Долгие годы единственным официально признанным общегосударственным творческим методом был социалистический реализм, основным постулатом которого была прямая зависимость творчества от мировоззрения. Сколько судеб было изломано, книг, симфоний, картин не написано - выживали самые сильные.
Человеческая судьба украинского художника Евгения Петренко, как и судьба каждого из нас, неразрывно связана со временем. Творческая же константа - природный талант, помноженный на силу духа. С ранней юности взгляды Евгения Петренко не совпадали с официальными установками властей: еще учеником киевской Республиканской художественной школы им. Шевченко он принимал активное участие в национально-освободительном движении студентов и творческой молодежи. Именно это закрыло дорогу в Киевский художественный институт.
Всесоюзная Мекка - Москва приняла мятежного юношу, где он стал студентом Строгановки. Став одним из организаторов Украинского землячества при МГУ, активно занимаясь правозащитной деятельностью, между молодым художником и властными структурами был поставлен непреодолимый в то время барьер. Евгения не только исключили на последнем курсе из списка студентов, но и «приклеили» ему страшный диагноз - шизофрения, который был снят лишь в 1988 году.
Все это время Петренко работал в Киеве, не оставляя занятий станковой живописью и графикой. Работы его с завидным постоянством отвергались выставочными жюри. Первая персональная выставка была в 1986 году. Потом многочисленные выставки в Москве, Париже, Лондоне, Варшаве и Праге.
Сохранив несмотря ни на что свою человеческую сущность, Евгений Петренко переносит на холст свои жизненные наблюдения. Там свет утра и фантазии ветра, аромат любви и вера в победу человеческого духа. Спокойная цветовая гамма дарит покой и приглашает к созерцательности. Я благодарна Виктору Марущенко и Андрею Куркову за знакомство с этим удивительным художником.