Картинный вопрос. Бешеные деньги политиков — главный «эксперт» на украинском арт-рынке?

Поделиться
В последнее время арт-процессы в столице заметно оживились. И не только благодаря ратным подвигам Арт-центра Пинчука...

В последнее время арт-процессы в столице заметно оживились. И не только благодаря ратным подвигам Арт-центра Пинчука. На днях двери столичного Украинского дома на десять дней распахнулись для II Международной художественной выставки-ярмарки «Арт-Киев-2007». На этом форуме многим предоставилась визуальная возможность прочувствовать эстетические пристрастия Петра Порошенко, Александра Мороза, Яна Табачника, Анатолия Кинаха, Александра Фельдмана, Эдуарда Прутника и многих других в разделе «Частные коллекции известных личностей». А «Парад галерей» презентовал наработки галеристов не только Киева, но и Одессы, Харькова, Ялты, Днепропетровска, Вильнюса. Киевскую галерею «Тадзио» в рамках «Арт-Киев-2007» представляла известный украинский искусствовед Елена Ягодовская, которая не один год «поднимает целину» на нашем художественном поприще. В интервью «ЗН» г-жа Ягодовская попыталась «диагностировать» некоторые тенденции отечественного арт-рынка, по ходу заметив: «Нынче в арт-среде процветают технологии шоу-бизнеса, а подлинные творцы шаманят в своих мастерских-лабораториях».

Напомню, что в этом году экспозиция «Арт-Киева» составила свыше трех тысяч полотен; все пять этажей Украинского дома были отданы «прекрасному». За участие в этом мега-салоне галеристы либо дарили Украинскому дому свои работы, либо же рассчитывались за выставочный стенд-бокс семью тысячами гривен. Между тем организатор проекта Наталья Заболотная заметила: «Живопись — это не стимул приобретать деньги. Это дело любви и фантазии. Могу сказать, что в следующем году качественный отбор работ на «Арт-Киев» будет более суровым. То есть хотим провести эдакую селекцию…»

«Данная мега-экспозиция в основном рассчитана на массовый вкус»

Елена Ягодовская Фото: Сергей Пятериков
— Мне кажется, нынешний проект «Арт-Киев-2007» просто идеально отражает то, что происходит сегодня на нашем арт-рынке, — говорит искусствовед и галерист Елена Ягодовская. — Если окунемся в историю, то узнаем, что некоторые арт-фестивали здесь проводились. И не раз. Но они, как правило, делались под эгидой Союза художников. То есть были слишком уж персонифицированными, не связанными напрямую с обществом. А Украинский дом обладает большими возможностями в плане помещения. И я на 100% за то, чтобы подобные акции проходили регулярно. Меня радует, что сегодня на этом базаре отражена ситуация отечественного арт-рынка в целом. Причем учтены недостатки прошлогоднего подобного мероприятия. Можно сказать, все представлено на более-менее профессиональном уровне. И на сегодня это некий документ эпохи, который показательно выдает нынешнее состояние изобразительного искусства в Украине.

— Как вам кажется, насколько уже сами наши галеристы ответственно относятся к такому мероприятию как «Арт-Киев»?

— Галеристы к этому никак не относятся. Большие галереи по большому счету в этом участия не принимают. Киев — мегаполис. И данный арт-базар весьма важен для других городов, у которых есть художественные школы — Харьковская, Одесская, Львовская. И то, что представлено в Киеве, значимо для людей, которые приехали из разных регионов. Важно преодоление разрыва между культурной столицей и провинцией. Ведь весомый процент представленного — именно «не Киев». А у тех киевлян, у которых есть свои галереи, свои помещения и своя клиентура, ситуация с рыночным подходом Украинского дома уже мало интересует. Ведь это массовый потребитель. И, естественно, данная мега-экспозиция и рассчитана на массовый вкус. Там нет контента актуального искусства. Но есть несколько моментов, которые для меня принципиальны. Думаю, все-таки перед проведением подобной ярмарки глобального масштаба нужен предварительно и серьезный отбор, нужно фильтровать работы, а не выставлять все то, что предлагается. Диапазон-то колоссальный. Многие работы в Украинском доме, на мой взгляд, вообще не должны экспонироваться. Потому что это уже уровень Андреевского спуска.

Но правильно поступили организаторы, представив коллекции… Среди них есть просто уникальные! Я, например, просто в восторге от коллекции Яна Табачника. Сразу видно, что люди, которые советовали ему приобретать те или иные работы, — профессионалы.

Наряду с этим на этой же арт-ярмарке немало подделок. Причем их видно невооруженным глазом! Это наблюдается даже в коллекциях очень богатых и именитых людей. И здесь не надо быть весьма маститым экспертом, чтобы назвать вещи своими именами. Выбор картины в частную коллекцию — право владельца, это его личный вкус. Полагаю, что любые коллекции должны формировать эксперты. То есть в этом должен быть задействован целый институт профессионалов, помимо узкого фактора — «это» нравится хозяину. И перед открытием арт-фестиваля нужно созывать и экспертный совет…

«Наблюдается культивирование мнимых «звезд» на местном уровне»

— По поводу арендных ставок для галерей на нынешнем форуме… У вас есть какие-то сомнения, пожелания?

— Это абсолютно адекватная цена. Она могла быть куда выше. Зато был бы жесткий отбор. Я критик достаточно жесткий. Но пусть искусство продвигается в массы… Ведь, кроме Арт-центра Пинчука, сегодня почти никто не занимается современным искусством!

— А если говорить о «ценовой политике» нынешнего «Арт-Киева» — уже в ракурсе выставленных в Украинском доме работ?

— Ценовая арт-политика, которая строится сегодня в Украине, — просто абсурдна! Согласно мировой статистике, всего 4% людей, которые занимаются искусством, живут за счет искусства. Остальные же творцы где-либо должны подрабатывать, чтобы творить.

В Украине, когда Союз художников сдал свои позиции, оказалось, что как раз средний потребитель оказался совершенно невоспитанным. И перебить это общее бескультурье можно только просвещением, образованием, которого на самом деле недостаточно. Сейчас наблюдается создание «звезд» на ровном месте! То есть ряд художников бьют себя кулаком в грудь, повторяя: «Мы — гении!», устраивая при этом шоу. На открытии того же арт-фестиваля я наблюдала, как эти самые «шоу» и устраиваются. Но шоу, созданное на изобразительном искусстве, всегда комично. Поскольку подлинное… творится в тишине. Все серьезные художники — в мастерской, которая и служит им лабораторией. Они занимаются там искусством. А выставка — это буфер между публикой и этой самой лабораторией. И здесь, как раз для серьезных художников, очень важно показать, чем именно они занимаются… А такой возможности для этих серьезных творцов на подобной арт-ярмарке нет, поскольку не представлено громких глобальных проектов. Или их слишком мало… Например, многих галерей, которые представлены в Украинском доме, я просто не знаю… Для меня это был шок, так как для каждой нормальной галереи есть общие правила. Вообще галерейному движению уже триста лет! И нужно честно и открыто заявлять, что, дескать, в арт-ярмарке могут принимать участие галереи, открытые даже только вчера. То есть никаких ограничений «в возрасте» не существует. Но в данном случае этого нет.

— Кажется, в Киеве немало галерей. Но нет-нет, да и промелькнет в СМИ чья-нибудь жалоба, мол, трудно говорить о самоокупаемости, было б неплохо тыл иметь — в виде спонсора…

— Мне странно слышать, когда говорят, будто галерея не самоокупаема. И что кто-то кого-то содержит… Или что это лишь такой внешний красивый бизнес. По этому поводу написано много юмористических произведений. Но любая нормальная галерея — персонифицирована. То есть связана с конкретным именем. И у каждой галереи есть свой круг художников. Конечно, если жена футболиста или бизнесмена открыла галерею, а художники пришли и сказали: «Вот мы гении, сделайте нам выставку!», то это еще не повод для того, чтобы называться галеристом. На самом деле в Киеве, по большому, счету должно быть галерей триста! Но этого нет.

А из серьезных?.. Как и десять лет назад — с десяток. Галерея — это не салон. Вот нынче в Украинском доме преимущественно салоны. Безусловно, есть и несколько серьезных галерей. Но в основном это салоны! Некий украинский борщ, когда салон соревнуется с серьезной галереей. Но так как данное мероприятие — документ эпохи, поэтому все нормально. Ведь государство не создало ни одного закона, который позволял бы художнику по-человечески жить и работать. Чем занимается Верховная Рада шестнадцать лет своего существования? Да, сегодня любой вышибала из бара получает гораздо больше, чем профессиональный художник, шесть лет проучившийся в академии! А ведь образование безумно дорогое. То есть на молодое дарование государство тратит деньги только для того, чтобы художник впоследствии стал нищим и пошел на улицу. Как такое возможно? Мало какой обыватель отдает себе отчет в том, сколько сегодня стоит тюбик краски. А ведь ценовая политика каждой работы — это затраты на материалы, умноженные на десять! Холсты и краски — это сегодня очень дорого. И если художник потратил на них 100 долларов, то его работа должна стоить 1000 долларов. А если он продал ее за 500, то это неправильно.

«Господа, может, уже пора остановить Пояркова?»

— И все-таки, можно ли хотя бы попытаться «диагностировать» состояние нашего нынешнего арт-рынка?

— Арт-рынок — это рынок, в котором действуют определенные законы. Но я бы сказала, что у нас сегодня — арт-базар. А базар — это стихия. Причем неуправляемая. И шоумены в этой стихии не являются людьми, которые занимаются искусством. При этом правят бал и имеют высокие рейтинги. Для меня лично просто катастрофа то, что все ринулись в «шоу». То есть попросту перепутали «арт» с «шоу»-бизнесом. А украинский арт-рынок сегодня — терра инкогнита (со стороны общества). И даже по нынешнему арт-фесту можно диагностировать гуманитарное состояние общества. И Украинский дом как бы обнажил то, что сегодня происходит в украинском искусстве. Надо разобраться, что такое галерея. Это место, где продается искусство, или место, где им занимаются? Вот по ТВ художник Поярков хвастается, что его «купил» Нестор Шуфрич… Значит, именно этот политик является «экспертом» в искусстве, если он платит за это творчество большие деньги? Оказывается, деньги украинских политиков сегодня являются «экспертами» в области высокого? А во всем мире наоборот: политики пользуются услугами экспертов. Поэтому у нас дикий арт-рынок.

— Непосредственно ваша галерея «Тадзио» активно работает со многими молодыми украинскими художниками. Есть ли прок от этой работы?

— Киев — единственный город в Украине, где существует арт-рынок. В любых других городах художники живут в неадекватной реальности. Там абсолютно не выстроена ценовая политика! Вот сейчас мы хотим сделать довольно масштабный арт-фестиваль в Чернигове, где покажут свои работы художники из Одессы, Харькова, Винницы, Сум, естественно, Чернигова. Нужно создавать для них лабораторную территорию. Вот этим и будем заниматься. Это функция серьезных галерей.

Да, много открытых нами молодых уже интересны на Западе. У Ларисы Клюш­киной контракт с 15 европейскими галереями. Она одна из самых успешных наших молодых художников. А ведь у нас произошел колоссальный отток художников в Москву! Из любых наших запасников попросту вычищен весь соцреализм. Из Украины искусство вывозилось вагонами! Мне бы не хотелось говорить, что сейчас в современном искусстве полный штиль. Сегодня просто нужно выделять подлинных консерваторов и хранителей. Именно украинские галереи должны быть хранителями всего того, что наработано после 60-х. История украинского искусства требует абсолютно иного изъяснения… Ведь на мировом рынке многие вещи называются просто — «русский авангард». Но ведь половина звезд русского авангарда — это именно украинские художники.

— В Москве, если вы знаете, не так давно разразился громкий скандал, связанный с соц-артом. Когда российский Минкульт «забраковал» 17 неоднозначных работ — для выставки в Париже. В частности, чиновник Швыдкой оправдывался, мол, не может же Россия показать Франции целующихся милиционеров или обнаженных Ющенко-Тимошенко, а то еще международный скандал разразится…

— Москвичи «замечательно» все сделали! Когда показывают скандальные работы, то основное внимание — на них. А настоящие шедевры остаются вне зрительских глаз. По большому счету, в России существует серьезный арт-рынок. Выстроена четкая иерархия того, что должно являться российским искусством. Да, Россия хочет показать свое искусство в серьезном ракурсе. И им не нужен подобный скандал. А почему-то наш украинский «рынок» построен всецело на скандале. Мы привыкли жить в состоянии футуристов. И есть лишь те художники, которые с точки зрения пиара более известны за границей. Да, действительно основная масса тех художников, чьи работы провокативны, живут сегодня за границей. А за рубежом очень выгодно видеть нас вульгарными и уродливыми… Чтобы Украина преподносилась как вульгарная и комичная страна. Такова «идеология». И такова концепция Запада, который знает, что мы страны третьего мира, а значит, должны ему соответствовать. Единственный уровень, на котором мы и должны существовать: только нормальное творчество, лишенное агрессивного пиара.

— Как полагаете, а в Киеве возможна сейчас резонансная выставка отечественного соц-арта?

— Невозможна. Весь украинский соц-арт вывезен в Россию или в Германию. И его здесь уже не осталось. А творчество за последние 16 лет — это уже не соц-арт, а вкусовщина. И все потому, что мнения политиков определяют все! Вот Иван Марчук — любимый художник президента… Или г-н Поярков — эксперт в Украине во всех областях! Господа, может, пора уже остановить г-на Пояркова? А может, его вообще выбрать в президенты? Или медаль ему какую-нибудь дать, чтобы он, наконец, успокоился?

«Существует один язык — язык искусства»

— Ваша галерея частная. Но часто ли приходится взаимодействовать с госструктурами в деле продвижения каких-то проектов?

— Наша вторая галерея — «Арт-фокстрот» взяла на себя еще и музейную функцию. Музеи — тяжелые айсберги, мы же — подвижные корабли. И занимаемся художниками, которые являются историей страны. То есть покупаем настоящие и громкие их коллекции. Галерее «Арт-фокстрот» всего год. Но она уже сделала то, что музей не сделает и за десять лет, потому что он завязан на госбюджете. А любой бизнесмен, который зарабатывает, знает, что в нашей стране нужно помогать только искусству. У галереи «Тадзио» был совместный проект с музеем современного искусства Иордании. Мы сделали там первую украинскую выставку. Причем оказались в Иордании по приглашению короля. Когда он приехал, сказал: «Существует только один язык — язык искусства».

А в своих галереях мы представляем людей, творчество которых по гамбургскому счету ни у кого не вызывают сомнений. Была выставка Самохиной — мы ее нашли, открыли этот талант. «Арт-Фокстрот» — галерея графики, а этот материал вообще закрыт в Украине. Сделали выставки Подервянского, Шишко, Григорьева... Еще сделали выставку 26-летнего донецкого художника Романа Минина, абсолютно неизвестного молодого человека, который рисует шахтеров. Решили разрушить миф, будто наша страна разделена и некоторые говорят: шахтеры — это убого. В этом и задача галереи — открывать новые имена. Ведь 90% людей, живущих в Украине, воспитаны на Айвазовском или Шишкине. Поэтому мало потенциальных людей, которые хотят приобрести работы молодых. Хочется, чтобы к художникам не относились лишь как к людям, которые рисуют «цветочки».

Сегодняшний объективный показатель украинской культуры — это изобразительное искусство. К сожалению, наблюдается серьезный разрыв между талантливыми художниками и общей массой, которая не хочет подняться и понять: есть и другие художники, кроме тех, которые выставляют свои работы на Андреевском… Хотя и здесь трагикомедия: тротуары Андреевского уже проданы чиновниками…

Кстати. Столице не хватает арт-тусовок

Почти в унисон с «Арт-Киевом-2007» Киевский музей русского искусства благодаря аукционному дому Christie’s впервые в Украине представил часть лотов, которые продадут в конце ноября в Лондоне на Неделе русских торгов. На предаукционной выставке Christie’s в Киеве экспонируется 12 картин и три иконы — на общую сумму более 5 млн. фунтов стерлингов (около 10 млн. долл.).

Директор Музея русского искусства Юрий ВАКУЛЕНКО уточнил, что это не выставка в обычном понимании, а определенная акция, связанная с деятельностью аукциона Christie’s и коллекционеров. Что же касается «Арт-Киева-2007», то г-н Вакуленко подчеркнул:

— Эта акция в Украинском доме довольно значима. Киеву не хватает тусовок, связанных с искусством. Когда люди бизнеса, политики и искусства встречаются в одном месте, и у них один интерес — искусство. Но главное не количество людей, которое соберет то или иное мероприятие, а заинтересованность выставкой, массовой акцией. Впрочем, музей в таких акциях участвовать не может. Музей должен быть намоленным местом. Музей — это же не просто собрание коллекции, а прежде всего закрытость и кулуарность. И если музей не интересен по формату сам по себе в том месте, где он находится, то значит, его дирекция делает что-то не так. Ну а на данной выставке представлен тот пласт культуры, который не подходит по своему формату для определенного музея. У Русского музея, например, существует такой выставочный принцип, когда мы показываем тот или иной срез культуры Украины, который до сих пор был мало известен. Например, к проекту по Айвазовскому мы привлекали много частных коллекционеров. Сегодня выгодно воспитывать своего зрителя — и финансово, и морально, и идеологически. Ведь можно поехать за рубеж и «срубить деньги», но отдача от этого небольшая. Человек, который «потребляет» культуру, не может быть агрессивным. Ведь что такое произведение искусства? Это универсальный код, который каждый может считать… Поэтому такие акции как «Арт-Киев» — это супер. И их надо проводить чаще и чаще.

Цены на «искусство» выросли в 17 раз

Создатель частного российского музея ART4.RU Игорь Маркин в интервью некоторым СМИ выдал сенсационную «цифирь»: якобы с 2002 года цены на ряд работ современных российских художников выросли в 17 раз! В Украине, конечно, такой статистики не существует.

Да и российский музейщик, возможно, утрирует. Во всяком случае, броской экспозиции в своем музее он «предписал» удивительные ценники. И нашим жаждущим прекрасного, должно быть, будет интересно, сколько же в Белокаменной стоит «живописная актуалка»… Так, например, творение Эрика Булатова «Русский 20 век» оценено г-ном Маркиным — в 1 млн. 600 тыс. долл. Работа Ильи Кабакова «Доска-объяснение» — 2 млн. 300 тыс. долл. «Теннисистка» Олега Кулика — 300 тыс. долл. Художников, которые имеют стабильные продажи на арт-рынке, частный музейщик называет голубыми фишками. И в этот сонм самых востребованных ныне российских живописцев (по версии г-на Маркина) входят художники — Кабаков, Шварцман, Вейсберг, Булатов, Васильев, Савадов…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме