История украинской музыкальной культуры уходит в далекие времена, и счет ее измеряется уже тысячелетиями. К сожалению, образцы древнейших песнопений не зафиксированы фактически. О них мы можем иметь представление по богатейшему фольклору, который, в свою очередь, за время своего существования изменялся и по-новому окрашивался. Эти неизбежные трансформации обязаны устной традиции народной культуры. Что же касается фиксированных нотных текстов, то это, прежде всего, канонические песнопения, относящиеся уже к профессиональной традиции. Древнейшие ее образцы — знаменные распевы. Сегодня знаменные распевы находятся под пристальным вниманием исследователей. Этот пласт культуры настолько велик, что его изучение — собирание буквально по крупицам — занятие весьма сложное и героическое. Тем не менее этот процесс не останавливается и не заходит в тупик, и уже в некоторых православных храмах (к примеру, в Ионовском монастыре, но о нем — немного позже) богослужения сопровождаются пением, которое можно было услышать в храмах много веков назад. Такое возвращение к архаике проводит связующие нити через историю нашей культуры, а о чрезвычайной важности этих связей спорить не приходится.
Национальная музыкальная академия открыла кафедру старинной музыки, которую возглавила выдающийся ученый, академик Нина Герасимова-Персидская. Работа кафедры притягивает внимание музыкальной общественности. Это не только отечественная старинная музыка, но и западноевропейская. На кафедре постоянно происходят значительные события. В апреле сего года кафедра организовала конференцию «Старинная музыка. Исследования. Исполнение». Особенность ее работы заключается в разноплановости деятельности: не только теоретические исследования, но и практическое исполнение образцов старинной музыки, как вокальной (хоровой), так и инструментальной.
Неслучайно открытие конференции возглавил концерт из старинных духовных песнопений, бытовавших в свое время в православных храмах. Это не только отечественные песнопения, но и византийские, староболгарские и греческие, которые также имели распространение в церковной службе в Украине.
В концерте принял участие ансамбль монодического пения под управлением Дмитрия Болгарского — известного духовного деятеля в Киеве. Участники ансамбля — певчие Ионовского монастыря, где Болгарский — регент. Хор имеет свою историю и сложившуюся традицию. Это — исключительно мужское пение (соответствующее каноническим правилам). В последнее время коллектив значительно расширился и приобрел подобающую мощность звучания. Духовный репертуар хора охватывает внушительный временной промежуток — от монодии до многоголосья.
Выступление хора на открытии конференции явилось презентацией этого коллектива, потому как концертное выступление хористов состоялось именно в стенах НМАУ. Поразило разнообразие музыки: гласы знаменного, византийского, греческого, староболгарского распевов; путевой, строчный распевы, распевы Киево-Печерской лавры; многоголосье. Канонические обязательные песнопения — тропари, кондаки, стихиры, а также духовные концерты — это жанровое разнообразие музыки, представленной слушателям. Были даже воспроизведены формы песнопений — респонсорий и антифонарий. Словом, концерт представил музыкальную часть божественной службы.
Уникальность концерта состояла, на мой взгляд, в том, что слушатели впервые услышали старинные духовные песнопения в том виде, в котором их удалось восстановить и расшифровать, это во-первых, а во-вторых — представить динамическую картину развития духовной музыки в Украине.
Презентация коллектива состоялась. Продолжение его концертной деятельности очевидно. Но те, кто хочет услышать их пение и опасается пропустить концерт, может посещать Ионовский монастырь, расположенный на территории нового Ботанического сада на Печерске, где хор сопровождает богослужения.
Что касается расшифровок песнопений, то нужно сказать, что это кропотливая и сложная работа. К великой радости, в архивах нотного отдела ЦНБ сохранилось множество памятников древней и средневековой отечественной музыки. Первый этап изучения состоит в систематизации оных. Далее следует сложнейшая работа, связанная с расшифровкой знаменной, крюковой, невменной и других нотаций. Некоторые исследователи отдают этому всю жизнь, совершая подвиг во имя сохранения нашей истории. Дальнейшая судьба рукописей переходит в руки теоретиков-исследователей, которые обобщают культурные модели и архетипы, и практиков-исполнителей, которые распространяют и пропагандируют эту музыку.
Поднятие и обнародование древнего музыкального пласта — факт не только историко-культурный. Обращая внимание на многие образцы современной музыки, нам становятся понятны их истоки и корни. В большинстве случаев это работа генетической памяти, подсознательное. Однако думается, что осознавать свои музыкально-творческие идеи композиторам необходимо. Это связь времен, о которой нельзя и невозможно забыть, которая формирует мировоззрение современного человека. Мы бережно берем эту невидимую нить и проводим ее в будущее. Ведь только таким образом мыслима человеческая история.