Ирина Буданская: «Ощущение, что мы живы и жизнь продолжается, сегодня — сверхважно»

06 августа, 2020, 17:32 Распечатать
Отправить
Отправить

Ирина Буданская: «Ощущение, что мы живы и жизнь продолжается, сегодня — сверхважно»

Этот год приготовил для нас непростые испытания. Эпидемия COVID-19 и карантин выстроили преграды между людьми, лишили нас живого общения, возможности обнимать друзей и родных. Привычные для нас вещи и будничные ритуалы обрели особую ценность и отчасти стали роскошью. Посетить концерт, театр или художественную галерею — теперь каждая такая возможность особая.

Мы увидели опустевший, пронзенный тишиной город, где не сигналят автомобили, не слышны детские голоса. Эта тишина пугала и настораживала, но вместе с тем заставляла прислушаться к себе и осмыслить новый опыт, который мы проживаем здесь и сейчас.

Тем временем, когда город стал оживать, каким же радостным стало наполнение его обычными звуками, каким ценным — возвращение его голоса, по которому мы действительно грустили. Жизнь продолжается — это чувство и стало основным месседжем нынешнего фестиваля Bouquet Kyiv Stage, который состоится вскоре, с 20 по 25 августа в Софии Киевской. (Программу можно найти здесь http://bouquetstage.com/.)

Третий Bouquet обещает стать фестивалем премьер, а также представит несколько новых направлений. Традиционно будет много музыки: классической, современной академической, джазовой, экспериментальной. Запланировано около 40 событий, большинство будут транслировать онлайн.

Открытие фестиваля станет символичным. Будет звучать музыка Виктории Полевой, хор AVE будет петь на колокольне Софии Киевской. И это пение, и звук софийских колоколов окутают город. Это будет начало — и фестиваля, и чего-то нового в новой реальности. Это будет возвращение голоса городу. Обновление.

В разговоре с ZN.UA соучредитель фестиваля, учредитель Дома «Мастер Класс» Ирина Буданская рассказывает о программе нынешнего фестиваля, об искусстве как точке опоры во время перемен и голосе, который город возвращает себе.

О новой реальности

Ирина, еще продолжается карантин, многие культурные события в Украине отменили, почему вы все-таки отважились провести третий фестиваль Bouquet Kyiv Stage?

— У всех нас жизнь разделилась на «до» и «после». Уже есть понимание, что мы изменились и изменился мир. Жизнь «как раньше» уже не будет, а новый опыт мы только начинаем приобретать. Мы будто находимся в промежуточном состоянии «между», учимся жить заново. Важно принять новую реальность и не сетовать на нее. И здесь именно культура может стать опорой, которая поможет перейти из промежуточного состояния в новую реальность.

Тем временем драматическая ситуация, которую мы переживаем в последние несколько месяцев, оголила как много болевых точек, так и ценностные вещи. Большой ценностью, или даже — огромной роскошью, стало все живое: живая природа, живые отношения, живое слово, живые музыка и искусство.

Поэтому, на наш взгляд, фестиваль Bouquet жизненно необходим именно сейчас, этим летом.

И если по разным причинам можно отменить фестиваль в период полного благополучия, когда культурное пространство насыщено событиями и общением, то в нашей нынешней ситуации, если появляется хоть небольшой шанс живого художественного наполнения, терять его непростительно.

Кроме этого, нам крайне необходимо приобрести новый опыт — жить полной культурной жизнью, но в новых условиях, в карантинных ограничениях.

Да, мы придем в Софию Киевскую, наденем маски, мы сядем на расстоянии друг от друга и так будем слушать живую музыку и живое слово. Маски, расстояние, обработка до дыр рук антисептиком, все это можно выдержать, потому что ты получаешь значительно больше — саму Жизнь.

Искусство как точка опоры

Как искусство может помочь всем нам преодолеть стрессы и страхи, которые мы переживаем в последнее время?

— Сегодня, по большому счету, мы преисполнены страхом за свое здоровье и здоровье родных, неопределенностью по поводу будущего, иногда — отчаянием. А искусство наполняет человека другими смыслами.

В искусстве каждый находит что-то свое. Кого-то оно поднимает над будничными вещами, кто-то получает новый эстетический опыт, а кто-то переживает заново какие-то свои страхи, травмы и, возможно, освобождается от них.

Но всегда искусство — это возможность другого наполнения, которое означает возможность перемен.

Художники странным образом видят дальше и глубже, тоньше воспринимают жизнь и иногда предчувствуют будущее. Недавно мы пришли в Софию Киевскую; там, как всегда, царила успокаивающая атмосфера, и немногочисленные посетители гуляли по территории в масках. И у нас возникло дежавю. Мы вспомнили прошлогоднюю интерактивную экскурсию. Это был очень интересный проект. Люди надевали наушники, из которых слышали голос Святой Софии, обращенный к потомкам. Эта экскурсия затрагивала разные темы — современного человека, его отношение к другим людям, к природе.

Каждый экскурсант получал три конверта. В первом была фотография древней Софии, и она сравнивала себя с современной.

Во втором конверте была маска, София просила всех ее надеть, пока говорила об отношениях человека с природой. И группа экскурсантов, надев маски, прогуливалась в размышлениях по Софийскому саду. Эта картинка повторилась ровно через год, но в реальной жизни!

А вот в третьем конверте была сливовая косточка из Софийского сада, ее надо было посадить. Это, на мой взгляд, тоже очень символично и актуально. Нам всем необходимо посадить сливовую косточку, ухаживать за саженцем и обязательно вырастить дерево, чтобы потом собрать сливовый урожай.

Голоса

Расскажите о концепции нынешнего фестиваля.

— Когда начался карантин, подготовка к Bouquet Kyiv Stage-2020 шла полным ходом. Уже была сформирована программа, приглашены иностранные исполнители, запланированы колаборации украинских художников с иностранными. Эпидемия все изменила. Практически всю международную составляющую фестиваля мы перенесли на следующий год. И едва лишь ситуация позволила ослабить карантин, появился лучик надежды на проведение фестиваля, мы сразу же начали обновлять программу.

Когда новая программа была сформирована, мы неожиданно для себя увидели, что основной участник этого года — Голос.

В музыкальной программе Голос будет звучать окрыляющим классическим сопрано Сусанны Чахоян и Татьяны Журавль, джазовым вокалом Назгуль Шукаевой и Лауры Марти, фольклорным многоголосием Кати Чили и Наталки Половинки, хоровым пением коллективов «Киев» и AVE.

Голоса людей из поэтического сборника Марианны Кияновской «Бабий Яр. Голосами» оживут в премьерном музыкально-поэтическом перформансе, созданном театральным режиссером Олегом Липциным.

Стихи будут озвучены голосами их авторов — украинских поэтов Сергея Жадана, Ирины Цилык, Марка Белорусца — на поэтическом марафоне.

То, что Голос стал матрицей фестиваля — очень символично, ведь Голос и Пение — это проводники в высшие формы нашего бытия.

Люди, наполняющие пространство

Еще весной, когда вы начали говорить о будущем фестивале, прозвучала главная его тема: «Город Мастеров». С какими мастерами встретятся гости в этом году?

— Сегодня Bouquet Kyiv Stage — городской фестиваль. А город — это не только архитектурный ландшафт, это прежде всего люди. Именно люди, которые меняют нас, наше пространство и нашу жизнь в нем, люди-Мастера станут героями фестиваля этого года.

Тема Bouquet Kyiv Stage-2020 — Город Мастеров.

Знаковый Мастер, композитор Борис Лятошинский, а также плеяда его выдающихся учеников будут представлены в программе Лятошинский-Гала, созданной Евгением Громовым.

Мастер Богодар Которович, кроме музыкального таланта, имел большой дар раскрывать таланты в других. «Букет для Богодара Которовича» подарят нам Мирослава Которович, Сусанна Чахоян и ансамбль «АртеХатта».

Мастера народной любви Мирослава Скорика мы сможем услышать и почувствовать в его последних произведениях на концерте «Посвящение Скорику» с участием Богданы Пивненко и Анны Хмары.

Глубину, филигранную тонкость и вместе с тем мощность гения Валентина Сильвестрова услышим в премьерных произведениях композитора в исполнении камерного хора «Киев».

Еще один мощный пласт нашей культуры — изобразительное искусство. Художественных дел Мастера Александр Левич, Алексей Захарчук, Михаил Вайнштейн, Виктор Зарецкий и Алла Горская будут представлены в выставочном проекте «Город людей: графика шестидесятников».

Мастер, который нас вдохновляет, который является оберегом Bouquet Kyiv Stage, — выдающийся живописец Александр Дубовик, подаривший символ фестивалю. Александр Дубовик представит выставку работ, которые ранее не выставлялись. Она называется «Воспоминания о будущем».

На фестивале у нас появится уникальная возможность раскрыть еще раз для себя большого Мастера — Михаила Булгакова сквозь призму писем к нему его матери в экспозиции «Альма-матер Михаила Булгакова». Это тема близкого, родного общения, которая тоже зазвучала по-новому в свете последних событий.

Фестиваль премьер

Вы всегда хотите представить даже известных участников фестиваля с премьерными программами. Нынешний фестиваль не исключение. Расскажите об этом больше.

— Премьеры — это всегда очень волнующее и вместе с тем радостное событие. По ощущениям это похоже на рождение ребенка.

Мы с нетерпением ждем рождения премьер Bouquet’a.

Музыкальный перформанс «Кино во сне и наяву» на музыку Вадима Храпачова в исполнении Sed Contra Ensamble — это особый проект для нас. О настоящем кино и настоящей музыке, о творческом союзе и настоящей дружбе двух настоящих Мастеров — Вадима Храпачова и Романа Балаяна.

Еще одна премьера — музыкально-поэтический перформанс «ЯР», созданный театральным режиссером Олегом Липциным по поэтическому сборнику Марианны Кияновской «Бабий Яр. Голосами». Основной замысел режиссера — переосмыслить трагическое событие и увидеть его в современном мире, в себе.

Татьяна Калиниченко и New Era Orchestra готовят новую программу, в которой примет участие швейцарский музыкант Морис Штегер. Критики называют его «Паганини блок-флейты».

Вдохновиться творчеством Марии Приймаченко в сочетании с электронной музыкой мы сможем с проектом Андрея Кириченко «Дивосвіт химер».

Надеемся, нам удастся наполниться жизнеутверждающей живописью нашей талантливой землячки и снова почувствовать, что Жизнь продолжается!

Новые направления

Вы работаете с новыми направлениями искусства на этом фестивале?

— У нас появилось новое направление — фестивальная литературная сцена, где состоятся разговоры, дискуссии и публичные интервью с писателями, переводчиками и издателями.

Будем говорить о городе как о тексте и текстах о городе, о голосах мест и городов, о поиске утраченного Города через литературу. Курирует литературное направление литературовед Евгений Стасиневич. Среди приглашенных гостей — София Андрухович, Екатерина Калытко, Сергей Жадан, Артем Чех, Ирина Цилык, Марк Белорусец и другие.

Я думаю, в этот период многие вернулся к книгам. Появились возможность и время читать, думать и осмысливать. Мы давно хотели поговорить о взаимовлиянии человека и города и о том, как это воплощено в литературе. Думаю, эти диалоги, запланированные еще до карантина, глубоко зазвучат в новом контексте.

И наиболее ценное, наиболее трогательное для нас новое направление — детские программы для малышей от восьми месяцев. Это будут интерактивные спектакли для детей и их родителей — «Цветные игры» и «Тик-так».

Во время карантина, когда город замер, наиболее мучительными, лично для меня, были пустые детские площадки и отсутствие на улицах детского смеха. Мы уже сейчас живем в предчувствии того, как наполнится София детским смехом, шумом, жизнью. И вместе с тем наполнятся жизнью Софийский сад и город, и мы сами.

О любви к Киеву и потребности изменений

Почему Bouquet Kyiv Stage выбрал своим домом Киев, более того, саму Софию Киевскую?

— Для меня Киев — родной и любимый город. Я здесь родилась и прожила большую часть своей жизни. Мне повезло, я видела мир и жила в разных местах, но, по моему убеждению, Киев — особенное место. Вместе с тем его недооцениваем прежде всего мы, его жители. Здесь живут люди, которые делают невероятные вещи, у которых талант от Бога, но которых мы не ценим должным образом.

Из-за карантина и отмены программ большинства зарубежных участников в фокусе фестиваля этого года преимущественно украинские мастера. Есть большое желание и большое ожидание, что мы сможем достойно оценить наше искусство, наших Мастеров, которые его создают, нашего зрителя.

Я считаю, Киев достоин лучшей судьбы, чем сейчас. Это касается как города, так и людей, здесь живущих. И если нам удастся шаг за шагом это менять, то наши фестивали не будут напрасными. Изменить отношение друг к другу, к месту и городу.

Bouquet Kyiv Stage — это фестиваль высокого искусства, но не хочется говорить о высоком искусстве, как о чем-то закрытом, рафинированном. Фестиваль высокого искусства — это фестиваль, который нас меняет, который нас возвышает, который показывает потенциал нашего роста. И искусство здесь — это возможность изменений.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК