Выставка художницы-керамистки Людмилы Мешковой в Украинском доме — яркий пример искусства, которому не грозит забвение. Ее работы — не испорченные современностью «арт-проекты», они живые, настоящие, истинные.
Г-же Мешковой 70 лет, ее произведения с успехом экспонируются во многих музеях мира, персональные выставки художницы прошли в Москве, Тбилиси, Париже, Брюсселе, Лейпциге, Вильнюсе… Однако в Украине это ее первая выставка.
Родилась Людмила Ивановна в Великих Сорочинцах Миргородского района Полтавской области. По образованию она архитектор. Сорок лет проработала в Зональном научно-исследовательском институте. Здесь благодаря руководителю отдела Нине Ивановне Федоровой научилась работать с керамикой. А со временем стала основательница нового художественного направления — керамической живописи.
Больше всего поражают бесчисленные керамические панно сочетающие необычную технику выполнения и глубокое философское содержание. Им присущи особый покой и продуманность цветового решения. Мировое признание получило керамическое панно размером 55 квадратных метров под названием «Земля, флюиды жизни и расцвета мирам Вселенной посылай...», украшающее штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. После этой работы Людмила Ивановна Мешкова получила звание народного художника Украины. Монументальные керамические панно стали неотъемлемой частью Киева: они украшают Дом кино, Дом архитектора, Главпочтамт, гостиницы «Киев», «Русь». Майоликовые монументальные иконы смотрят с фасадов храма Андрея Первозванного в Киеве, храма Николая Чудотворца в с. Рудня Черниговской области…
— Людмила Ивановна, что вас вдохновляет?
— Наверное, сама жизнь. Как я живу. Люди, которые производят на меня незабываемое впечатление своей харизмой, искренностью, мужеством. Тот же Пикассо, Амосов. Какие сильные личности! Они постоянно у меня перед глазами, и тогда я понимаю: надо что-то делать, надо работать, а то ведь пока я их не нарисую, не успокоюсь. Поэтому, наверное, слово «вдохновляет» не подходит, потому что моя жизнь — рисовать то, что мне дорого.
— Расскажите подробнее о вашей технике.
— Керамическое искусство позволяет использовать все возможные продукты керамики. Я использую эмаль, глазурь, керамические краски, разнообразные соли, стекло, камень…
— Как долго вы работаете?
— Долго, поскольку создаю работы постепенно: в четыре обжига. Делаю, например, первый обжиг и берусь за другое. В этом и состоит специфика моей техники. Могу работать месяц, могу и два. Сказать, что я сразу рисую, нельзя, поскольку мне так или иначе нужно пройти весь процесс. Если ничто не мешает, могу нарисовать быстро, а бывает наоборот, — то выставка, то еще что-то.
— Среди ваших работ много портретов. Как выбираете лица?
— Рисую тех, кто произвел на меня большое впечатление, кто меня зацепил. Есть много личностей, которых я должна нарисовать, но просто физически не успела этого сделать. Я не нарисовала Анатолия Соловьяненко — друга, маму, отца, а еще Гоголя. И подругу свою, Томочку, которая ушла из жизни. У меня немало начатых работ…
— Скажите, чем написание иконы отличается от написания обычной картины?
— Когда пишешь иконы, ощущаешь двойную ответственность — перед обществом и перед Всевышним. Это определенное состояние души. Вообще я не очень компетентна в канонах, но, несмотря на это, священники моими работами были довольны, говорили, что мои росписи отвечают всем стандартам. Я расписывала собор Рождества Христова на Оболони, Андрея Первозванного на Салютной площади и другие.
— Здесь, на выставке, представлен весь ваш творческий актив?
А где хранятся ваши картины?
— Да, здесь выставлены работы всей моей жизни, частичка меня. Очень важно, чтобы они экспонировались все вместе. Лишь тогда ощущается необыкновенная аура и атмосфера, которая действительно увлекает посетителей. Ведь из-за отсутствия некоторых картин разрушается единство и творческий замысел. А для хранения картин отдельного помещения нет. Поэтому все мои работы размещены в мастерской.
— Вы продаете свои работы?
— А разве можно продавать своих детей?!
***
Параджанов говорил: «На выставки Людмилы Мешковой я прихожу как на исповедь!» Мерило искусства — у каждого свое. У кого-то это количество удачно проданных картин, у кого-то — количество завоеванных сердец. Достаточно лишь посмотреть в восхищенные глаза посетителей выставки... Сюда хочется возвращаться снова и снова.