А вы пытались написать этюд масляными красками, когда термометр даже под зонтиком и панамой страдает «горячкой»? Такие четкие в умеренном климате мазки превращаются в жаркой атмосфере в капли разноцветного пота и стекают по холсту в песок египетской пустыни...
Проект Ольги Петровой «Сорок градусов в тени» знаменателен не только экстремальными условиями создания, но и объединением этой выставки с презентацией ее книги «Мистецтвознавчі рефлексії».
Как говорил однажды музыкант Андрей Макаревич: «Сейчас модно бросаться на амбразуры, ибо известно, что пулемета там нет». На фоне триумфа саморекламы современного неординарного искусства можно забыть тот факт, что еще несколько десятилетий назад любая попытка поднять андерграундных творцов на свет божий становилась поводом для остракизма и вполне реальных оргвыводов. Поэтому многолетний труд Ольги Петровой с художниками, которые, кто сознательно, а кто принудительно варили свою модерновую кашу в сумраках подвалов, вызывает лишь уважение. Хотя, возможно, эти дети богемы и не всегда благодарны. Многие из них до этого дня не увидели бы выставочных залов и не появились бы на глянцевых страницах, если бы искусствовед не вытянула их за всклокоченные бороды из сумрака на солнце. Более удачного окружения для книги, анализирующей достижения и поражения украинского искусства за последние три десятилетия, чем собственная живопись Ольги Петровой, не найти. Ориентальные мотивы воспринимаются довольно символически — бурные волны животворного моря и рядом обожженная горячим ветром земля. Не очень тактично подгонять уникальное творчество под какие-то аналогии, но у меня вернисаж «Сорок градусов в тени» вызвал ассоциации с р-р-еволюционным экспрессионизмом начала ХХ века. Прочь законы гармонии, прочь буржуазный академизм, не экономьте краски, не бойтесь цвета, пусть живет инфракрасный ультрафиолет! Даже перечисление названий работ воспринимается словно справочник по спектральному анализу... Ужасно хотелось поделиться впечатлениями от выставки с другими посетителями культурно-художественного центра при НаУКМА, но охранник, долго искавший ключи от зала, оправдываясь, сказал, что я единственный человек, решивший пообщаться с прекрасным в субботний день... Я, наверное, ошибся, когда сказал об успехах рекламы...
Искусство и пустыня. Что побеждает?