Картонеро. Таким гордым словом, похожим по звучанию на «кабальеро», называют не благородных аристократов, а обездоленных, прибитых экономическим кризисом аргентинских собирателей макулатуры. Сколько подобных «героев нашего времени» со связками использованных картонных упаковок толпится у наших «стимулов»...
И вдруг — встреча с абсолютно иным использованием картона, производящим переворот в представлениях об этом продукте вторичной переработки бумаги. Скульптор и художник Александр Лидаговский творит свое искусство из этого, казалось бы, совершенно не претендующего на вечность материала.
И оно поражает больше, чем бронза или мрамор. Я не знаю, как субстанция, которую принято называть Богом, разрабатывала предварительный эскиз мира. Но думаю, что принцип был аналогичен используемому Александром. Так архитекторы при макетировании разбивают рельеф горизонталями, чтобы подчеркнуть его изгибы и перепады высот. Примерно так кубисты пытались гибкие формы натуры упростить до сочетания элементарных геометрических фигур.
Но лаконичность исполнения не вводит в заблуждение по поводу ренессансной скрупулезности и анатомической безошибочности авторских решений.
Сам автор довольно иронично относится к поискам в его работах глубоких аллегорических символов: «Скульптура «Женщина на коне» — это именно женщина на коне, и нечего искать в них что-то иное».
Александр Лидаговский не самоуверенный «прожектер», он полностью осознает свое мастерство. И его слова о том, что, поставив цель организовать выставку в Лувре, он получит желаемое, не выглядят бравадой. Кстати, родился художник в Гуляйполе, знаменитой столице анархистской вольницы, где живущие в степных просторах всегда смотрят в глаза, не пряча взгляд.
Только свободный человек может творить «действующую модель Вселенной» — именно так называет свое искусство Александр Лидаговский.
P. S. Выставка открыта в музее Киевского картонно-бумажного комбината в г. Обухове. Сложно подобрать для нее лучшее и более символичное место. Разве что, действительно, Лувр?