). До этого они либо вообще не демонстрировались в Украине, либо были на закрытых показах.
Фильм-открытия — «Белая лента» Михаэля Ханеке (режиссера называют «жестоким австрийским ницшеанцем») — копродукция Германии, Австрии, Франции. Картина исследует «эмбрионы» тоталитаризма, а ее действие разворачивается в Германии в 1913 и 1914 годах. В протестантской деревне одно за другим происходят странные события, сопровождаемые увечьями, смертями…
В программе также скандальный «Антихрист» Ларса фон Триера (приз за лучшую женскую роль присужден Шарлотте Генсбур). Фильм уже представили на недавней «Молодости», и снова вокруг него много споров.
А вот фильм закрытия киевского «Уикэнда в Каннах» — обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля — криминальная драма «Пророк» (режиссер Жак Одиар). Эту работу на родине, во Франции, превозносят до небес. А режиссера Одиара уже считают главной надеждой и самым светлым будущим тамошнего кино. Режиссер довольно жесток к миру и к своему герою, который приговорен к шести годам тюрьмы… Этому парню 19, он не умеет ни читать, ни писать. Но умеет сопротивляться жестоким обстоятельствам жизни. Этим фильм и подкупает, несмотря на откровенную натуралистичность, даже беспощадность, с которой преподнесена эта история.
И напоследок следует заметить, что Культурный центр «Кинотеатр «Киев» в этом году окончательно превратился в главный кинофестивальный центр Украины. Видимо, не стоит напоминать, что международный фестиваль «Молодость» именно в интерьере «Киева» видит свои будни и праздники. Регулярно и эксклюзивно здесь проходят фестивали-панорамы кинематографий самых разных стран при поддержке посольств. Это недели французского, немецкого, болгарского, японского, венгерского, турецкого кино… «И это только начало! — говорит директор «Киева» Вилия Ивановна Бондаренко. — После «Уикэнда в Каннах» мы думаем о новых интересных проектах. Ведь мировое кино — это вечный меняющийся калейдоскоп стилей, направлений… И зритель должен поспевать за новейшими тенденциями десятой музы».