Хоровое наследие Максима Березовского: найдены уникальные произведения

Поделиться
В Михайловском Златоверхом соборе состоялся концерт-презентация найденных хоровых концертов Максима Березовского.

40 лет своей жизни Мстислав Юрченко - исследователь украинской духовной хоровой музыки - посвятил поискам, сбору и публикованию хорового наследия гениального украинца Максима Березовского, чье имя золотыми буквами вычеканено рядом с именем Моцарта на белой мраморной доске в Болонской академии.

В этот раз он нашел, отредактировал, отреставрировал, издал и исполнил… Нет… не исполнил, а изложил людям, Украине, мировые самобытные музыкальные жемчужины - девять найденных четырехголосных хоровых концертов Максима Березовского, которые исполнил неизвестный до сих пор новый хор - хор "Украинского фонда духовной музыки". Это коллектив, который создал Мстислав Юрченко.

Безнадежное дело - пытаться словами рассказывать музыку.

Как рассказать о поразительном, блестящем хоровом письме, совершенстве полифонических линий (словно Бах и Моцарт благословили!), виртуозности вокальных приемов, непринужденности развития, четкости и ясности формообразования, гармоничной красоте медленных частей, тембральном обрамлении, которое создано на естественном вокальном звучании каждой хоровой партии, на контрасте, сопоставлении и объединении сольных, ансамблевых и туттийных эпизодов (soli и tutti). И все это богатство построено на таком узнаваемом, родном и национальном мелосе!

А хор не пел. Он творил. Такому проникновению в музыку и единению хора с дирижером можно только позавидовать.

Вспомню установку известного хорового дирижера К.Птицы (в 60–70-е гг. был председателем государственной комиссии на выпускных экзаменах в Киевской консерватории): "Знать надо для того, чтобы умнее чувствовать". Подтверждение этого нашла я и в пении хора, и в дирижировании Мстислава Юрченко.

Как же интересно и поучительно ученый раскрылся как дирижер. Стилистически точно выстроенная "партитура жестов", ничего лишнего, скульптурная выразительность каждого взмаха.

Особенно привлекали внимание прочувствованность дирижером малейших деталей, их художественного значения в общей конструкции музыкального произведения и предусмотрение нужных смысловых, эмоциональных акцентов.

"Симфоничность" дирижерских движений, в которых легко "узнаются" определенность темпов, ритмическая пульсация и вместе с тем гибкая фразировка, вокальная наполненность, мгновенные динамические изменения, целенаправленная драматургическая линия, - все это вводило слушателей в роскошное царство музыки Березовского, где главным является то, что скрывается "за нотами". Благодарю за полученное профессиональное удовольствие.

Это знаменательное событие связано для меня не только с ошеломляющим впечатлением от музыки М.Березовского. На какое-то мгновение я перевела глаза на людей, окружавших хор, на их лица. Уважаемые художники, приходите на концерты хоровой музыки. Уверена, вы бы написали шедевр "Слушая Березовского". Такие лица есть только на картинах старинных мастеров, и когда люди стоят перед иконой Божьей Матери, - замерли, глаза широко раскрыты, лица растроганы, улыбающиеся, светлые. Трогательно до слез.

Предполагаю, что стать на тернистый путь ученого Мстислава Юрченко, тогда еще студента консерватории, побудила историческая научная конференция 1968 г., посвященная музыкальной культуре Украины ХVІ - XVІІІ в. (светлая память Анисии Яковлевне Шреер-Ткаченко). На эту конференцию съехались тогда почти все искусствоведы со всей Украины.

Студенты с энтузиазмом приобщились к выдающемуся событию, причем не только как ученые: организовывали инструментальные, вокальные ансамбли, хоры, чтобы представить слушателям (и, что важнее, - самим себе!) незнакомую для них и для многих музыкантов и любителей старинную украинскую музыку. Это был и мой первый научный опыт: Максим Березовский. Хоровой концерт "Не отвержи мене во время старости".

Тогда наша группа третьекурсников организовала хор из 24 человек и исполнила этот концерт, а также произведение неизвестного автора начала ХVІІІ в. "Сначала днесь по утру рано". Успех был сумасшедший, даже пригласили выступить в Харьковской консерватории.

Это была моя первая встреча с неизвестным Березовским.

И теперь, через 50 лет, я опять открываю нового, неизвестного Березовского, благодаря подвижнической деятельности М.Юрченко.

Поэтому хочется поблагодарить всех "искателей жемчуга" - музыковедов, хоровых дирижеров, артистов хоров. Таких, как Мстислав Юрченко (нужно вернуть хору его первое название - "Возрождение"), Николай Гобдич и хор "Киев", которые открыли неизвестные духовные произведения Николая Леонтовича, Кирилла Стеценко, Николая Лысенко, Максима Березовского, невероятного, фантастического Степана Дегтяревского (его концертные произведения хор "Киев" исполняет уже несколько лет, постепенно создавая полную Антологию концертов этого непревзойденного мастера), произведения наших украинских классиков Артемия Веделя, Дмитрия Бортнянского и многих-многих других, известных и неизвестных, величественных и скромных, знаменитых и полузабытых - всех, кто "болел" хоровым пением, и кто находил в душе божественный свет, излучаемый певческим мелодизмом своего народа.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме