Игра со многими известными

Поделиться
Первое действие «предвыборной гонки »... за театральную премию «Киевская пектораль» почти завершилось...

Первое действие «предвыборной гонки »... за театральную премию «Киевская пектораль» почти завершилось. Благодаря экспертам сформировался чарт двадцати киевских спектаклей 2005 года, которые чаще всего упоминались критиками и журналистами. Впереди — «действие второе» (голосование за лучших в номинациях) и «действие третье» (развязка, церемония награждения в Международный день театра).

Конечно же далеко не все из этих спектаклей могли бы претендовать на признание их «лучшими». И очевидно, что в той или иной постановке (не всегда совершенной) фиксировались только определенные художественные сегменты — удачные актерские работы, находки в сценографии, музыкальные решения... Возможно, для читателей этот условный рейтинг станет определенным «зеркалом» киевской сцены образца 2005-го (иногда и кривым зеркалом). А для театральных профи — еще одним бесполезным доказательством «аксиомы»: настоящих сценических событий в городе, к сожалению, с каждым годом больше не становится...

Щедро представлена классика. «Наталка Полтавка» И.Котляревского в театре им. И.Франко, «Наймичка» И.Карпенко-Карого в Молодом театре и «Лісова пісня» Леси Украинки в Театре юного зрителя на Липках... Они составили своеобразную антологию украинской драматургии. Не хуже с зарубежными образцами, где Шекспир оказался «чемпионом»: о Ромео и Джульеттах и из различных театров в этом году не вспомнил только ленивый. Кроме этого, есть еще и дайджестный «Весь Шекспир за один вечер» Малахова в премьере театра им. Леси Украинки.

«Всякого другого» в этой двадцатке словно в коктейле. Аж две современные украинские пьесы (вы где-нибудь видели больше?). Защекотало от шести современных европейско-американских произведений. Еще два «украинских россиянина» Михаил Булгаков («Мастер и Маргарита» в Новом театре на Печерске) и Николай Гоголь («Записки сумасшедшего» в Центре театрального искусства им.Леся Курбаса)...

И «Наталка», и «Соло-миа», и «Весь Шекспир...», и «Белая ворона» — все это своеобразные «мутанты» чего-то старого, известного и исчерпанного с добавлением нового, раздражающего, эпатажного...

Иное дело — спектакли, где режиссерский почерк не бьет по зрителям бесконечными пластично-визуальными атаками (как в «Соло-миа»), а увлекает исключительно актерским мастерством. В «Количестве...» (театр им. Леси Украинки) и «Моем столетии» в Театре на Подоле Виталий Малахов не дает актерам даже глотнуть воздуха за кулисами... А Виталий Линецкий в спектакле по Гоголю в Центре им. Леся Курбаса вообще должен претендовать на звание актера-сталкера. В «Игре на клавесине» Ярослава Стельмаха в «Колесе» довольно честно эксплуатируется старомодная и тоскливая манера актерского исполнительства 70—80-х гг. А экспансивное и экстатическое актерское существование в спектаклях-поединках «Случайное танго» в «Сузір’ї », «Ключа нет» в «Ателье 16» и «Холидей» в театральном Центре НаУКМА превращает их в зрелища не для слабонервных.

Еще один критерий, сам по себе возникающий ежегодно при подведении итогов «за» и «против» пекторальных наград — это параметры сцены. Хотя никто еще точно не определил, где заканчивается большая и начинается малая сцена, спектакли условной двадцатки практически поровну делятся на те и другие. По крайней мере для меня намного понятнее спектакль средней сцены — ведь там будет все точно так же, как на большой (только не предложат бинокль, а слова актеров всегда будут долетать до середины партера).

Неравноценность условно «среднебольших» спектаклей двадцатки, как-то «Сирано де Бержерак» в Театре драмы и комедии, «Ромео и Джульетта» (там же), «Лісова пісня» на Липках, «В моем завершении — начало мое» в Молодом театре, насколько очевидная, что некоторым и на старт не надо было выходить.

Можно было бы изобрести или вспомнить еще несколько принципов измерения и подсчетов театральной успешности. Например, выстроить все названия спектаклей в алфавитном порядке (по количеству участников, размеру сметы) или применить ежегодный раздел на драматические и музыкальные (в этом году в Киеве состоялось аж две премьеры музыкального театра — «Фауст» Ш.Гуно в Национальной опере и «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу в оперетте).

Но в целом, киевские премьеры который уже год подряд не хотят складываться в единое целое театрального контекста... Действительно, они словно создаются не просто людьми различных вкусов, школ, уровней творческой одаренности (и благосостояния), а... антагонистами, «врагами», стремящимися победоносно «похоронить» друг друга. «Малые» театры барахтаются не в конкуренции, а в борьбе за победу. Крупные — те вообще редко руку друг другу подают... Средние же молча отслеживают ситуативного союзника или соперника. Словно воспользовавшись опытом мафии, театры переделили город вместе со зрителями на квадраты, и всем старожилам киевского кона безразлично, что рядом рождается что-то новое и творческое, что стоит поддержать.

Однако киевский театральный раздор, похожий на жестокую детскую игру с вымарыванием друг друга грязью (в который втянуты, к сожалению, даже критики и журналисты), и в нынешнем году должен приостановиться для вручения «Пекторали»... Этого вынужденного примирения в День театра ожидаешь с боязнью, ведь провозглашение имен пекторальных лауреатов в Киеве больше напоминает команду «фас», после которой раздраженно бросаются на премированную «жертву». Все, что находится вне этого местечкового театрально-критического поля битвы (которое и представляет показательная двадцатка премьер), может оставить нас спокойными — и эшелоны чужеземных антреприз, и инертность зрителя... Все. Только не чужой успех.

Киевские спектакли 2005 года, наиболее часто упоминавшиеся
в процессе «гонки» за премию «Киевская пектораль»:

«Ромео и Джульетта» (Театр драмы
и комедии на Левом берегу)

«Случайное танго» («Сузір’я»)

«Ключа нет» («Ателье 16»)

«Количество ...» (Национальный театр
им. Леси Украинки)

«Наталка Полтавка» — (Национальный театр им.И.Франко)

«Фауст» (Национальная опера Украины)

«В моем завершении — начало мое» (Молодой театр)

«Мое столетие» — (Театр на Подоле)

«Наймичка» (Молодой театр)

«Соло-миа» (Национальный театр
им.И.Франко)

«Белая ворона» (арт-проект компании «Бенюк—Хостикоев»)

«Игра на клавесине» (театр «Колесо»)

«Моя волшебная Золушка» («Сузір’я»)

«Весь Шекспир за один вечер» (Национальный театр им.Леси Украинки)

«Моя прекрасная леди» (Театр оперетты)

«Мастер и Маргарита» (Новый театр
на Печерске)

«Сирано де Бержерак» (Театр драмы
и комедии)

«Холлидей» (театральный центр НаУКМА)

«Лісова пісня» (ТЮЗ на Липках)

«Записки сумасшедшего» (Центр
театрального искусства им.Л.Курбаса)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме