IX Международный кинофестиваль в Сочи
В своей вступительной статье в каталоге директор программы международного конкурса «Кинотавра» Сергей Лаврентьев с болью и иронией отмечает: «... наш форум европейского кино не может похвастаться вниманием публики», «...прочтите сей текст в кинозале, где за десять секунд до начала сеанса будет двадцать пять человек, а во время представления творческой группы войдет еще пятнадцать».
И в прошлые годы мне приходилось писать о том, что, к сожалению, международный конкурс «Кинотавра» находится на обочине и зрительского, и профессионального интереса по сравнению с бурно развивающимся национальным российским смотром. Нельзя сказать, что в этом году ситуация кардинально изменилась, но мрачный прогноз Сергея Лаврентьева, к счастью, не оправдался. В основном, фестивальный зал все же заполнялся наполовину, а на просмотре фильма Юрия Ильенко «Молитва за гетьмана Мазепу» зал был полон, правда, только в начале.
В течение своей восьмилетней истории «Кинотавр» международный претерпел и концептуальные изменения. Начинался он как смотр молодого кино (первые и вторые фильмы режиссеров), затем формула «молодого» была расширена (включили даже третьи и четвертые фильмы), наконец, с прошлого года были сняты всякие ограничения в плане режиссерской фильмографии, зато обозначились границы географические — фестиваль стал форумом европейского кино.
В этом году на рассмотрение международного жюри, возглавляемого знаменитой Верой Хитиловой (Чехия), планировалось представить 13 фильмов (цифра 13 фетишизировала все действия «Кинотавра») из одиннадцати стран Европы. Но, как часто бывает на многих фестивалях (а может, все-таки «чертово» число внесло некоторую неурядицу в прекрасную организацию кинопраздника), финский фильм в Сочи так и не приехал. Итак, было представлено 12 картин — по две из Франции и Германии, по одной из Австрии, Бельгии, Норвегии, Венгрии, Словении, Хорватии, Чехии и Украины. Конечно, география кинематографической Европы выглядела неполной без фильмов Англии, Италии, Испании, Швеции, Дании, Польши, Голландии (список можно продолжить).
Думаю, двухнедельный сочинский марафон позволяет представить в дальнейшем более полную в количественном плане европейскую программу.
В плане поколений Европу представляли три мэтра (Юрий Ильенко, Петер Бачо и Патрик Леконт), один режиссер среднего поколения (Бранко Шмидт из Хорватии), два — со вторыми режиссерскими работами и шесть дебютантов. Именно дебютанты и праздновали победу.
Главный приз — «Жемчужину мира» и приз ФИПРЕССИ (международной кинопрессы) получил чешский режиссер Богдан Слама за свой дебют «Дикие пчелы». И хотя оба жюри возглавляли чешские дамы, в справедливости вердикта мало кто усомнился. «Дикие пчелы» уже были награждены в Роттердаме и приглашены в конкурс предстоящей «Молодости». Это тот случай, когда молодой режиссер не копирует, а успешно развивает лучшие традиции чешского кинематографа — «пражской весны» 60-х. Финальный бал пожарников, как событие года у жителей деревушки в Северной Моравии, — признание в любви и отсыл к Милошу Форману. И хотя дистанция в 35 лет разделяет события двух фильмов, мало что изменилось в жизни чешской провинции. «Что вы все празднуете?» — спрашивает в финале героиня. «Безнадегу», — отвечает с горьким смехом ее подруга.
Безнадега ощущается и в жизни немецких подростков в награжденном специальным призом жюри фильме «Школьная поездка» (Германия) еще одного дебютанта Хеннера Винклера. Поездка в Польшу на экскурсию в межсезонье — настольный теннис, алкогольные излишества, дискотеки, попытки любовных отношений. И все это на фоне растерянности и бесцельности существования.
Эта же тема сквозит и в австрийском фильме «Ного» режиссеров Сабины Хиблер и Герхарда Этля, еще один дебют, который незаслуженно не был отмечен. Фильм отличает очень оригинальный визуальный ряд.
Приз за лучшее исполнение женской роли достался молодой венгерской актрисе Эстер Надь-Калюзи в фильме «Дымок догорающей сигареты» ветерана Петера Бачо. Семидесятичетырехлетний мастер, автор таких культовых картин, как запрещенный в свое время «Свидетель» (1969 г.) или столь популярный среди киноклубников «Рояль в воздухе» (1976 г.), сегодня явно устал. Но устал достойно. Его новый фильм — это ностальгический рассказ о венгерской звезде кино и эстрады довоенного-военного времени Каталин Каради. Старомодный рассказ о старомодном периоде.
Кто разочаровал, так это Патрик Леконт. Мастер тонких эмоций также проецирует свой взгляд на период Второй мировой войны и первых послевоенных лет во Франции. В «Улице наслаждений» вниманию зрителей предлагается сюжет из жизни борделя. Любовь романтичной проститутки (Летиция Каста) и молодого человека с криминальным прошлым (Венсан Эльбаз) рассказана банально, тягуче и без эмоций.
Значительно более интересной показалась норвежская картина Питера Наэсса «Эллинг». Фильм был номинирован на «Оскар», и, может быть, поэтому высокое жюри не учитывало его при распределении наград. Не рассказываю об «Эллинге» подробно, так как украинский зритель будет иметь возможность увидеть этот фильм в рамках «Норвежского калейдоскопа 1992—2002» в октябре в программе МКФ «Молодость».
Что касается «Мазепы», то меня после возвращения в Киев удивили вопросы некоторых моих коллег о якобы провале фильма в Сочи. Думаю, что свою отрицательную роль сыграло отсутствие на фестивале творческой группы «Мазепы». Но он вызвал горячие споры на «круглом столе» российских критиков, и неприятие, и полный восторг (Александр Шпагин), и очень уважительное отношение зарубежных гостей. Фильм продолжает свое фестивальное шествие, а плодотворный разговор возможен только тогда, когда его увидят украинские зрители, — и, думаю, уже в новом варианте, ведь работа над фильмом продолжается, предстоит доснять польские сцены.
Ну а праздник в Сочи завершился. «Кинотавр» в целом давно утвердился как главный смотр кино в России. Хотя фестивали у наших соседей растут как грибы. Они необходимы, чтобы оценить кинопроцесс в его развитии. Кинематограф в Украине хотя и болезненно, но возрождается. Нужен свой национальный смотр, нужны и международные фестивали — вспомним забытый «Золотой Дюк» в Одессе... Необходимо вернуть праздник кинозрителям.