Обмен мнениями после премьеры: А. Быструшкин, В. Ющенко и И. Гаврилюк |
На премьере студии «Контакт», которой руководит Лариса Роднянская, в этот раз не было аншлага, и все же уверенно можно сказать, что в Синем зале Дома кино, где, как правило, проходят подобные мероприятия, собрались люди, по-настоящему влюбленные в искусство экрана. Февральским вечером здесь собрались коллеги-кинематографисты, журналисты, киноведы. Среди гостей, пришедших просмотреть фильм «Коломыя» (идея и авторский текст Ивана Гаврилюка, режиссер Тимур Золоев, оператор Эдуард Тимлин), был и Виктор Ющенко. Премьер на премьере — это вам не пустяк. Виктор Андреевич после просмотра поделился своими впечатлениями от картины и еще раз доказал, что он неравнодушен к искусству и во многом разбирается не хуже специалистов.
В прошлые времена авторы документальных лент о том или ином городе должны были рассказывать прежде всего о трудовых свершениях, показать доску почета, затем о славном революционном прошлом, не забыть и о действующих руководителях. Как говорится, обо всем упомянуть, ничего не выпустить из поля зрения. Выходил сплошь и рядом этакий экранный справочник.
К счастью, фильм, представленный на премьере, выполнен в совершенно ином ключе. Самым точным для определения его стилистики будет одно слово: импрессионизм. И действительно, на экране проходят картины прошлого и настоящего, старые хроники свободно перетекают в кадры нашего времени. Вот довоенная Коломыя, гуцулы в расшитых кептарях, по улице идет молодая женщина, идет — словно танцует. Камера внимательно рассматривает лица на старых фотографиях: трогательные и немного смешные детские, очаровательные женские. Вот несколько портретов горцев — перед нами неизвестные философы, углубленные в размышления о вечных проблемах жизни. А вот вокзал: поезд, вагоны на рельсах, которые увозили и, пожалуй, увозят и сегодня из маленького украинского города в большой мир его лучших сынов: писателей, актеров, ученых. Нередко приходится слышать, насколько изобразительные возможности видео уступают традиционному кино на пленке. Только вот опытный оператор Эдуард Тимлин, пожалуй, забыл об этом. Поскольку снятые им кадры преисполнены богатства полутонов, излучают светлый ореол ностальгии, словно взгляд человека, давно не бывавшего в родном городе и знающего, что скоро уедет, и возможно, навсегда.
Мы знаем режиссера Тимура Золоева как автора острых публицистических лент, как художника, создавшего психологически точные экранные портреты людей различных поколений и с разным общественным положением, вспомним только знаменитую ленту «Николай Амосов». И неожиданно он раскрывается как тонкий лирик, автор почти стихотворного произведения. Из реки жизни выхвачены и просто колоритные фигуры и сценки, и наводящие на размышления о скоротечности времени. Вот по улице движется свадебный кортеж. Мы почти не видим молодоженов, их закрывает собою «свадебное деревце», словно плывущее в воздухе. Зато камера неотрывно следит за лицом немолодой женщины, провожающей взглядом процессию. В ее глазах и грусть, и просветленность. А на улице наигрывают, развлекая толпу, красивые ребята — троистые музыканты. Запомнилась и старенькая бабушка, осторожно переводящая через подвесной мост свою кормилицу — белую козочку.
Особенно поэтическими делает лирические зарисовки прекрасный звуковой ряд. Иван Гаврилюк читает собственные стихи, причем читает не «эстрадно», а как тихую интимную исповедь. Поэтический текст совершенно не воспринимается как пояснения к изображению, звуковой и зрительный ряд объединены по принципу контрапункта.
Следует отдать должное и композитору Игорю Лебедкину, скомпоновавшему прекрасные мелодии, усиливающие эмоциональное впечатление от ленты.
В планах студии «Контакт» экранные рассказы о других городах Украины. И это замечательно, ведь духовные богатства украинской провинции неисчерпаемы, хотя и очень мало изучены.
И все же нелегко будет найти художников, так же искренне влюбленных в «героя» своего экранного рассказа, как авторы фильма «Коломыя». А ведь именно эти чувства и станут залогом успеха.