Не тревожил ли вас вопрос, почему воплощение Испании для многих поколений неиспанцев, воплощение горячего, страстного испанского темперамента, сливающего воедино любовь и смерть - образ цыганки Кармен - был создан совсем не испанцами, а двумя французами - Проспером Мериме и Жоржем Бизе? Собственно, на этот вопрос можно попытаться ответить просто: большое (в широком понимании слова) видится на расстоянии. Чтобы сделать из сгустка страсти образ, произведение искусства, надо отстраниться и сыграть наблюдателя. А если этот образ надо оживить и наполнить смыслом? Не стоит забывать, что лучшей исполнительницей партии Кармен в опере Ж.Бизе считается именно испанка - Монсеррат Кабалье.
И все же опера Бизе, канонизированная и запаянная в правила классического вокала, стала во многом достаточно салонным произведением. Только природный темперамент позволяет некоторым певицам вдохнуть страсть в исполнение этой партии. Несколько «живее» в этом плане выглядит Кармен в версии Р.Щедрина. Но и «Кармен-сюита» уже успела стать классикой, к тому же этот образ Кармен неразрывно связан с личностью Майи Плисецкой, и все, что было сделано на этом поприще после нее, невольно читается именно в сравнении с «ее Кармен».
9-10 апреля в рамках фестиваля «Звезды мирового балета», организованного театром «Дружба», киевляне смогут познакомиться с еще одной Кармен в исполнении Королевского балета Испании. И есть все основания предполагать, что эта версия Кармен если не перевернет, то во всяком случае сильно изменит наше представление об этом образе, а может, и вообще об испанской душе. Достаточно было бы сказать о том, что постановку балета «Кармен» осуществили совместными трудами балетмейстер Антонио Гадес и режиссер Карлос Саура. Их сотрудничество известно нашим зрителям благодаря фильму «Кровавая свадьба» по одноименной драме Ф.Гарсиа Лорки, не так давно появившемуся, наконец, на нашем видеорынке.
«Главное действующее лицо здесь - танец, и лишь танец диктует ритм, музыку, движения. Нашим намерением было найти в наших корнях, в нашей самобытности черты именно такой Кармен, однако не пренебрегая прекрасной музыкой Бизе, которая нам послужила контрапунктом», - говорят о своей постановке сами создатели. Тем не менее они не ограничились только музыкой Бизе. Уже само участие Пако де Люсия обещает зрителю знакомство с настоящим искусством фламенко. Не с тем, которое демонстрируют для выгодной продажи как вышиванки у нас на Андреевском спуске, а с тем фламенко, на котором выросло творчество Гарсиа Лорки, Мануэля де Фалья и самого Антонио Гадеса, по мнению которого нужно отбросить всю наигранность, дешевую мишуру, чтобы вытащить наружу саму сущность танца.
Итак, у нас с вами есть замечательная возможность узнать, какова же она - настоящая Кармен-испанка и познакомиться, возможно, с одним из наиболее эзотеричных фрагментов мировой культуры - искусством фламенко.