Одноименный арт-проект не просто на целый год объединил Украину и Черногорию, но еще и задался целью отыскать "апокалиптические" ответы.
Началось все на полуострове Бирючий. Полуостров в Херсонской области с его заповедной природой, где с 2006 г. проходят художественные резиденции, скоро, наверное, вообще будут сравнивать с самим Седневым. Столько всего хорошего в современном искусстве Украины с ним уже связано. Тут живут и работают довольно известные наши художники. Самые обсуждаемые выставки "по мотивам" резиденции "Бирючий" потом открываются по городам и весям. И даже арт-журнал с одноименным названием появился.
Но в этом году Бирючий превзошел себя. Он, можно сказать, удвоился: консолидировался с коллегами из Черногории. В результате чего на протяжении трех недель украинские художники, в компании коллег из разных стран, жили и работали на арт-резиденции в Горном Морине в Черногории. Уже в сентябре, после Черногории, на косе Бирючий остров прошла "своя" резиденция. Так что нынешняя выставка в Музее истории Киева Exodus. Biruchiy 019 Montenegro, созданная специально для Украины, объединила авторов обеих резиденций и "их" выставок: черногорской и украинской.
А еще раньше - с 16 августа по 25 сентября - в Национальном музее Черногории в Цетине была выставка "Исход. Бирючий 019. Черногория", дополненная работами художников из Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговины.
- Exodus. Biruchiy 019 Montenegro - результат международного арт-симпозиума, организованного в черногорском Горном Морине социальным клубом Exodus и украинской арт-резиденцией "Бирючий" при поддержке Украинского культурного фонда, - терпеливо поясняет мне, запутавшейся в маршрутах наших художников, куратор проекта Константин Дорошенко. - Тема симпозиума и название выставки Exodus обращает нас к одной из переломных точек истории человечества, описанных в Ветхом завете. Времени, когда, покидая египетский плен, народ Израиля, проходя испытания, совершая ошибки, путем очищения двигался к Земле обетованной. В сегодняшнем мире нарастают тенденции самоуничтожения человечества от экологической проблематики до увеличивающегося расслоения между богатыми и бедными и новой угрозы ядерной войны. Новые технологии, не успев появиться, ставятся на службу манипуляциям массовым сознанием. Такой мир - это настоящий плен, исход из которого - единственная возможность спасения. Но современный исход требует отказа от стереотипов мышления и самовоспроизводящегося сценария насилия, отпечатанного в человеческой истории.
Часть художников, работы которых представлены в Музее истории, участвовали в резиденции, но трудились в своих мастерских, часть - были авторами произведений, которые я и комиссар Петар Чукович сочли созвучными тематике проекта. Это, например, ромская художница из Боснии и Герцеговины Селма Селман, которая живет в США. Ее видео, представленное на выставках в Цетине и Киеве, демонстрируется сейчас на Венецианской биеннале. Всего же в нашем проекте участвовали 39 художников из Украины, Черногории, Боснии и Герцеговины, Сербии, Франции, Испании, Чехии и России.
* * *
Найти кнопку "эскейп" и вывести из плена может, как вы уже, наверное, догадались, искусство. Поразмыслить об этом и было предложено художникам. Кроме того, каждый из участников резиденций написал свой текст на эту тему. Поскольку для проекта важно, чтобы участники не просто высказались на тему, но и сформулировали свое отношение к ней. В результате будет выпущена большая книга с репродукциями всех работ, эссе, текстами куратора и комиссара.
Но этих философских эссе о свободе, выборе пути и прочей онтологии в Музее Киева вы не увидите. Для размышлений вполне хватит и самих работ. Все картины и скульптуры у разных авторов вышли очень философскими. А сама выставка Exodus. Biruchiy 019 Montenegro - медитативной, как дзэн. Кстати, несмотря на то, что экспозиция занимает всего один зал, она кажется весьма масштабной: осмотр требует на удивление много времени. Но несмотря на "кучность" работ, нет ни намека на "заставленность". Как говорят в музеях, "воздуха" вполне хватает.
Выделить доминанту, или же "первостепенных" авторов выставки Exodus, совершенно невозможно. Дело вкуса. Я для себя особо отметила живопись Влады Ралко и Владимира Будникова. Ее цикл "Моя работа меня делает" порадовал явной самоиронией, просто-таки юмором. Кобальтовые, неимоверные по колористике картины Будникова из серии "Варианты выхода" на этот раз содержат и рукописные тексты. (Как оказалось, цитаты из книги "Исход" и парафразы кураторской экспликации арт-проекта). Нельзя не обратить внимания и на скромное фото Сергея Браткова из серии с говорящим названием "В Библии про это не написано… В Библии много о чем не написано", и на сотканный из человеческих волос ковер - работу "Теплота" серба Зорана Тодоровича, которая экспонировалась на 53-й Венецианской биеннале в 2009 г. Но, возможно, вас больше привлечет мир "Матрицы" в исполнении Андрея Блудова? Или Exodus 3.0 одессита APL 315 - гвоздь из крыльев бабочек? (Говорят, ни одно насекомое не пострадало: художник собирал крылышки просто на земле в Горном Морине. А вот параллели с Фабром, скорее всего, тут преднамеренные, как убийство).
Главное же, что, как ни удивительно, но выставка на апокалиптическую, эсхатологическую тему дает если не ответ на известный вопрос "Камо грядеши?", то по крайней мере надежду на то, что все не так плохо, как кажется. Не случайно, наверное, в самом начале экспозиции (а значит, и в самом финале осмотра, на входе в зрительный зал) оказалась "наивная" деревянная скульптура испанца Ксавьера Эскалы Microcosmos, где голова-шкатулка человека содержит то ли целое небо в звездах, то ли является куполом храма. "Звездное небо над головой, и моральный закон в душе" никто не отменял. Быть человеком, т.е. следовать заповедям, не отступать от морального закона - это и есть единственный выход из хаоса. Рецепт стар, как сам наш мир, не правда ли?..