Карловарский фестиваль — старейший не только в Европе, но и в мире. Это такой себе фестивальный патриарх, появившийся на свет не намного позднее Каннского.
Итак, немного истории. Впервые этот фестиваль состоялся в 1946 году в курортном городке Марианськое-Лазне, а в 1950-м перебрался где-то километров за 20 — в курорт Карловы Вары. Лучший фильм на фестивале награждается призом «Хрустальный глобус», были еще «Приз мира», «Приз труда», «Приз борьбы за свободу». Красивые слова, что и говорить! Не стоит и напоминать, как они девальвировали. С 1958 года Карловарский и Московский фестивали решили проводить поочередно, через год. И были похожи эти фестивали если не как родные братья, то, по крайней мере, как «кузены».
Так сложилось, что, побывав на Каннском, Венецианском, Монреальском и других фестивалях, в Карловы Вары я попала тогда, когда праздник киноискусства ощутимо изменил свои «социалистические» ориентации.
На знаменитый курорт мы приехали уже под вечер и успели только разместиться в отеле и начать изучение фестивальных проспектов. Кроме конкурсного просмотра было предложено еще несколько чрезвычайно интересных программ. Опытный арт-директор фестиваля доктор Ева Заоралова предложила гостям кинофорума ретроспективы фильмов таких выдающихся мастеров, как Карлос Саура, Карой Макк и Вера Хитилова. По моему мнению, внеконкурсная программа очень часто превосходит предлагаемую к конкурсному показу. И это естественно, ибо первая снимает «пенку» с того, что появилось на мировом экране в последние годы.
Вообразите себе ущелье среди гор, покрытых лесом, на его дне течет река, которую перерезают элегантные мостики, а по обеим сторонам виднеются, поднимаясь в горы, виллы и дворцы, будто сошедшие с рисунков книг Андерсена или Перро. Ноги сами понесли меня по улице вдоль речки, и я шла, рассматривая архитектурные и природные чудеса Карловых Вар. В роскошном парке прямо на скалах высечены профили Гете, Шиллера, стоит бюст Мицкевича. По этим дорожкам любили гулять великие художники. Я поняла, что попасть в кинотеатр мне будет трудно.
Среди красивых зданий особенно отличается изысканностью и вкусом местный театр. Я поторопилась туда, потому что как раз там должна была состояться встреча с Карлосом Саурой, почетным гостем фестиваля, и демонстрация его ленты «Гойя в Бордо». Она в определенной мере кажется автобиографической — в широком понимании этого слова: художник оглядывается, прослеживая, что осталось в далекой пелене прошедшего. Начало фильма немного шокирует. На весь экран мы видим распятую тушу быка (любопытно, знаком ли Саура с творчеством Михаила Шемякина?), из внутренностей которого проступают черты лица старого человека. Это сам Франциско Гойя, великий живописец, для которого все уже в прошлом. Рядом расцветает новая жизнь, его очаровательная юная дочка, но Гойя полностью углубился в воспоминания. Он вспоминает родную Испанию, но видит ее такой, какой воссоздал на своих картинах, и свою музу, и вечную любовь — герцогиню Каэтану Альба. Лицо актрисы, играющей любовницу художника, и прекрасное, и страшное одновременно. Фатальность этой женщины в жизни Гойи угадывается с первого взгляда.
На закрытии фестиваля Саура еще раз появился перед зрителями: на главной сцене режиссеру вручили почетный Хрустальный глобус за выдающийся вклад в мировой кинематограф. А главный приз достался художнику другого поколения. Бразильский режиссер Андрюша Веддингтон родился тогда, когда Саура уже был всемирно известным. Кстати, журналисты спросили у молодого режиссера, откуда у него такое имя. Режиссер ответил, что его мать украинка и назвала его именно так.
Журналисты шутили, что режиссера интересуют истории необыкновенной любви, ибо на этот раз героиней его фильма «Я, ты, они», победившего на фестивале, стала женщина, которая одновременно была женой сразу троих мужчин. Кстати, в основе сценария, написанного Еленой Соарец, лежит реальная история.
А на экране это было так: молодая девушка Дарлена с востока Бразилии поехала в город. Возвращается она через несколько лет, одинокая, без денег, с маленьким ребенком на руках. Попав в безвыходную ситуацию, молодая женщина соглашается на предложение старого, но богатого Осии. Но далее сюжет делает неожиданный поворот. Единственным человеком, сочувствующим Дарлене, оказывается Зезинё, младший кузен Осии. И, как это ни удивительно, старик Осия, узнав о любви молодых людей, не возражает, чтобы Зезинё жил с ними. Но покой этой «счастливой семьи» нарушает молодой привлекательный Сиро.
Стилистика картины демонстрирует наследственность в бразильском кинематографе. Бесспорно, Веддингтон — художник своеобразный и оригинальный, в его почерке ощущается владение «клиповой» эстетикой, многому он научился у Эктора Бабенко. Вместе с тем автор знаменитой ленты «Пишото, или Закон слабого» был продолжателем традиции бразильского «синема ново» с его «эстетикой жестокости». Нет, там не увидишь банальных семейных историй с потоками слез, упавшими в обморок красавицами и чудом найденными отцами или детками. Здесь стоит вспомнить и литературные влияния, в частности, романов Жоржи Амаду, может, не раз экранизированной «Донны Флор и ее двух мужей».
Закономерным кажется и то, что Регина Казе, чья внешность далека от классических канонов красоты, получила приз фестиваля за лучшее исполнение женской роли. Среди исполнителей мужских ролей лучшими признаны Ян Харт из норвежско-британского фильма «Абердин» (реж. Н.Моланд) и иранец Махди Амади из картины «Невеста Огня» (реж. X. Синаи).
Вспомнилось почему-то, как в свое время на наших «социалистических фестивалях» считалось необходимым предоставлять какую-то награду кинематографистам из так называемого «третьего мира». Сейчас мастера кино Азии не нуждаются в таких «подарках». Трудно назвать хотя бы один из самых престижных фестивалей мира, где не были бы отмечены кинематографисты этого континента.
На этот раз не только иранцы подтвердили свое реноме. Специальный приз жюри получил корейский фильм «Ментоловые конфеты» (реж. Ли Чанг Донг), поделив его с польской лентой «Большой зверь» (реж. Е. Штур). В фильме рассказывается о трогательной дружбе старого банковского служащего и... верблюда. Известный польский актер все решительнее заявляет о себе как режиссер. Кстати, его предыдущую ленту «Неделя из жизни мужчины» тоже показали в программе фестиваля.
Лучшим режиссером назвали хорвата Винко Брешана, постановщика фильма «Призрак маршала Тито». Это сатирическая комедия, сделанная в немного «хулиганском» постмодернистском духе. Оказывается, на Балканах не только Кустурица может так весело и зло смеяться над «самым святым», ушедшим в прошлое.
За недолгое время пребывания в Карловых Варах нельзя успеть посетить все разнообразные мероприятия, где, кроме официальных конкурсов и упомянутых ретроспектив, были такие программы, как «Горизонты», где желающие могли посмотреть последний фильм С. Кубрика «Широко закрытые глаза», а также «Фантазию-2000», фильм, выпущенный студией «Уолт Дисней» в честь знаменитой ленты-концерта, которую снял сам гений анимации в 1940 году. Из оригинала в новую картину вошел лишь эпизод с Микки-Маусом, а именно — «Ученик волшебника». В фильме использована музыка Бетховена, Прокофьева, Шостаковича и других великих композиторов.
На специальных показах были представлены ленты, уже имевшие громкий успех на других ведущих мировых фестивалях, в частности «Танцующая во тьме» Л. фон Триера, «Человечность», «Магнолия» Р.Андерсона и много других. Можно было посмотреть «Большую иллюзию» Ж. Ренуара, «Прикосновение зла» О.Уэллса, фильмы Д. Кроненберга и Д. Джармуша.
В программе «На Восток от Запада» была показана и наша украинская картина «Всем привет!» режиссера Д. Томашпольского. В категории короткометражных лент демонстрировался хорошо известный у нас фильм Киры Муратовой «Письмо в Америку».
Среди картин, представленных художниками других стран СНГ, следует отметить «Оратора» узбекского режиссера Юсупа Разикова. Когда-то мы весело смеялись над приключениями бойца революции товарища Сухова, над тем, как он стремился перевоспитать женщин из гарема, перековав их на тружениц Востока. А вот Разиков в своем печальном и вместе с тем смешном фильме решил рассказать, как это было на самом деле, когда семью, пусть и не похожую на ту, которая нам кажется нормальной, разрушали, разлучая людей, искренне любивших друг друга.
Среди фильмов, представленных Россией, было немало заметных лент, в частности, в конкурсе демонстрировался «Дневник его жены» А.Учителя. Не могла не привлечь внимание внеконкурсная кинокартина Е.Цымбала «Обычный большевизм».
Карловарский фестиваль имеет и свой блок документального кино. Но мне не посчастливилось — не удалось посмотреть ни одной конкурсной ленты, хоть и заинтересовал фильм испанских и мексиканских кинематографистов, посвященный Луису Бунюэлю.
А победителями стали шведские фильмы «Моя мама имела четырех детей» (реж. Л. Форсберг) и «Часть мира, принадлежащая вам» (реж. К. Вегзё).
Однако всему приходит конец. 15 июля в Большом зале Термаль-отеля (кстати самое ужасное сооружение в Карловых Варах, напоминающее наш отель «Лыбидь») состоялось закрытие фестиваля. На шоу появились оголенные девушки, которые снимались в фестивальной заставке. Как мне кажется, эта заставка стала одним из украшений фестиваля.
А после «раздачи слонов» показали фильм, который хотя и не был увенчан фестивальными лаврами, но, бесспорно, поднял настроение всем присутствующим. Британский режиссер Кеннет Брана уже в который раз обратился к своему любимому «сценаристу» В. Шекспиру и экранизировал его комедию «Бесплодные усилия любви». Сделал он это, как всегда, с выдумкой и юмором, перенеся действие в 30-е годы прошлого столетия и заполнив ленту цитатами из классических американских мюзиклов.
Итак, погасли огни еще одного фестиваля, принесшего киномиру и открытия, и разочарования, и надежды, что у кинематографа все-таки будет второе столетие.