ГВОЗДИ «СЕЗОНА»

Поделиться
После трехлетнего перерыва возобновил свою деятельность Международный фестиваль телепрограмм «...
Маленькая передышка нужна даже такому представительному и профессиональному жюри. Л.Чурсина, Ю.Рыбчинский, Д.Черкасский (председатель), В.Вульф

После трехлетнего перерыва возобновил свою деятельность Международный фестиваль телепрограмм «Бархатный сезон», учредителем и организатором которого является старейшая в Украине негосударственная телекомпания «Тонис». Как и прежде, это фестиваль-круиз на борту теплохода. На этот раз корабль назывался «Тарас Шевченко», а шел он с 8 по 19 августа с.г. по маршруту «из варяг в греки» с остановками в Днепропетровске, Запорожье, Севастополе, Ялте и Одессе. Шестой по счету и первый в этом веке, «Сезон-2001» кое в чем существенно преобразился. Так, к основному творческому конкурсу и непременной культурно-развлекательной программе добавились две сквозные программные акции — «Бизнес-форум» и цикл дискуссий под общим названием «Власть ТВ в современном мире». Так и проплыли эти неразлучные «три кита» фестиваля вдоль главной оси страны — от стольного Киева до Тавриды. А теперь об итогах плавания каждого.

Финансы и романсы

Это совсем новая, хотя и давно вызревшая идея: на какой-то стабильной основе свести отечественные частные капиталы на очной ставке с нашей же культурой. Причем не слишком тревожа при этом официальные структуры. Имелось в виду сначала просто познакомить деньги и творчество друг с другом. Потом заинтересовать первых вторым. И в конце концов превратить в норму хорошего тона для солидного бизнеса практику меценатства. За дело взялся Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, возглавляемый госпожой Александрой Кужель и ее заместительницей Юлией Футоранской. А когда сообществу крутого бизнесменства столь возвышенное предложение делают две обаятельные леди такого уровня, отказаться, думаю, просто немыслимо. Кстати, со стороны творческих кругов перспективы финансирования художественных проектов в Украине на «Бизнес-форуме» разъяснят две другие и вовсе неотразимые в убедительности доводов особы — Нина Ильина и Наталья Кривуца. Восемь заседаний «Бизнес-форума» в пяти городах страны — нечто схожее с миссионерством. Время покажет, насколько наши «неверные» обратятся к вере в то, что их денежные вклады в отечественную культуру окупятся уже для их собственных детей. В идеале организаторам «Бизнес-форума» видится некий аналог соросовского фонда, только действующий на украинской основе и в качестве общественной организации, объединяющей деловые и творческие круги под пока что непривычно звучащим девизом «Возрождение духовности через предпринимательство». Задуманный всеукраинский центр частного спонсирования культуры мог бы стать и центром законодательных инициатив, в результате чего наконец-то возник бы у нас вполне респектабельный институт меценатства. Вместо нынешней спорадической практики тайных встреч высокодуховных попрошаек от искусства с лукавым бизнесом, ищущим повода для отмывания шального «нала».

Корабль умников

«Власть ТВ в современном мире» — еще одна и тоже нетривиальная акция нынешнего «Бархатного сезона». Это шесть «круглых столов» по наиболее значительным и актуальным проблемам телевидения: «ТВ» реклама: органический элемент современной культуры или симптом ее распада?», «ТВ и власть», «ТВ и цензура», «Сериал как явление телекультуры», «Перспективы украино-российских диалогов средствами ТВ» и «Киноискусство и ТВ: противоречия и компромиссы». Особенностью собственно формулы дискуссий было то, что в них, кроме «натуральных» участников и гостей фестиваля, принимали участие «виртуалы» — видные украинские и зарубежные деятели культуры и науки, предварительно давшие фестивалю видеоинтервью со своим взглядом на означенные проблемы. Среди заочных участников обсуждений оказались и так называемые «простые» телезрители, видеоопрос которых проводился оперативно в городах стоянки теплохода. «Интерактив» тут же монтировался и вбрасывался в общий информационный «котел». Дискуссии оказались достаточно оживленными и щедрыми на новые и попросту неожиданные идеи. Нет возможности да и смысла перечислять их: в ближайшем будущем телекомпания «Тонис» планирует обобщить эти материалы и в виде книжечки с аналитическим комментарием специалистов просто-напросто подарить украинскому телесообществу. Упомяну лишь о нескольких коллизиях на этих посиделках умников, в которых участвовали такие известные «виртуалы», как украинские исследователи масс-медиа Ольга Зернецкая и Георгий Почепцов, российский культуролог Кирилл Разлогов, интернациональная телезвезда сериала о «Буржуе» Ирина Апексимова и не менее солидные «натуралы» — советник президента России, профессор Владлен Сироткин, классики тележурналистики Ксения Маринина и Георгий Зубков, глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Мирон Черненко, украинский телеаналитик Наталья Лигачева и другие.

Итак, на почве различных подходов к телерекламе схлестнулись две генеральные позиции — прагматиков и романтиков. Первые акцентировали неизбежность рекламного ярма на шее телевещания. Было даже произнесено парадоксально-экстремистское: скоро обычные телепередачи будут восприниматься как назойливое прерывание потока аудиовизуальной рекламы. Автор этих строк, напротив, изложил своего рода приговор из шести пунктов, обвиняющий рекламу в «преступлениях против человечности». Как и положено, между крайностями расположились более гармоничные и конструктивные позиции. Подобную поляризацию точек зрения вызвала и тема «мыльных опер». Тут среди противников-экстремистов ярко выступила Ирина Гращенкова, предложившая предварять телесериалы, как и табачную продукцию, анонсом Минздрава: «...Сейчас вы потеряете еще один час из бесценного времени вашей жизни...».

И конечно же, бурно обсуждалась тема возможных прямых украино-российских диалогов на телевидении. Немудрено, дискуссию инициировали два виртуальных участника фестиваля, две знаменитости, два гиперпатриота своих стран — киевская писательница Оксана Забужко и московский кинорежиссер Никита Михалков. Будучи радикальными антиподами во взглядах на проблему, они, как и прочие крайности, сошлись в одном: в настоящее время говорить о диалоге двух народов бессмысленно. По Н.Михалкову, потому, что русские и украинцы — одно целое. (Как будто даже наше индивидуальное мышление не строится как диалог «внутри себя»!) Оксана Забужко, считает, что пока нет шансов и смысла общаться с культурой России: мы ее и так хорошо знаем, лучше, чем свою, а они нашу «самость» в упор не замечают... Вопрос: мы их культуру знаем «для них» или, как и все другие, — для себя? Второй: если на нас не обращают внимания, может (хотя бы частично), дело в нас?

Плавучий остров телепроблем

Для участия в конкурсе «Бархатного сезона» поступило 156 телепрограмм, которые прислали 57 украинских и зарубежных телекомпаний из 11 стран мира. К творческим соревнованиям допустили 129 претендентов по шести номинациям. Разумеется, отсмотреть все или даже большую часть такого телемассива было для меня делом немыслимым, а высказываться на основании отдельных увиденных фрагментов — дело недопустимое. Поэтому я обратился за экспресс-оценкой целого к председателю отборочной комиссии «Бархатного сезона» Светлане Малявской. Интервью с ней меня крайне удивило своей столь редкой ныне профессиональной самокритичностью и аналитизмом. Привожу в сокращении ее монолог.

«Общее впечатление грустное, даже с некоторым трагическим оттенком. Я давно отслеживаю телепроцесс по нашим «Бархатным сезонам», перерыв в три года заставил отчетливо ощутить некоторые общие негативные тенденции нынешнего времени. Хотя я прекрасно понимаю, что у нас представлены далеко не все телекомпании, общая картина, наверное, характерна. Даже если некоторые молодые телекомпании не прислали свои программы, то сугубо из-за отсутствия средств. Напротив, многие из приславших даже не представляют себе уровень требований международного фестиваля и направляли нам изначально слабые работы. Это во многом объясняет наши трудности с отбором конкурсной программы. С другой стороны, ощутимы признаки утраты преемственности между уходящим поколением мэтров и новым поколением тележурналистов. Молодые — это дети Интернета. Они свободно купаются в море информации, но не способны выбрать главное, факт или личность, кои заслуживают изучения. Есть проблемы телеведущих, которых я называю своим собственным термином «телешалавы». Они отталкиваются от сплошного самолюбования, за которым не стоит никакого знания. Это напоминает какое-то заболевание. Что-то мы отклоняли, а с чем-то приходилось мириться, идти на компромиссы. Также заметна общая тенденция к подмене режиссерского мастерства самодостаточной журналистикой. Склонность спрятаться от авторской мысли за технологическим приемом, монтажом и т.п. Чувствуется размывание представлений о границах телевизионных жанров. Между тем очерк, зарисовка или творческий портрет требуют специфических умений и знания законов телеповествования. Так, в жанре телеочерка мы встретились с чуть ли не единственным радостным исключением, основанным на тонком понимании законов жанра, — «Уходящая натура», программа Иркутского ТВ о Монголии. На экране появилось много случайных, самоуверенных и дерзких, лишенных чувства ответственности перед телезрителем авторов. Все это — признаки падения критериев мастерства. И все же нам удалось отобрать достаточно работ, достойных быть лауреатами нашего конкурса. Все остальное — повод для дальнейших анализов и резерв нашего самосовершенствования».

17 августа, в Ливадийском дворце, где состоялось торжественное закрытие шестого Международного фестиваля телепрограмм «Бархатный сезон», жюри во главе с режиссером-мультипликатором Давидом Черкасским огласило свой вердикт. По двум номинациям — музыкальные и спортивные программы — призы решено не присуждать. В остальных четырех разделах конкурса Гран-при, «Морского конька», и дипломы получили следующие работы. Среди публицистических программ лучшей признан «N-й километр» (Украина,«Интер»), а дипломы вручены «Уходящей натуре» (Россия, Иркутск, «Аист В»), «Кто там?» (Россия, Москва, «Культура») и «Знак беды» (Казахстан, Алматы, «Южная столица»). Среди программ для детей и юношества Гран-при удостоена работа «О любви без измен» — поэтический рассказ о мальчишке, погруженном в мир мушки (Россия, Ростов-на-Дону, «Дон-ТР»), диплом достался «Таким делам» (Россия, Тюмень, «НОРД»). Лучшей научно-популярной передачей признана «Импреза» (Украина, СТБ), дипломы — «Жизнь животных» (Украина, «Интер»), «Кинопанорама» (Россия, «Культура»). Победитель номинации развлекательно-игровых передач — «Эстрада уходящего века» (Россия, ТВЦ), дипломы присуждены «Показухе» (Украина, «Интер») и «VRS-камера» (Литва, VRS). Слава лауреатам!

...Что и говорить, нелегкую миссию взяла на себя хрупкая и интеллигентная Валерия Иваненко, президент «Бархатного сезона». В отдельные моменты нельзя было без сочувствия смотреть на ее изнуренное заботами милое лицо. И все-таки усилия вдохновленной ею команды увенчались неоспоримым успехом: ладно скроенным и крепко сшитым получился шестой «Сезон». Безукоризненный организационно, гармоничный во всех своих интеллектуально-финансово-творческих составляющих, деловой и хохмаческий, толковый и самокритичный, фестиваль-лаборатория не только снова «плывет», но и обещает впредь возвращаться с вполне реальным «уловом» для отечественного телевидения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме