Уже второе десятилетие кряду украинские кинематографисты, так радостно встретившие Независимость, отождествляя ее с собственной абсолютной свободой творчества, в подавляющем большинстве своем находясь в глубоком простое, яростно спорят по поводу путей развития национального кинематографа. Затянулся период бескартинья, который целомудренно называют периодом малокартинья. Разваливаются некогда орденоносные студии, сдают свои площади в долгосрочную аренду. Не смолкает словесный перезвон в Союзе кинематографистов и в Министерстве культуры. Принимаются законы, которые не выполняются, и не принимаются другие, способные дать нашему кино новый импульс. Рецептов нет, чужой опыт калькой не перенесешь на наши просторы.
И все же приезд в Украину одного из руководителей UNIFRANCE, ответственного за пропаганду французского кино в Центральной и Восточной Европе, Жоэля Шапрона, натолкнул на мысль поговорить о том, как осуществляется поддержка национального кино в его стране. Тем более что, как мы знаем, именно французская модель послужила примером для некоторых статей нашей Программы развития национального кино. Господин Шапрон в нашей стране не впервые и внимательно следит за тем, что делается в интересующей его области не только в Украине, но и в других странах СНГ. Нынешний же визит связан с обширной кинопрограммой, которая включена в общую программу фестиваля «Французская весна в Украине».
— Господин Шапрон, методом проб и ошибок мы в Украине ищем пути реанимации собственного кино. На чем основана поддержка национального кинематографа, которая уже давно утвердилась и оправдала себя во Франции?
— Сразу после войны Франция решила заняться защитой национального кино. Был создан Центр национальной кинематографии — ему уже более 50 лет. Наши тогдашние чиновники были довольно умными, внимательно следили за техническим, технологическим развитием кино и телевидения. В конце 50-х, когда американская рыночная доля была довольно низкой — все тогда действительно ходили на французское кино, кто-то (сегодня мы даже не знаем его имени) придумал взимать налог с кинобилетов, независимо от страны-производителя фильма. Сейчас этот налог составляет 11% стоимости кинобилетов. Эти деньги идут на спецсчет, который государство курирует, но не кладет туда ни копейки. Государство не поддерживает финансово, но защищает французское кино разными путями. Из госбюджета французское кино получает, если не ошибаюсь, меньше процента тех денег, которые вливают во французское кино. Это деньги из разных источников. Первый — спецсчет. Второй — телереклама. Как только стали появляться рекламные блоки на телеканалах, был принят закон, благодаря которому маленький процент коммерческого оборота каждого телеканала отчисляется на вышеупомянутый счет.
— А государственные телеканалы тоже платят?
— Да. Поскольку они показывают рекламу.
— Дело в том, что у нас тоже есть подобный закон, но он не работает. Телеканалы считают, что это помешает их развитию. Не было ли такого во Франции?
— Нет. Во Франции все выступают за защиту национального кино. Поэтому даже создатели новых частных телеканалов не против таких отчислений. Поскольку телеканалы являются самыми крупными потребителями кино. Если бы они не показывали много фильмов, то этот процент был бы меньше. Депутаты приняли также закон, что какой-то процент от продажи чистой кассеты идет на спецсчет, потому что по статистике продаж было понятно: чистые кассеты в основном используются для записи кино. Значит, зрители записывают со своего телевизора фильм, и это идет в ущерб развитию национального кино. Сейчас появилось DVD, и процент отчислений повысили. Идет дискуссия по поводу Интернета. Каждый раз государство находило способ финансирования кино, отказываясь при этом от каких-то налогов, которыми оно могло бы пользоваться в других целях. Таким образом, французское кино финансирует не житель, а зритель. Не в ущерб школам, больницам и другим социальным программам.
— Во Франции кино — продюсерское. Естественно, вкладывая деньги, инвесторы должны быть заинтересованы в их возвращении. Каковы гарантии? В чем состоит их интерес?
— Сейчас появился новый закон о налоговом кредите. Но это касается только тех продюсеров, которые во Франции тратят деньги на технику. Эти деньги идут в пользу наших лабораторий, так как они очень дороги. Этот налоговый кредит защищает своего производителя. Франция уже третий год подряд производит больше 200 картин в год. Из них окупаются одним кинотеатральным прокатом меньше 20. Но это не все. Потому что путь фильма таков: начало — во Франции на телевидении, потом — на видео. И лишь после этого картина выходит за рубежом на киноэкран. Жизнь фильма очень длинная. Меньше 10% бюджета фильма возвращается с одного театрального проката во Франции. Но никто не рассчитывает только на него. Сегодня российские и украинские продюсеры вкладывают деньги, рассчитывая их вернуть прокатом. Никто у нас так не думает, потому что это нереально. Но чтобы работала схема, о которой я говорил, надо иметь за плечами целую систему защиты национального кино, которая все время в контакте с международными дистрибьюторами, рекламирует, продвигает, занимается промоушеном. И не только ради культуры, но и ради денег. Мы тоже должны защищать своих продюсеров.
— Сегодня прокат национального кино — большая проблема. Какие приоритеты у французского кино в прокате?
— У нас национальных квот нет. Есть только одна помощь, если владелец кинотеатра показывает малопоказываемое кино, он может получить какие-то деньги от Центра кинематографии. Но это не касается национального кино. На самом деле наша рыночная доля — 1/3 всех зрителей. И пока нам не нужны квоты. Люди охотно ходят на французские картины. Мультиплекс для французов — место, где можно выбирать. Если есть столько залов — это для выбора. Сейчас в Москве появляется зритель, который хочет смотреть не только американское кино. Пока не вижу таких изменений в Украине, но, с другой стороны, это естественно. Для изменения ситуации нужно много факторов, которых еще нет в Киеве. Нужно больше обновленных кинозалов, больше выбора. У вас американское кино показывается в хорошем месте, а все остальное — в плохом. Естественно, зрители будут отдавать предпочтение первым картинам. Сейчас в Москве 100 обновленных экранов, к примеру. И Украина, по-моему, обратила на кинотеатры внимание, это правильный путь. Думаю, это займет еще пару лет.
—А какова программа поддержки молодого кино?
— Это тоже не парафия государства. Оно поддерживается спецсчетом. Там есть одна бюджетная линия, которая полностью посвящена дебютным картинам. У нас разные комитеты в Центре кинематографии (это не чиновники) устраивают сессии комитетов, собирают людей — дистрибьюторов, продюсеров, режиссеров. Читают и отбирают сценарии. Государственная поддержка кинематографии — около 30 картин ежегодно. Все режиссеры говорят, что намного сложнее финансово снимать вторую картину, чем первую. Нет такой поддержки для второй картины.
— Успешные дебюты дают возможность снимать вторую картину?
— Нет. Чем больше у тебя зрителей, тем больше выделяется денег на счет, который открыт на твое имя, чтобы ты мог сделать следующую картину. Эти деньги могут быть использованы только для кино. Поэтому чем больше соберешь, тем легче будет снимать вторую картину. Но специальных программ, аналогичных дебютной — не существует.
— Зритель зачастую идет на имя. Как осуществляется промоушен дебютантов?
— Когда как. Сейчас, например, намного раньше выхода фильма показываются его ролики. Есть ажиотаж вокруг некоторых картин до их выхода, который подготовлен продюсером. Ведь ему это выгодно. Здесь никакая поддержка не осуществляется — все на плечах продюсеров. Посему задолго до конца съемок они начинают вкладывать деньги в рекламу.
— Это все деньги продюсера? Или какой-то процент заложен в бюджет фильма?
— Нет, только деньги продюсера. В Центре кинематографии это в бюджет не закладывают.
— Как прослеживается качество дебютной картины?
—Бывало, отстраняли режиссеров. Иногда продюсер приглашает кого-то со стороны для помощи. Чаще всего дебютные картины не являются дебютными — режиссер уже снимал короткометражки, и его способности очевидны. Во-вторых, у нас художники и операторы — профессионалы, на которых режиссер-дебютант может рассчитывать.
— У вас очень много делается для пропаганды национального кино…
— Есть две организации: Центр национальной кинематографии и UNIFRANCE, которая занимается промоушеном французского кино за рубежом. В спецсчете, который курирует Центр кинематографии, есть линия для спецэкспорта. UNIFRANCE существует за этот счет. Наша организация состоит из продюсеров-экспортеров и артистов. Каждые три месяца мы планируем акции, события, фестивали, публикации в СМИ и т.д. И сами решаем, в каком направлении следует вести пропаганду французского кино. Мы следим за многими странами, за тем, что там происходит в области кино, и решаем, когда там уже можно что-то делать, чтобы не упустить момент.