КАК ТОРГОВАТЬ КАРТИНАМИ, КИНО И ЯЗЫКОМ?

Поделиться
В последнее время Украина принимала участие в крупных международных выставках, проходивших в Берлине, — продовольственных продуктов (на т...

В последнее время Украина принимала участие в крупных международных выставках, проходивших в Берлине, — продовольственных продуктов (на т. н. Зеленой неделе с участниками из 57 стран мира) и туристической. И, традиционно, не без успеха. Год назад украинские блюда вкушал и нахваливал сам президент Германии г-н Иоханнес Рау.

Но, к сожалению, украинцев не было на больших акциях гуманитарного плана — 6-м Арт-Форуме и Международной лингвистической выставке.

За шесть лет существования Арт-Форума в Берлин съезжается все большее количество участников и потенциальных покупателей современного искусства — в последний раз из 28 стран, 170 галерей мира. Впервые участвовали Китай, Исландия, Израиль. Организаторы форума — Представительство европейских галерей (European Galleries Projektgesellschaft) под председательством немецкого галериста Томаса Шюльте (Thomas Schulte), а члены жюри — из Милана, Португалии, Стокгольма и Нью-Йорка.

Выставка прошла в грандиозных залах Международного выставочного центра, где на этот раз высота разделяющих галереи стен была 3,5 м — в честь той Стены, которая разделяла Запад и Восток Берлина и всей Германии.

Нельзя сказать, что на Арт-Форуме показали что-то сверхъестественное, чего в современном украинском искусстве нет. Пожалуй, наряду с авангардностью форум неожиданно показал как новое «хорошо забытое старое» — тенденцию к возврату прошлого, использованию забытых традиционных средств живописи и форм декоративно-прикладного искусства. Например, несколько картин большого формата с реалистическим сюжетом немецкий художник нарисовал цветными карандашами, его соотечественница композицию в виде флага с портретом овчарки в центре круга вышила гладью. Еще в 20-е годы ХХ ст. киевлянка-авангардистка Нина Генке вышила гладью, но абстрактную композицию. Скандинавка представила аппликацию: вырезанная из бумаги бело-розовая ветка сирени, едва прикрепленная одной стороной к основе, будто трепетала под стеклом. Немец одним «росчерком ножниц» вырезал из черной бумаги сюжет из жизни городской улицы и, наложив на белый фон, представил как книжную иллюстрацию. В поисках новизны израильтянин и скандинав обратились к чучелам животных. В углу израильской секции была выставлена на полу картина, изображающая крысу, и перед ней на полу (в реальности) восседало чучело крысы тех же размеров. На другой картине изобразили болонку, сидящую на колонне. Наяву зритель увидел то же самое. Свое чучело скандинав обыграл по-другому. На огромном стенде с широкими черными и узкими полосами он в центре прикрепил белый выпуклый экран из пластика и во всю его длину — чучело бегущей грациозной косули. Немецкие художники создали триптих, на котором высотой в 3,5 м были изображены Друг №1 — Собака, Друг №2 — Лошадь, Друг №3 — Сова. Коллега нарисовал пару питбуллей: Его, нежно обнимающего Ее, на ветеринарной коляске, с обращенными к нам мордами-лицами. В глазах животных — страдание и укор — их везут усыплять «человеки». Хозяева вырастили многих из них агрессорами, и в Германии вышел указ об уничтожении представителей многих бойцовых пород...

Были интересные работы азиатов, особенно китайцев, авангардные и в то же время сохранившие самобытный национальный почерк. Присутствовали и привычные инсталляции с видеорядом. Необыкновенным предстало огромное растение — дерево из пластика, непонятно каким образом сотворенное. Были и другие инсталляции: поляны — одни, усеянные нарядными мухоморами; другие — человечьими черепами разных мастей.

К сожалению, за редким исключением наши украинские художники почти не принимают участия в крупных европейских акциях, а появляются спорадически в малоизвестных галереях. Сейчас в немецкой столице галеристы француз и немка, в подвальном помещении полуразрушенного здания открыли выставку под многообещающим названием «Украина—Берлин», где с десяток украинских участников заявили о своем абсолютно новом прогрессивном искусстве (это фото, инсталляции, картины, работы по дереву). Но «провозгласить» — еще не значит «быть». Автор появившейся в русскоязычной прессе статьи, родом с Украины, с горечью замечает, что ничего нового на выставке нет. И поскольку когда-то в подвалах нынешней галереи дозревали зеленые бананы с Кубы, назвала статью довольно символически и обидно для нас «Украина в банановом подполье». В это же время прошла выставка молодых художников из провинциальных городов России, но организованная немецким галеристом-профессионалом совместно с Венским музеем современного искусства. Художники также намеревались эпатировать публику, но и они ничего нового не смогли показать.

Я потому с грустью пишу о неучастии Украины в Арт-Форуме, что мы теряем возможность пропагандировать творчество украинских художников и давать им шанс заработать. Ведь его устроители — Представительство европейских галерей — сумели сделать Форум ярмаркой искусства и привлечь большие капиталы к покупке экспонатов. Работы покупались по цене от 48 до 400 (!) тысяч марок. И многие страны (Словения, Польша, Венгрия, Чехия и Россия), фактически не богаче и не «достойнее» нас, сумели найти возможность и принять в нем участие.

Тем значительнее представляется частная инициатива нашей бывшей соотечественницы, магдебургской галеристки Галины Бригер, которая сумела свои меркантильные интересы успешно сочетать с патриотическими чувствами и талантом менеджера.

Начав несколько лет назад выставлять картины украинских художников, Галина Бригер выступила как инициатор и организатор интернационального форума искусства в Магдебурге, привлекла к этой идее городские власти и спонсоров. И Магдебургский фестиваль состоялся. Он прошел в конце 2001 г., его участниками стали представители из 57 стран. Больше всего была представлена Украина. Скульптура киевлянина Игоря Гречаника «Украина» стала символом Магдебургского фестиваля. Старинный славный город Магдебург, подаривший Европе магдебургское право, на 90% разрушенный во время Второй мировой войны, испытывает все трудности переходного периода всех восточногерманских городов, стремится дать новый импульс культурной и духовной жизни сообщества, став культурным мостом между Востоком и Западом Европы. Мощь Берлина не останавливает смелость Магдебурга. Похоже, его международный фестиваль имеет шансы стать традиционным. Однако он пока не может сравниться с берлинским Арт-Форумом по количеству инвестиций и богатству покупателей.

В свою очередь наши художники по сути фактически ведут благотворительную деятельность, обогащают художественную, культурную жизнь обыкновенного немецкого города. Везут картины, едут за свой счет. Кстати, выставиться может каждый, кто хочет. Однако конъюнктура не предсказуема. В этом году украинских произведений (как и других) купили мало, в основном, «Дома Миколи» и натюрморты с цветами. Многие даже не смогли компенсировать расходы на дорогу. Одна из участниц выставки, в прошлом российская немка, говорит, что обыватель теперь предпочитает натюрморты с цветами и пейзажи, он не хочет утомлять себя никакими проблемами. Выпускница же Мюнхенской академии искусств киевлянка Юлия Кисина, имеющая много престижных наград, напротив, сталкивается с иным. Чтобы чем-то заинтересовать немцев, следует напридумывать что-нибудь заумное. Например, сунешь модели вареное яйцо в рукав и на фотокартине возникает рука с каким-то странным образованием. Или к двум ногам прицепишь третью, тряпичную — полный восторг. Шумным успехом пользовались фотокартины Юли с натюрмортами из мясного фарша. Или сюрреалистические картинки типа головы мальчика, высунувшейся из месива фарша так, что тела не видно, и голова в странном окружении красного «бордюра» как бы живет собственной жизнью... В этот раз в Магдебурге шел дождь, было холодно и почти ничего не покупали.

Не было Украины и на традиционной Международной лингвистической выставке. Здесь предлагали много дидактической литературы, проспекты разнообразных курсов по изучению распространенных и редких языков. Каталонцы и баски расписывали красу своей земли, своих языков и рекламировали курсы по их изучению. Не отставали от них и носители древнейшего славянского языка венедов, живущие в окружении германцев с IX века. Носители лужицкого языка, имеющего сходство с чешским, польским, даже украинским, именуют теперь себя сорбами. Они прилагают героические усилия, чтобы сохранить свою идентичность в условиях угрозы тотальной ассимиляции. Волнующим для меня было услышать «живьем» язык, о котором только читала в филологических изданиях. Их проект на выставке назывался «Лодка». У лужичан это обозначает сундук, куда складывают все ценности. У верхних и нижних лужичан-сорбов есть издательства на родном языке, пресса, ТВ, театр, музеи, гимназии с двуязычным обучением на сорбском и немецком языках. Сохранены одежда, обряды и традиции. Их поддерживает и правительство ФРГ.

Люди не бьют себя в грудь и не кричат о патриотизме, не валят все свои беды на носителей языка могущественного немецкого государства. А украинский язык не был представлен даже на престижной Международной лингвистической выставке. Кто же опять виноват?!

Что касается украинского кинематографа, то он давно в той или иной мере присутствует на Берлинском МКФ и Лейпцигском документальном. В прошлом году на новом фестивале стран Центральной и Восточной Европы в Висбадене прошли мировые премьеры фильмов «Джальма» А. Курдюма, «Второстепенных людей» К. Муратовой, запрещенного в свое время «Прометея» Ивана Кавалеридзе. Много усилий для пропаганды украинского киноискусства приложил немецкий кинокритик д-р Х.И.Шлегель. Прокат украинских фильмов на государственном уровне в Германии отсутствует (за редким исключением во время Дней Украины в ФРГ). В то же время в немецком городке близ Висбадена бывший севастополец вовсю «крутит» украинские фильмы и получает за это прибыль.

Организовать в ФРГ украинский культурный институт — не так просто, однако очень важно. У многих немцев Украина ассоциируется с понятиями «Чернобыль», «Динамо», «Кличко», «а, это где-то возле России»... Между тем в 20—30-е годы ХХ ст. в Берлине учились, устраивали выставки, показывали фильмы А. Архипенко и А.Довженко, сын полтавчанки В. Татлин и К. Малевич, называвший себя украинцем... Нишу незнания украинской истории, приоритетов, культуры тем временем пытаются заполнить некоторые агрессивные некомпетентные представители украинской диаспоры, которые злопыхают по поводу авторитета кинематографиста Довженко в Германии (він агент КДБ!), «не нашей» музыки Березовского и Бортнянского, исполняемых хором «Киев» и др. Конечно, есть среди украинской диаспоры достойные люди, которые скромно делают свое дело. Филолог-славист Анна Галя Горбач на собственные средства основала издательство и издает классическую и современную украинскую литературу с двуязычным переводом. Ортопед Маркович, собравший уникальную коллекцию картин Ивана Труша, издал на собственные средства на немецком языке каталог его произведений и др. В Берлине к культурным институтам Польши и Венгрии, открытым в свое время при поддержке Советского Союза, сейчас присоединились Словакия и Румыния. Украинского культурного центра, который вел бы планомерную работу по пропаганде нашего интеллектуального потенциала, формированию достойного имиджа в Европе, защищающего интересы деятелей нашей культуры, пока нет. В интересах Украины заложить свой кирпичик в фундамент общего дома духовных ценностей Европы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме