Премьеры радуют всегда. Особенно они радуют тогда, когда наученный (или разбалованный?) нынешними «экспериментами» новоявленных авангардистов уже и не надеешься увидеть что-либо новое для себя — нет, не в плане «интерпретаций», а так, в сугубо человеческом восприятии — и скорее по зову «нужно», нежели по ощущению «хочется», идешь в театр. Да и что, кажется, в наше пресыщенное информацией и «свободой слова» время может удивить, зацепить, порадовать душу свежестью мысли и волнующей животворной силой?
Так что когда Николаевский художественный русский драматический театр позвал столичных зрителей в Молодой театр новым спектаклем «Очень простая история» М.Ладо, сознаюсь, больше, из вежливости и уважения к режиссеру — известному исполнителю, а сейчас замечательному профессионалу в плане режиссуры, заслуженному артисту Украины Петру Бойко — согласилась просмотреть «провинциальные сценические поиски».
Тем более что и не «расшифрованное» с начала действа сценическое оформление Татьяны Савиной (которое позже органично будет содействовать ансамблевому выражению главной идеи произведения) как-то не настраивало на динамику и захватывающее развитие событий (какие там в сарае-хлеве могут быть страсти?)
И вот именно здесь и срабатывает то самое извечное магическое чудо театра — сцена постепенно завораживает, привлекает внимание и начинает вытягивать из глубин твоей души такие чувства и их оттенки, о которых ты уже и забыл думать. И тогда наивная и такая по-детски доверчивая, иногда смешная Свинка (артистка Ирина Бьенчевенга) становится удивительным отражением каких-то глубинных, даже призабытых исконных мировоззренческих истин. А яркий, точь-в-точь хвастливый Петух (артист Алекс Межурецкий) не просто напомнит кого-то очень и очень знакомого, а станет обобщающим образом многих современных краснобаев и говорунов. Своеобразной объединяющей цепочкой отдельных жизненных «пространств» с характерными и талантливо воплощенными деталями образа можно считать и Пса (артист Сергей Чверкалюк). И даже такие «нединамические» (попробуй все представление «выступать» где-то из угла, причем создавать убедительные и метафористически-насыщенные образы Старой Кобылы и Коровы!) роли, сыгранные заслуженной артисткой Украины Раисой Мороз и Еленой Цишко, приобретают свое незаменимое значение и органичность.
Не новый в нашей драматургии прием очеловечения животных срабатывает в пьесе Марии Ладо чрезвычайно точно. Ведь ничто так не убеждает, как взгляд на себя со стороны, или, как говорят, глазами других. И удачно избегая менторских поучений, автор пьесы, а за ней и режиссер-постановщик, и художник, и актеры точными мазками рисуют нам нас — людей из запыхавшихся будней, с тупой погоней за наживой, с выдуманными, а не природой данными ценностями, крайне ошибочными, разрушительными, с парадоксальными иногда выводами и нежизнеспособными схемами-моралями.
Петр Бойко, человек чрезвычайно чувствительный к духовным колебаниям социума, пытается всеми доступными средствами поворачивать лица людей именно к вечным ценностям и нетленным основам бытия. И сценически «пересказанная», даже немного гротескная и сыронизированная банальная жизненная ситуация достигает в его трактовке уровня действительно шекспировских страстей. И задор, с которым очеловеченные животные пытаются защитить новую, еще не родившуюся жизнь, их мысли и отношение ко всему сущему, наконец, переломный, кульминационный момент, когда удается преодолеть извечное стремление «двуногих» к наживе и собственным, построенным на корысти, жизненным стереотипам, не может не передаться залу, затронуть его душевные струны и найти в нем единомышленника и сторонника. И то, что постепенно зритель становится на сторону «священной борьбы» за правду и силу жизни, органично сосуществует в выдуманно-заданной ситуации, напоминающей, скорее, сказочный мотив, то, как он реагирует на точные афористические реплики персонажей, как со слезами на глазах приветствует финальную сцену, еще и еще раз убеждает в правильности избранной линии как режиссером, так и театром вообще.
Можно много говорить об удачной сценической трактовке пьесы, которая, между прочим, базируется на хорошей школе русского театра, анализируя точно выписанные главные и второстепенные планы, но, наверное, самый лучший результат всей этой работы — то, что спектакль смотришь на одном дыхании. И постепенно, приняв правила игры, предложенные режиссером, втягиваешься в решение драматической коллизии полностью и окончательно.
Замечательный ансамбль актеров — нельзя не вспомнить и блестящее воплощение на сцене неоднозначной, переходящей от комизма до драматизма роли соседа (Виктор Черненко), и выразительную игру Анатолия Соколова (хозяин), и Лидии Гашинской (жена хозяина), и Елены Кошевой (дочери), и Павла Гончарова (сына соседа) — сумел передать «простую историю», которая чем-то напоминает «Ромео и Джульетту» нашего времени, разве что с дополнением «незапланированной беременности юной леди» с нарастанием напряжения и эмоциональной окраски.
Хотелось бы отметить и действенную роль музыкального оформления премьеры, осуществленной Петром Бойко. Оставаясь в отдельных эпизодах один на один с этим ненавязчивым мелодичным «героем», успеваешь перенести увиденное на сцене в соответствующем ракурсе на собственную жизнь, что-то осмыслить, вспомнить, сопоставить. А это уже — большая удача авторов.
«Это ваш театр!» — в стиле рекламного слогана утверждает программка премьеры.
Это — наш театр. В чем и подписываюсь с большим удовольствием.