Не срывайся, не падай, не ползи. Ты — это ты, и, пожалуй, это самое главное.
М.Булгаков
Перманентная революционная ситуация держит общество в состоянии полной непредсказуемости завтрашнего дня. Что же касается людей творческих профессий, то чиновники новой генерации навязали художникам жизнь по модели «быть или не быть». Вопрос Гамлета оказался поразительно актуальным в свете статьи 118 Закона «О государственном бюджете Украины на 2007 год». Цели статьи вполне благородны, она направлена на пополнение казны за счет пересмотра арендных ставок при пользовании коммунальной собственностью (аренде помещений). Вопрос решается посредством конкурса — выигрывает право на аренду более платежеспособный претендент. Однако в этой, казалось бы, прозрачной системе взаимоотношений «государство—арендатор» оказалось много подводных течений и классических чиновничьих трюков. Вряд ли президент Украины В.Ющенко, подписывая закон, мог предположить, сколь уродливые формы получит воплощение в жизнь статьи 118. К примеру, администрация Шевченковского района г. Киева, ее руководитель В.Пилипишин, рьяно взявшись за дело, из традиционного культурного центра Киева с особым энтузиазмом начал изгонять художников. Функция «ловли ведьм» и их искоренения в районе, где творческая интеллигенция обитает со времен Ярослава Мудрого, вменена в обязанности депутату Е.Шевчуку — начальнику Управления по вопросам коммунальной собственности.
На пресс-конференции, организованной галереей «Ра», где функционирует «Форум творческой молодежи», г-н Пилипишин разоткровенничался. Он отчетливо заявил о приоритете бизнес-структур при аренде помещений в центре столицы Украины. «Любовь зла…» — «хозяин» любит бизнесменов, особенно из депутатского корпуса, а они умеют быть благодарными. Тем более что буква статьи 118 на стороне «любовных отношений» администрации Шевченковского района столицы. Даже мелкие клерки в приемных В.Пилипишина и Е.Шевчука не скрывают пренебрежения к художникам как неимущим. Это основная причина, по которой вытеснение галерей, мастерских художников из традиционного культурного центра столицы «новобранцы» г-на Л.Черновецкого считают нормальным, логичным и даже позитивным явлением. А ведь суммарно площади, арендованные в районе художниками, составляют не более 1500 м2. Что значит изгнать художника (особенно среднего возраста и старше) из мастерской? Это разрушить его духовный мир, сотканный из полотен, эскизов, фантазий, которыми пропитана мастерская. Травма, подобная этой, может убить не только творчески, но и стать причиной физической смерти.
Почти военная операция администрации Шевченковского района по «зачистке территории» в центре Киева осуществляется с размахом. «Халифам на час» невдомек, что они посягнули на основы основ Киева как древней и вечно молодой культурной столицы. Здесь артисты, художники, поэты, обитая в географическом центре города, создавали фундамент культуры всего народа. Так было и так должно быть. Прикрывая личное невежество «коллегиальным решением» конкурентной комиссии, мэрия нивелирует духовный слой столицы, в котором мастерские художников как центры духовного притяжения имеют огромное значение.
Сталин физически уничтожал интеллигенцию, ночными визитами «людей в черном» истязал С.Рихтера, М.Булгакова. Хрущев распорядился бульдозерами уничтожить выставку свободных художников. Сегодня в столице демократической Украины, из ее культурного очага изгоняют творческую интеллигенцию. Среди них: главный художник театра им. И.Франко, заслуженный деятель искусств Украины А.Александрович-Дочевский; известный, ценимый как в Украине, так и в Европе график В.Гукайло; ветеран украинского искусства плаката А.Антохин; член-корреспондент Академии искусств Украины, доктор искусствознания Т.Кара-Васильева и другие. Особым цинизмом отмечено изгнание из мастерской художника-баталиста А.Серебрякова. Его конкурент предложил к оплате на 2 гривни больше и… выиграл право на аренду помещения. Неопределенной остается судьба галерей «Ра», «Совиарт», «Галереи Карась», других. С ними администрация играет, как Сталин «играл» с М.Булгаковым.
Почерк рейдера легко читается в решении отдать мастерскую О.Петровой фирме «Укрресурсы». Ольга Петрова — личность весьма заметная в культурной жизни Украины. Заслуженный деятель искусств, художник и искусствовед, доктор философии и любимый профессор студентов Киево-Могилянской академии. Кроме того, она активный арткритик, публицист, член ученых советов и (до 2006 г.) член Национального комитета Государственной премии им.Т.Г.Шевченко, академик Санкт-Петербургской АГН. Неужели для фирмы «Укрресурсы» г-н Шевчук не нашел бы другого помещения, нежели 50 м2 на чердаке, где приютились картины О.Петровой? К тому же решение о передаче помещения готовилось без ведома О.Петровой.
Хотелось бы также напомнить о длительном терроре, которому подвергается всемирно известный мастер-монументалист Л.Мешкова. Народного художника Украины администрация района пытается изгнать из помещения в прошлом славной керамической мастерской. За аренду полуразвалившейся постройки требуют плату в 7 тыс. грн. ежемесячно. Мотивация — дороговизна земли в заповеднике «София Киевская». Людмила Мешкова выдерживает «наезды» лишь из духовной потребности сохранить место, где работал великий учитель Федорова, где создавалось убранство послевоенного Киева. Эта мастерская была и могла бы оставаться духовным очагом Киева. Вряд ли могут понять это люди, которые мыслят лишь категориями «дебит-кредит». Для них в статье 118 «Закона о государственном бюджете Украины на 2007 г.» следовало бы сделать разъяснения о том, что «не хлебом единым жив человек».
С прискорбием и полным правом представители творческой элиты Киева и Украины повторяют слова гениального киевлянина Михаила Булгакова: «Меня травят так, как никого и никогда не травили: и сверху, и снизу… Я поднадзорный, у которого нет только конвойных».