Итак, долгожданный Седьмой международный украинский фестиваль «Киев мюзик фест-96» все-таки состоялся, и слухи о его преждевременной кончине оказались (слава Богу!) слегка преувеличенными.
До последнего момента, практически до концерта открытия, еще не было окончательного подтверждения финансирования феста. Афиши концертов фестиваля расклеивались по городу в последние минуты перед его началом, практически не было никакой рекламы в прессе и эфире - и все-таки, все-таки он состоялся.
Традиционно на первой страничке скромного буклета организаторы «Киев мюзик феста» благодарят тех, кто помог им преодолеть все финансовые невзгоды страны, пригласить музыкантов, композиторов, оказать им гостеприимный прием - насколько это возможно в наше нестабильное время: посольство США в Украине, Центр «America Нouse», Французский культурный центр, издательства «V.Baley Troррe Note Publishinq» и «Q.Schirmer Music Publishers» (США), кроме того Украинскую студию Гарвардского университета, Национальную музыкальную академию им.П.Чайковского, Национальные радио- и телекомпании.
Особенностью нынешнего феста стала его камерность. Если когда-то мы не могли рассчитать своего времени, чтобы успеть на все концерты, происходящие одновременно в нескольких залах, то в этом году все было чинно и благородно. Концерт- накануне, своеобразная «прелюдия к фестивалю», состоялся в Доме органной и камерной музыки,основная часть программ звучала в залах Дома ученых НАН Украины, Национальной музыкальной академии, Дома учителя, состоялись импрезы в костеле св. Александра и Большой концертной студии Дома звукозаписи. Конечно, любители музыки вспоминали о филармонических концертах, о вечерах в Оперном театре, но эти залы оказались не по карману Союзу композиторов Украины, Центрмузинформу, Главному управлению культуры Киевской городской администрации. И на вопрос «почему у нас не хватает на главное?», пожалуй, ответа мы не найдем еще долго.
Об этом размышления председателя Союза композиторов Украины, заслуженного деятеля искусств М.Степаненко.
- Академическое искусство - это высший уровень развития страны. Мы не можем позволить, чтобы Украина стала «культурной колонией» Америки или Европы. Наша культура постоянно теряет своих лучших представителей.
Фестиваль «Киев мюзик фест-96» - событие огромного значения, засвидетельствовавшее прекрасные возможности украинских музыкантов, их стремление к нормальной концертной деятельности. В течение недели звучала музыка И.Стравинского,М.Равеля, я уже не говорю о И.С.Бахе. Меня же поразил факт исполнения произведения автора первой оперы, К.Монтеверди, который жил на 100 лет раньше Баха. Это - интерпретация Б.Рендса и Л.Берио мадригала К.Монтеверди,прозвучавшая как своеобразное преодоление временного пространства, и посредниками в этом стали наши современники, подарившие нам музыку неземной красоты. В концертах «Киев мюзик феста-96» прозвучало много музыки американских и французских композиторов. Мне запомнилась соната П.Хаскенофа (Франция) для скрипки и фортепиано. Этому впечатлению способствовало прекрасное исполнение семейного дуэта А.Абаева (скрипка) и Т.Абаевой (фортепиано).
Не зная выдающихся достижений мировой современной музыки, мы не сможем по достоинству оценивать достижения своих соотечественников.
В этом - высшее предназначение Международного украинского фестиваля «Киев мюзик фест». Сравнивать, учиться,размышлять - это как воздух для профессионалов.
Если вы были на концертах феста, обратили внимание на то, что залы были переполнены. Интерес к «Киев мюзик фесту» определяет его успех. Но есть и «обратная» сторона. На премьере - открытии Седьмого международного фестиваля не было ни одного представителя Министерства культуры и искусств Украины.
- В течение недели состоялись 15 концертов, главным героем девяти из них стал Государственный ансамбль солистов «Киевская камерата» (художественный руководитель - народный артист Украины композитор И.Карабиц, дирижер - заслуженный деятель искусств В.Матюхин).
Участниками феста согласились стать на принципах благотворительности Государственная академическая хоровая капелла «Думка» (художественный руководитель и главный дирижер - народный артист Украины Е.Савчук), оркестр народных инструментов под управлением заслуженного деятеля искусств С.Литвиненко и Заслуженный симфонический оркестр под управлением дипломанта международных конкурсов В.Сиренко Национальной радиокомпании Украины, квартет ударных «Аrs nova» под управлением Г.Черненко, лауреат международных конкурсов камерный муниципальный хор «Киев» (художественный руководитель Н.Гобдич), брасс-квинтет «Украина» под управлением Р.Арнакулиева, а также - ведущие музыканты Украины. К ним присоединились американцы - ансамбль «Континуум» под управлением Дж.Сакса, дирижер Р.Адлер и пианистка М.Цисык.
Наверное, многим слушателям концертов феста он запомнится своими премьерами. Среди них - сочинения наших авангардистов В.Годзяцкого, В.Загорцева, а для кого-то стало открытием, к примеру, новое прочтение Концерта для оркестра №1 И.Карабица в интерпретации В.Сиренко. Мне лично всегда приятно будет вспомнить о Седьмом фесте, поскольку он подарил мне знакомство с талантливым музыкантом и чудесным, приятным человеком, композитором из Крыма М.Халитовой, представившей свою Симфонию для камерного оркестра.
Дневной концерт французского кларнетиста Ж.Л.Рене собрал полный зал в Доме ученых, накануне состоялся мастер-класс музыканта в Национальной музыкальной академии им.Чайковского. Акробатические вариации П.Жанжана и джазовые прелюдии Дж.Гершвина, Квинтет В.Моцарта и Фантазия на темы оперы Дж. Верди «Риголетто» - виртуозная программа, в которой достойно проявили себя как солист, так и его концертмейстер Е.Дмитриева - тонкий музыкант с прекрасным вкусом, за что маэстро был чрезвычайно благодарен. Как и за прекрасный гостеприимный прием, оказанный ему в Киеве.
Седьмой «Киев мюзик фест» стал памятным для профессора Одесской консерватории, заслуженного деятеля искусств Украины, композитора А.Красотова. Впервые в Киеве прозвучал его фортепианный концерт. Исполнители -
О.Красотова, студентка Одесской консерватории, и Государственный ансамбль солистов «Киевская камерата», дирижер В.Матюхин. Мы давно знакомы с Александром Александровичем, воспитавшем целую плеяду молодых талантливых композиторов.
- Ваш Концерт исполнялся уже не впервые, какой из них и в каких стенах вы считаете лучшим?
- Класс музыкантов «Киевской камераты» высок, но, к сожалению, мы уже привыкли к тому, что на репетиции всегда не хватает времени и средств. В целом же, мне кажется, что все прошло удачно и публика слушала с интересом, а для нас это - главное.
- Александр Александрович, вспоминая сегодня так называемые «соцреалистические» времена, сравнивая их с настоящим, - как вы считаете, стало ли легче творить без идеологического руководства?
- Сейчас, конечно, с одной стороны работать легче - ведь когда-то нам указывали: что нужно нашему народу, а что - нет, когда-то на худ. советах не принимали мои песни, в эфире не звучало то, что я хотел. Но при этом все же существовал какой-то своеобразный фильтр - профессиональный и вкусовой. Это прежде всего касалось эстрадной музыки. Ведь сейчас нас захлестывает волна пошлости и безвкусицы.
А что касается «серьезной» музыки - писать сегодня можно все, что угодно. Показывают разные сочинения. Но сегодня все упирается «в деньги». Если раньше существовала система государственной «закупки», дававшая композиторам средства к существованию, то сейчас я пишу музыку «по инерции». Этот Концерт для фортепиано и камерного оркестра я написал для дочери и к своему шестидесятилетию, как подарок.
- Представляется ли вам сегодня будущее современной музыки светлым?
- Конечно, такого я не представляю, т.к. наши условия все хуже. Тем не менее, благодаря таким людям, как музыкальный директор «Киев мюзик феста», народный артист Украины И.Карабиц, наша музыка пока еще звучит.
А в целом я оцениваю положение дел в культуре Украины как катастрофическое. Пока мы не поймем, что культура определяет нацию, мы не станем нацией, не станем европейской державой.
«Киев мюзик фест-96» был отмечен легкой грустью, все его участники и гости делились друг с другом, как правило, не информацией о том, где и как прозвучали их произведения, а обменивались своими проблемами. Слушая беседы этих людей, формирующих культурный и интеллектуальный слой общества Украины на рубеже третьего тысячелетия, я невольно сравнивала эту ситуацию с кануном второго. Думали ли в то время И.Глазунов, С.Рахманинов, а впоследствии С.Прокофьев - о том, что им придется надолго или навсегда покинуть свою родину, подарившую миру столько гениев? Так кто же ответит нашим потомкам, почему в наше время Украину покидают ее лучшие сыновья, цвет нации, сливки творческой аристократии и лучшие умы? Дай Бог, не последний Фест на нашем веку!