И город подумал: мученья идут! Можно ли спасти столицу от прогрессирующего архитектурного вандализма

Поделиться
Обширный перечень украинских общественных организаций пополнился «Клубом настоящих киевлян». Эт...

Обширный перечень украинских общественных организаций пополнился «Клубом настоящих киевлян». Это объединение не могло не возникнуть в городе, который вплотную приблизился к опасной черте потери своего историко-культурного лица. В новом клубе объединились люди, влюбленные в столицу. Они решили направить свои усилия на то, чтобы сохранить жемчужину на берегах Днепра — для потомков. Среди членов организации — академик НАН и АМН Украины Сергей Комисаренко, который считает, что многое из того, что возводится в столице, — не только аморально, но и преступно.

«В Киев необходимо вернуть трамваи»

— Сергей Васильевич, можно ли сегодня спасти Киев от тотальной «перестройки»? И как сохранить воплощенную в ландшафте и архитектуре душу этого города, ведь в последние годы она исчезает как шагреневая кожа?

— Есть такое изречение (помню его с детства, возможно, я сам его и придумал): «Киев настолько красивый город, что даже его архитектура его не портит!». Ведь он расположен на днепровских склонах. И это такое богатство. Хотя в свое время родилась абсурдная идея застроить их. До того, как возвели известный монумент Вучетича и Бородая, когда ты въезжал в город, ничего не было видно, только церкви Печерской лавры да полоса зелени на правом берегу Днепра. Ты ехал через Петровскую аллею и сразу попадал на Крещатик, в центр столицы. А до этого настоящего города даже и не замечал. Ну а потом появились нависающие на горизонте за Лаврой здания… И пошло-поехало… Рецептом от этой болезни может быть установление четких правил застройки, обязательных для всех, невзирая на лица.

Приведу лишь один поучительный пример. Член парламента Великобритании поменяла в своем деревенском доме окна без разрешения местной власти. И вскоре получила предписание: верните прежние окна, а нам представьте проект того, что вы хотите с ними сделать, тогда дадим добро! В противном случае — в суд. Вне всякого сомнения, служители Фемиды выписали бы ей огромный штраф, а если бы леди вздумала его не уплатить, то попала бы в тюрьму.

Вторым шагом должно стать определение стратегии развития города. Город —громадный организм. Киев и по населению, и бюджету можно сравнить с небольшим государством. И прежде чем строить, следует определить, что именно: индустриальный центр или центр страны? И еще: нужно ли из Киева делать мегаполис?

В столице активно идет высотное строительство в центре. Считаю это совершенно неприемлемым. Еще лет 30 назад я убеждал Игоря Иванова — в то время главного архитектора Киева — в том, что современный город с высотными зданиями, модерными концертными залами, современной инфраструктурой следует возводить на Левом берегу. Так в свое время поступили, например, в Париже — в районе Дефанс построили 50—60-этажные дома. А в центре французской столицы есть всего лишь одно высотное строение — башня Монпарнас. Но большинство парижан считают, что ее появление — величайшая ошибка. Это здание очень известное, оно буквально торчит на парижском горизонте и выпадает из целостной картины города.

Следует заранее думать, где сделать современные автомагистрали. Хотя это и очень дорого, но их, как правило, прячут в тоннели. В Париже они проложены вдоль Сены. И хотя французская столица тоже загружена автомобилями, можно быстро проехать центр города. А в Киеве нет ни одного тоннеля! Обязательно надо убрать машины с улиц. Это сравнительно просто. В каждом микрорайоне следует построить многоэтажные подземные гаражи. Кстати, в Европе во многих городах возобновляется движение трамваев. Они современные, не гремят — колеса у них обрезиненные. Ходят строго по расписанию и не зависят от движения автомобилей или еще чего-либо, потому что никто не имеет права заезжать на рельсы. График — на каждой остановке (и я не раз убеждался в том, что соблюдается он неукоснительно). А как-то был в Швейцарии и к поезду добирался автобусом. На маршруте были обозначены технические остановки — 20 секунд каждая. Специально проверял, соблюдает ли водитель этот «хронометраж». В салоне всего два человека, а автобус подъезжает к такой остановке и ровно на 20 секунд замирает, хотя никого рядом нет. Мелочь вроде, но такая важная с точки зрения безопасности движения и уважения к пассажирам.

По моему глубокому убеждению, в Киев необходимо вернуть трамваи, сделать их независимыми от других видов транспорта, чтобы они двигались по расписанию. Сейчас очень помогают разгрузить пассажиропотоки маршрутки, но их водители — сущие преступники, двигающиеся без каких-либо правил, и для тех, кто внутри маршрутки, и для окружающих машин! Хотя маршрутные такси тоже следовало бы сохранить, установив в них пояса безопасности и обустроив таким образом, чтобы поездка была комфортной.

«То, что происходит вокруг Октябрьской больницы, — это уже не позор, а преступление»

— Киев — очень зеленый город. Был…

— Увы, стремительно исчезают зеленые насаждения. А ведь людям должно быть приятно здесь жить. Кстати, Киев украшают даже не большие парки (хотя мне они очень нравятся), а небольшие скверики. На месте зданий, которые разрушаются, не строил бы новые, а формировал бы архитектурные ансамбли со скверами. Это делается специально не для тех, кто обитает в центре города, а для того, чтобы создать особую атмосферу пребывания в нем — прежде всего туристов.

— Но кто сегодня должен выступать главным гарантом архитектурного благополучия столицы?

— Как и всюду, это задача местной власти. Даже не городского, а районного уровня. Приведу еще один поучительный пример. Советский Союз арендовал в Лондоне несколько помещений, в которых располагалось посольство. А Великобритания не имела достойного здания для своего дипломатического представительства в Москве. Поэтому туманному Альбиону выделили землю в Златоглавой, а тот в свою очередь предоставил бесценный участок для СССР — возле Кенсингтонского дворца, где родилась королева Виктория. Проект постройки советского посольства попал в то, что у нас принято называть райсоветом. Его члены, изучив документ, сказали: «Мы никогда не позволим построить здесь Кенсингтонский Кремль!» Советский Союз возмутился: какой-то райсовет не разрешает строиться супердержаве! Но местная власть была непреклонной. И никому в голову не пришло на нее «нажать». Когда уже независимая Украина купила в том же районе помещение для посольства, необходимо было отремонтировать и отреставрировать литую ограду. И образцы, и рисунки я подавал на рассмотрение и утверждение райсовета. И получил разрешение, потому что убедил: целиком воспроизвожу рисунок красивых литых ворот, которые были в то время, когда строился тот дом, году эдак в
1850-м. А СССР так и не получил добро на свой проект, тот участок не застроен и поныне, там паркинг для автобусов.

— Вы, конечно же, помните Киев своего детства. Какие дома, исчезнувшие с тех времен, вам жаль больше всего?

— Это несколько церквей. На моей памяти разрушили храм на углу Жилянской и Красноармейской. Внутри его обнаружили еще один, более древний. Стерли с лица земли церковь на Львовской площади. Эти акты вандализма были осуществлены уже после войны. Оба уничтоженных храма строились как часть архитектурных ансамблей.

До сих пор жалко старинные ворота на набережной Днепра, которые вели к Николаевскому цепному мосту. Печально, что изменился облик целого квартала на углу Красноармейской и Бассейной. Особенно сверху. Какие-то игрушечные башенки — одна над другой, странные шпили... А то, что делают сейчас с Октябрьской больницей, иначе, как ужасом, не назовешь. В XIX веке киевляне собирали деньги, чтобы купить этот участок на углу улицы Бассейной и построить там Александровскую больницу. И вот на этой общественной земле начинают возводить какие-то офисные здания. Я считаю, что это не просто позор, а преступление.

Тревожно, что хотят строить дом в мемориальном саду Института физиологии имени А.Богомольца, где стоит дом, в котором жила его семья, а также известнейшие украинские ученые: врачи и биологи, академики и профессора. Ведь тот сад чудесный, просто следовало бы лучше за ним ухаживать. Да и поблизости, кроме него, нет никаких сколько-нибудь заметных зеленых насаждений.

У нас фантастическое историческое наследие, уходящее в глубину веков. Не отказываться от него следует, а сберечь, чтобы Киев привлекал и туристов, и бизнесменов. Вместе с тем это должен быть современный город. Скажем, я как президент украинского биохимического общества ежегодно участвую в работе европейских биохимических конгрессов, на которые собирается несколько тысяч ведущих ученых мира, в том числе много лауреатов Нобелевской премии. Руководство Европейской федерации спрашивает: не хочу ли пригласить их конгрессы в Киев? Не могу! Нет места — гостиниц, конференц-залов. Разумеется, во дворце «Украина» можно было бы один раз собрать всех. Но для работы нужны еще несколько залов поменьше. То есть необходима современная инфраструктура, которая уже есть в Вене, Праге, Будапеште, Варшаве. Будем надеяться, что и Киев превратится в современный европейский город, который тщательно сберегает историческое прошлое и одновременно создает по-настоящему современные кварталы и инфраструктуру с перспективой по крайней мере на 50—100 лет, а не строит дома и дороги, которые понадобится сносить или менять уже через 10 лет.

«В Париже разрушают некрасивые здания, если они искажают архитектурный облик города»

— Ныне нависла угроза и над любимой и самобытной киевской улицей…

— Да, очень боюсь, что начнут застраивать Андреевский спуск. А его следовало бы реставрировать и оставить таким, как есть. Плюс восстановить и добавить прилегающие рядом «ремесленные» улицы, Гончарную. Получился бы чудесный район для художников, «кустарщиков», музыкантов. И, конечно, туристов. Как это сделали в Старой Варшаве, Праге, Риге, Таллине. А у нас сейчас понастроят там каких-то уродливых бетонных и стеклянных коробок...

Современные столичные архитекторы, по-моему мнению, делают просто безобразные дома! Лепят к ним какие-то башенки, которые угнетают своей эклектикой. Как будто думают, что бы еще эдакое прицепить. Может быть, они получают за это деньги? Чем больше башенок, тем выше доходы? А вот в Париже (да и в других городах) разрушают некрасивые здания (даже довольно известные, например, Трокадеро), выпадающие из архитектурных ансамблей, если считают, что они портят архитектурный облик города.

Хотя даже самые красивые здания сами по себе еще не архитектура. Таковой можно назвать только архитектурные ансамбли. В Париже — это фантастически красивый ансамбль, ось которого начинается от Лувра, дальше — Триумфальная арка Карусель, парк Тюильри и потом Елисейские Поля, завершающиеся Триумфальной аркой на площади Этуаль — Шарль де Голль. Это дивная перспектива. А посередине — площадь Согласия — Конкорд, через которую проходит перпендикулярная ось от церкви Маделен до здания Национальной ассамблеи Франции на противоположной стороне Сены. Даже в Риме, который строился так долго и впитывал в себя столь различные стили при разных автократичных правителях, желавших оставить свой след в архитектуре Вечного города, есть замечательные архитектурные ансамбли. В Лондоне выделяется ансамбль мемориала Королеве Виктории. И вновь ось от Букингемского дворца и памятника Королеве по улице Молл до Арки Едуарду VII с красивейшими парками по обе стороны Молла.

А центр Киева в XX веке застраивался хаотически. Что-то разрушилось — поставили на том месте здание. Еще что-то — соорудили другое. Получился набор разных сооружений. Хотя ансамбли тоже есть. Крещатик — один из них. Он был почти весь разрушен во время войны, поэтому возводили его в одном стиле талантливые украинские архитекторы.

Ансамблем был и нынешний Майдан Незалежности (ранее Думская площадь, потом — Калинина, затем Октябрьской революции). Очень красивый ансамбль на Софиевской площади. Конечно, хотелось бы, чтоб отель Хайят не портил его... Особенно жалко цепи скверов, соединяющих Софиевскую площадь с Михайловской...

В последние годы сформировался красивый ансамбль напротив Михайловского собора. Зато ограда вокруг него совершенно лишняя, она разрушила парковый ансамбль между собором и склонами Днепра. Жалко также, что не была воплощена в жизнь идея художника Александра Миловзорова создать на этом месте — в парке — к 1000-летию Крещения Руси миниатюрную скульптурную модель старого Киева времен Ярослава Мудрого.

Жалко также, что застраивается площадь перед стадионом «Олимпийский». Это была единственная большая и, что самое главное, непроезжая площадь в центре города. Какая неиспользованная возможность устраивать для горожан базары или выставки по выходным дням! А также концерты, публичные собрания, массовые затеи для большого количества людей, не перекрывая движения транспорта. Другого такого места в Киеве нет. И, учитывая стоимость земли, а также тенденции в политике, в обозримом будущем уже и не будет.

Как важно при строительстве города мыслить стратегически, планируя по крайней мере на 100—200 лет наперед!

Время проходит быстро. Казалось, совсем недавно, в начале 50-х, на месте моста имени Е.Патона стоял деревянный мост, а в начале 60-х в нынешнем центре города — между площадью Победы и Воздухофлотским путепроводом — были одноэтажные разваливающиеся трущобы. Дома, которые построили там, или пятиэтажки на Чоколовке казались самыми современными, но сейчас очевидно как они постарели и физически, и эстетически и что их надо заменить.

Примером авторитарного и разрушительного по отношению к историческому наследию подхода был довоенный проект создания по-советски грандиозного ансамбля на месте Михайловского Златоверхого и Софийского соборов. К счастью, Софию снести не успели. А ведь уже проходил сбор подписей с обращением к правительству о такой «необходимости». По проекту было бы достроено симметричное нынешнему МИДу другое здание и образован огромный плац, где можно было бы проводить «демонстрации трудящихся». В Лондоне и в Нью-Йорке в разное время мне довелось познакомиться с выставками, посвященными «Архитектуре диктаторских режимов». Это были проекты гитлеровской Германии и Советского Союза в эпоху правления Сталина (преимущественно — здания в Берлине и Москве). Общность идей и стилей, заложенных в проектах, прославлявших грандиозность замыслов вождей, превалирование форм над содержанием и функциональностью была очевидна.

— Сейчас, конечно, об «уходящей натуре» можно только сетовать… Но могут ли быть хоть какие-либо конкретные меры по спасению Киева от новейшего архитектурного вандализма?

— К сожалению, в руководстве Киева часто бывали люди с низкой общей культурой. И, что особенно опасно, с авторитарным характером. А в архитектуре, в градостроительстве, как и в большинстве жизненных случаев, необходимо, чтобы решения принимались высокопрофессионально, прозрачно (т.е. гласно). И на конкурсной основе.

Необходимо создать комиссию, куда, кроме архитекторов, входили бы высококультурные, высокообразованные люди разных профессий, имеющие стратегическое мышление. Которые могут увидеть проблему порой с неожиданной стороны. И, главное, умеют выслушать чужое мнение.

Думаю, что в такую комиссию надо приглашать специалистов из-за границы, где градостроительство неизмеримо совершеннее, чем у нас. В стратегических вопросах нельзя жалеть денег. Так как ошибки будут стоить намного дороже. Такая комиссия должна помогать руководству города принимать решения: что следует строить, а что категорически нет. К решению транспортных (а возможно, и других) проблем надо шире привлекать ученых.

Хорошо известен пример, когда для борьбы с автомобильными «пробками» в Кельне были приглашены кибернетики, которые успешно создали оптимальную модель управления уличным движением.

Люди, которые руководят городом, меняются… Как меняются они и в других городах других стран. Но нельзя допустить, чтобы стратегия столичного зодчества менялась с каждым новым мэром или главным архитектором. Должна быть разумная преемственность и соответствие принятому (очень желательно хорошему) генеральному плану. Иначе — только хаос!

Из досье

Сергей Васильевич Комисаренко — потомственный ученый. Довольно долго работал в научных учреждениях за рубежом: в Институте Пастера в Париже, в Нью-Йорке, был первым послом Украины в Лондоне, а до этого — вице-премьером Украины по гуманитарным вопросам. Знакомился с различными архитектурными стилями красивейших городов мира, имеет свое видение того, какой должна быть столица Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме