«Гурзуфские сезоны» — культурный проект, открывший новые возможности экспонирования современного искусства. Сегодня, когда пространство выставки — не менее значимая эстетическая ее составляющая, чем, собственно, художественные произведения, это, без преувеличения, — событие.
Умение работать с пространством, найти или, если нужно, создать его для своего проекта — черта, обязательная для настоящего куратора. Ведь его задача — шоу, в котором внимание зрителя захватывает драматургия концепции, а произведения — лишь ее составляющие, объекты. Когда итальянец Акилле Бонито Олива, будучи куратором Венецианской биеннале, расположил экспозицию молодых художников в мрачном Арсенале — оборонительном сооружении эпохи Средневековья, это произвело фурор. Сегодня использование заброшенных крепостей для концептуальных выставок — общепринятое правило, а эффект сочетания актуального искусства с исторической архитектурой воспринимается столь же естественно, как создание экстравагантных архитектурных произведений для таких экспозиций.
Самые прозвучавшие украинские арт-проекты также связаны с неожиданными пространствами. Выставка, организованная куратором Мартой Кузьмой на военном корабле Черноморского флота, или акция, устроенная ею в частном аэропорту на острове Лидо (Венеция), собрали большую международную прессу. А созданная Кузьмой на грант Джорджа Сороса галерея Центра современного искусства при НаУКМА в барочном церковном строении стала признанной в мире площадкой: здесь лично делал инсталляцию классик современного искусства Янис Кунеллис, читал лекции Акилле Бонито Олива, демонстрировались ретроспективы Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Получил международное продолжение и эксперимент, поставленный с этим пространством куратором Ежи Онухом. Он предложил польской арт-звезде Леону Тарасевичу расписать пол ЦСИ, который затем был демонтирован, распилен на части и продан с аукциона. Леон Тарасевич повторил этот ход на 49-й биеннале в Венеции, а состоявшаяся на ней первая презентация Украины также запомнилась созданием оригинального пространства — диорамы в военной палатке.
Жажда новых пространств, в которых экспансивное по своей природе современное искусство звучало бы с большей выразительностью, давно подтолкнуло его адептов и на природу. Вот только взаимодействие с ней, как правило, заканчивается не в пользу искусства — окончательно победившая в творчестве субъективность не выдерживает сопоставления с величием природы, теряется на его фоне, выглядит жалко. Исключения здесь возможны только в случае искреннего порыва, подкрепленного силой мастерства и таланта.
Первым действительно ярким в этом направлении проектом в Украине оказались «Объекты» Владимира Будникова. В своей мастерской в селе Чудын он сколотил из гигантских бревен и досок, раскрашенных красками, абстрактные сооружения. Вынесенные в поле, они производили впечатление не скульптуры, а узнаваемой — мощной, уверенной, экспрессивной — будниковской живописи, пространством которой вместо холста стал деревенский пейзаж. Даже фотографии «Объектов» сохраняют это удивительное ощущение — природы, воспринявшей искусство, слившейся с ним.
Подобное редкостное переживание, на которое природа способна куда чаще, чем искусство, — когда увиденное преображает и делается событием твоей личной истории, ожидало тех, кто оказался в Гурзуфе. Куратор Олеся Авраменко, в рамках уже третий год проводимых ею художественных «Гурзуфских сезонов» создала сразу две экспозиции, одна из которых развернулась на глади Горного Озера в Краснокамянке.
Проект «Волна» — кульминация «Гурзуфских сезонов». Первоначально одному из их постоянных участников художнику Игорю Ступаченко пришла идея заставить произведения искусства плавать по морю. Живописцы из Украины и России писали работы одинакового большого формата, которые потом собирались в трехгранные модули и на специальной конструкции спускались на воду. Но, как и все живое, идея претерпела изменения: погодные условия и чувство меры куратора подсказали иное пространство — озеро в горах. Оно предоставило произведениям не только штиль, а значит, безопасность от уничтожения стихией, но и неповторимую огранку: вокруг открывается уникальный крымский ландшафт. Прямо над озером высится Аюдаг, а если чуть подняться на окружающие его чашу холмы — открывается Черное море.
Выставка завораживала. То, как озеро передвигает живописные объекты, поворачивает их то одной, то другой стороной, сближает такие разные и выразительные полотна на свое усмотрение, выстраивает ежеминутно новый визуальный ряд, наблюдать хотелось бесконечно. В техногенном мире, где, казалось бы, можно просчитать любые эффекты и сочетания, игра стихии с рукотворным искусством воспринимается как чудо. Свободную импровизацию отражений картин в водной глади — то зеркальных, то видоизмененных сюрреализмом ряби — не вычислить никакому компьютеру. А то, как природа приняла и преобразила, впустив в свое бытие живописные произведения, куратор и художники вправе воспринять как благословение за искренность своего труда.
Олеся Авраменко констатирует: «Так, в виде энвайермента (с его неписаным правилом не вредить природе) — одного из направлений актуального искусства — было реализовано стремление украинских живописцев включить в свое творчество природные процессы, и наоборот — в природные явления войти своей живописью. Вхождение неожиданно даже для живописцев обернулось и эффектным, и гармоничным явлением. Природа не пострадала. Проект оказался очень чистым как в художественном и эстетическом, так и в экологическом плане».
Елена Рымшина, искусствовед Пушкинского музея и куратор Московской биеннале графического дизайна Golden Bee, не скрывает восторга: «Потрясающий проект. Но у меня, как у музейщика, сразу возникает вопрос — где и как это дальше экспонировать? Это может быть передвижная выставка. Она ведь выдерживает открытое инсталлирование. Но вообще для таких проектов необходим музей».
Идея музея современного искусства в Гурзуфе уже существует. Его считает логичным и непременным продолжением «Гурзуфских сезонов» их меценат Денис Шевченко, учредитель «Таурус Девелопмент». Деликатное отношение к исторической среде Крыма выделяет его подход в царящей на полуострове варварской предпринимательской алчности. Он говорит: «Гурзуфские сезоны» — это, в первую очередь, продолжение и, в большой степени, возрождение традиции. Гурзуф — это, безусловно, центр культурного притяжения. Хотя, конечно, он был создан задолго до нас, но если в наших силах будет помочь ему развиваться, привлечь в этот чудесный город талантливых, честных, по-настоящему творящих людей искусства, мы будем считать нашу миссию хотя бы отчасти выполненной».
Когда-то Гурзуф питал творческие силы Константина Коровина и Антона Чехова. Вдохновлял Давида Бурлюка, Николая Глущенко, Татьяну Яблонскую. Сегодня в проектах Олеси Авраменко современные художники открывают здесь новых себя. Выставка «Картинки для выставки» в санатории «Гурзуфский», где живописцы живут и работают во время «Гурзуфских сезонов», стала финалом нынешнего, пятого. На контрасте с монументальной «Волной» было предложено создать небольшие станковые работы, но и в них творческая индивидуальность художников проявилась новыми настроениями, открытыми Гурзуфом. Николай Маценко, автор хулигански примитивистской черно-белой «Волны», ставшей эмблемой одноименной выставки, изобразил Черноморский герб, волюнтаристскую геральдику которого шутливо трактовала вооруженная Тартуским семиотическим аппаратом Елена Рымшина.
Москвич Евгений Добровинский, получивший известность как выдающийся каллиграф, на этот раз написал множество крохотных пастозных морских пейзажей. Александр Бабак, с задорным формализмом в однозначных ярких цветах изобразивший на прошлых «Сезонах» качавшиеся на волнах баркасы, нынче представил абстракционизм нежных тонов. А Владимир Будников, признанный классик нефигуратива, удивил реалистичным настроем гурзуфских пейзажей, сохранив, конечно, экспрессивность мазка и неповторимое ощущение живописных объемов.
Постепенно в нашем обществе осознают, что современное искусство привлекательно не только для декларации цивилизованной репутации государства. И что тех, кто видит удачное проведение досуга на выставке, а не в казино, на самом деле миллионы. Очереди в «Пинчук Арт-центр» в Киеве — лишь самое близкое к нам территориально тому свидетельство. Венецианская биеннале приносит колоссальный доход и властям, и жителям города каналов. Регулярная выставка «Документа» превратила заштатный немецкий городок Кассель в один из мировых центров культурного туризма. Есть шанс, что и в нашем Крыму будет все больше возможностей для отдыха не только потребительского. Они уже есть — на «Гурзуфских сезонах».