Уже прошло более десяти лет с тех пор, как Верховная Рада Украины приняла постановление о введении в программные курсы высших учебных заведений такой дисциплины, как украинская и мировая культура. Общественность восприняла это с одобрением и по-деловому. Начали разрабатывать новый курс, затем в средствах массовой информации и на прилавках начали появляться пробные учебные программы, сборники статей, отдельные брошюры, монографии, учебные пособия, рекомендованные студентам.
К делу подключился и доктор исторических наук, профессор Национального аграрного университета, отличник образования Украины В.Хоменко.
Глубоко убежденный в том, что изучение духовной культуры крайне необходимо именно в сельскохозяйственных и промышленных вузах, он подготовил программу для высших аграрных учебных заведений III—IV уровней аккредитации, утвержденную департаментом кадровой политики, аграрного образования и науки Министерства аграрной политики Украины.
Цель этого учебника — осветить этапы развития духовности украинского народа в контексте мировой культуры, провести анализ отдельных гуманитарных проблем, видов искусств. Предлагается, в сущности, нетрадиционное изучение курса, которое расширяет гуманитарную подготовку студентов, повышает творческую активность будущих специалистов: учебник просто и ясно дает представление о сути культуры и искусства и об этапах их исторического развития, обеспечивает эстетически-философское понимание системной связи всех составляющих, формирующих духовные ценности и качества человека.
Учебник ненавязчиво побуждает формировать собственное мнение о ценностях культуры, вырабатывать активную позицию в утверждении гуманистических идей, высоких нравственных и эстетических принципов в общественной жизни, советует опираться как на национальные, так и на общечеловеческие ценности духовной культуры, на их приоритетность перед политическими и классовыми интересами, приглашает беречь и приумножать культурные достояния; обеспечивать условия для творческого развития личности, повышения культурного уровня и эстетического воспитания граждан.
Собственно изложение культуры начинается с раздела «Усна і обрядово-звичаєва народна творчість», в котором тематически выделяются такие ее аспекты, как мифические представления человека о природе и фантастическо-поэтическом отношении к ней. И «хотя пора чудес минула, и нам изыскивать приходится причины Всего, что происходит на свете» (В.Шекспир), но кто первый сочинил молитву к Богу, был первым поэтом? Ведь мы верим, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог», как говорил Иоанн Богослов в своем Евангелии.
Дальше излагается тема «Культово-звичаєва обрядовість», которая подкрепляется словами Вольтера: «...Благодетельность и порок, нравственное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно это явление для общества». Раздел завершается фольклором как неисчерпаемым источником духовности.
Образовательное и художественное слово выступает основополагающим и господствующим в формировании культурных начал. Здесь автор следует за Шарлем Летурно, утверждавшим: если ты знаешь способы изменить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и развить рассудительность — то ты являешься воспитателем. И рассказывает об образовательной системе обучения и воспитания (педагогика — это теория и практика) в течение веков, о древней и средневековой литературе, эпохе реализма и изящной словесности Новой эпохи, предостерегая, что среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и плохое общество.
Четвертый и последний раздел — о монументально-народном и бытовом искусстве — раскрывается архитектурным зодчеством, скульптурой, в которой человек является извечным объектом пластического искусства, живописной поэзией в красках; и подкрепляется народно-прикладной и декоративной культурой, представленной мастерским производством продуктов питания, посуды, одежды, головных уборов; народным изобразительным искусством, устойчиво сохраняющим этническую самобытность в самых разнообразных своих формах — вышивках, ковроткачестве, украшениях, росписях, где художник творит, так сказать, вторую живописную природу.
Таким образом, в учебнике лаконично представлены все виды, стили и течения культуры, литературы и искусств и их выдающихся представителей, начиная с Древнего Востока и завершая современным химерическим футуризмом, символизмом, релятивизмом. В нем четко представлены вопросы и темы для лекций, рефератов, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, а также помещен список рекомендуемой литературы.
Естественно, автор не претендует на то, что его труд исчерпывающий, дает ответы на все вопросы. Для желаемой полноты требуется еще многое. Сегодня, когда Украина начала строить самостоятельное соборное государство, — важнейшим является глубокое и широкомасштабное духовное возрождение и накопление интеллектуального и духовного потенциала нации, осмысление ее исторической миссии в русле мировой истории, развитие общечеловеческих ценностей. И в этом плане учебник В.Хоменко с элементами воинствующей публицистики может сослужить хорошую службу в системе высшей школы как источник обширных знаний и высокой духовности.