...и там животные умели говорить

02 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 26, 2 июля-9 июля 2004г.
Отправить
Отправить

Премьеры радуют всегда. Особенно они радуют тогда, когда наученный (или разбалованный?) нынешними ...

Премьеры радуют всегда. Особенно они радуют тогда, когда наученный (или разбалованный?) нынешними «экспериментами» новоявленных авангардистов уже и не надеешься увидеть что-либо новое для себя — нет, не в плане «интерпретаций», а так, в сугубо человеческом восприятии — и скорее по зову «нужно», нежели по ощущению «хочется», идешь в театр. Да и что, кажется, в наше пресыщенное информацией и «свободой слова» время может удивить, зацепить, порадовать душу свежестью мысли и волнующей животворной силой?

Так что когда Николаевский художественный русский драматический театр позвал столичных зрителей в Молодой театр новым спектаклем «Очень простая история» М.Ладо, сознаюсь, больше, из вежливости и уважения к режиссеру — известному исполнителю, а сейчас замечательному профессионалу в плане режиссуры, заслуженному артисту Украины Петру Бойко — согласилась просмотреть «провинциальные сценические поиски».

Тем более что и не «расшифрованное» с начала действа сценическое оформление Татьяны Савиной (которое позже органично будет содействовать ансамблевому выражению главной идеи произведения) как-то не настраивало на динамику и захватывающее развитие событий (какие там в сарае-хлеве могут быть страсти?)

И вот именно здесь и срабатывает то самое извечное магическое чудо театра — сцена постепенно завораживает, привлекает внимание и начинает вытягивать из глубин твоей души такие чувства и их оттенки, о которых ты уже и забыл думать. И тогда наивная и такая по-детски доверчивая, иногда смешная Свинка (артистка Ирина Бьенчевенга) становится удивительным отражением каких-то глубинных, даже призабытых исконных мировоззренческих истин. А яркий, точь-в-точь хвастливый Петух (артист Алекс Межурецкий) не просто напомнит кого-то очень и очень знакомого, а станет обобщающим образом многих современных краснобаев и говорунов. Своеобразной объединяющей цепочкой отдельных жизненных «пространств» с характерными и талантливо воплощенными деталями образа можно считать и Пса (артист Сергей Чверкалюк). И даже такие «нединамические» (попробуй все представление «выступать» где-то из угла, причем создавать убедительные и метафористически-насыщенные образы Старой Кобылы и Коровы!) роли, сыгранные заслуженной артисткой Украины Раисой Мороз и Еленой Цишко, приобретают свое незаменимое значение и органичность.

Не новый в нашей драматургии прием очеловечения животных срабатывает в пьесе Марии Ладо чрезвычайно точно. Ведь ничто так не убеждает, как взгляд на себя со стороны, или, как говорят, глазами других. И удачно избегая менторских поучений, автор пьесы, а за ней и режиссер-постановщик, и художник, и актеры точными мазками рисуют нам нас — людей из запыхавшихся будней, с тупой погоней за наживой, с выдуманными, а не природой данными ценностями, крайне ошибочными, разрушительными, с парадоксальными иногда выводами и нежизнеспособными схемами-моралями.

Петр Бойко, человек чрезвычайно чувствительный к духовным колебаниям социума, пытается всеми доступными средствами поворачивать лица людей именно к вечным ценностям и нетленным основам бытия. И сценически «пересказанная», даже немного гротескная и сыронизированная банальная жизненная ситуация достигает в его трактовке уровня действительно шекспировских страстей. И задор, с которым очеловеченные животные пытаются защитить новую, еще не родившуюся жизнь, их мысли и отношение ко всему сущему, наконец, переломный, кульминационный момент, когда удается преодолеть извечное стремление «двуногих» к наживе и собственным, построенным на корысти, жизненным стереотипам, не может не передаться залу, затронуть его душевные струны и найти в нем единомышленника и сторонника. И то, что постепенно зритель становится на сторону «священной борьбы» за правду и силу жизни, органично сосуществует в выдуманно-заданной ситуации, напоминающей, скорее, сказочный мотив, то, как он реагирует на точные афористические реплики персонажей, как со слезами на глазах приветствует финальную сцену, еще и еще раз убеждает в правильности избранной линии как режиссером, так и театром вообще.

Можно много говорить об удачной сценической трактовке пьесы, которая, между прочим, базируется на хорошей школе русского театра, анализируя точно выписанные главные и второстепенные планы, но, наверное, самый лучший результат всей этой работы — то, что спектакль смотришь на одном дыхании. И постепенно, приняв правила игры, предложенные режиссером, втягиваешься в решение драматической коллизии полностью и окончательно.

Замечательный ансамбль актеров — нельзя не вспомнить и блестящее воплощение на сцене неоднозначной, переходящей от комизма до драматизма роли соседа (Виктор Черненко), и выразительную игру Анатолия Соколова (хозяин), и Лидии Гашинской (жена хозяина), и Елены Кошевой (дочери), и Павла Гончарова (сына соседа) — сумел передать «простую историю», которая чем-то напоминает «Ромео и Джульетту» нашего времени, разве что с дополнением «незапланированной беременности юной леди» с нарастанием напряжения и эмоциональной окраски.

Хотелось бы отметить и действенную роль музыкального оформления премьеры, осуществленной Петром Бойко. Оставаясь в отдельных эпизодах один на один с этим ненавязчивым мелодичным «героем», успеваешь перенести увиденное на сцене в соответствующем ракурсе на собственную жизнь, что-то осмыслить, вспомнить, сопоставить. А это уже — большая удача авторов.

«Это ваш театр!» — в стиле рекламного слогана утверждает программка премьеры.

Это — наш театр. В чем и подписываюсь с большим удовольствием.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК