ГогольFest и контекст: взгляд пианиста

Поделиться
ГогольFest и контекст: взгляд пианиста © report.to Flickr/thegogolfest
В нынешнем году Гогольfest поражает масштабами (проект развернулся на территории ВДНХ) и плотностью программы: даже завсегдатаи не способны охватить все мероприятия. Ярким стартом феста стал арт-проект "Искусство войны", работа над которым объединила режиссера Влада Троицкого и музыканта Алексея Ботвинова. Известный пианист рассказал ZN.UA о своем сотрудничестве с Троицким, поделился мнением относительно фестивальных приоритетов в Украине, рассказал также о собственном опыте создания с нуля фестиваля Odessa Classics.

В нынешнем году Гогольfest поражает масштабами (проект развернулся на территории ВДНХ) и плотностью программы: даже завсегдатаи не способны охватить все мероприятия. Ярким стартом феста стал арт-проект "Искусство войны", работа над которым объединила режиссера Влада Троицкого и музыканта Алексея Ботвинова. Известный пианист рассказал ZN.UA о своем сотрудничестве с Троицким, поделился мнением относительно фестивальных приоритетов в Украине, рассказал также о собственном опыте создания с нуля фестиваля Odessa Classics.

- "Искусство войны" вы прежде представили в Одессе, еще в июне, а в сентябре - этот проект в афише Гогольfest. Есть ли разница между одесской и киевской версией "Искусства"?

- Разница в особенностях локаций. Одесская филармония и огромный выставочный павильон ВДНХ, напоминающий ангар для самолетов. Но Троицкий сделал невозможное: он оживил это пространство. Сильное качество Влада в том, что он может здорово - по творчески - осваивать любые пространства. Ведь музыка, концепция, текст - те же (как и в Одессе), но картинка - иная, совершенно другая версия. Рад, что на первом фестивале Odessa Classics был именно этот проект. Для нашего молодого музыкального фестиваля это здорово.

- Что вам дало сотрудничество с Троицким? Сошлись ли характерами с Владом в создании "Искусства войны"?

- Я уважаю его как творческую личность, как культуртрегера. Гогольfest - важная и правильная институция. Влад с самого начала делал полидисциплинарный фестиваль. Этим и добился прорыва в украинском культурном пространстве.

Мы только познакомились - и сразу загорелись сделать что-то совместно.

Идеологическую концепцию предложил Влад: "Искусство войны" - тексты китайского стратега-философа Сунь-Цзы (V в. до н.э.). А выбрать музыку он доверил мне. В плане творческой работы это было идеальное сотрудничество. Бывает, встречаются разные художники с непростыми характерами. Но потом на все закрываешь глаза - ради искусства. В нашем случае была творческая гармония.

- Как бы вы определили место непосредственно Влада Троицкого на нашем теперешнем культурном ландшафте? Многих консерваторов его активность раздражает. А креативная молодежь тянется к нему под крыло.

- В Украине есть талантливые режиссеры. Но Влад - больше чем режиссер, он именно культуртрегер. Человек, который может быстро и мощно повлиять на развитие арт-процесса в стране.

Это пример того, "как" должно развиваться современное искусство. Уникальная черта Влада - умение работать с молодежью. Он для них как гуру. За этим интересно наблюдать: как они коммуницируют на одном языке, как заряжаются от него энтузиазмом и правильным подходом к искусству.

То есть его роль в арт-процессе особая. Поэтому и хочется, чтобы эти начинания держались не только на голом энтузиазме, но и на серьезной поддержке меценатов, государства.

Увы, власти не понимают важности культуры для социума. Еще лет пять назад у меня в Донецке был концерт. И тогда я говорил, что у нас - большие проблемы в культурной политике, растет новое поколение людей, которое не имеет базовых культурных ценностей. Тогда же говорил, что мы можем превратиться в страну, где богатые будут находиться за колючей проволокой с напряжением, а с другой стороны будут стоять бедные, а если электричество выключится, то будет кошмар.

Уверен, трагические события, произошедшие с Донбассом, были бы невозможны, если бы 25 лет государство не плевало на культуру. Культура - мощный инструмент, который может нести мораль и для общества, и для конкретного индивидуума.

Украина как страна на оперной карте мира отсутствует. Она там присутствует в виде большого количества людей, которые хорошо поют и танцуют. Но огромные институции - Киевская, Одесская оперы - в этот процесс по-настоящему не вовлечены.

- Если Одесская опера не вовлечена в общеевропейский процесс, то вы в этом году, судя по всему, решили сделать серьезный вызов… То есть буквально с нуля организовали Odessa Classics - фестиваль не популярной, а классической музыки. Каково поднимать фестивальную махину?

- Понимал, что будет непросто. Но до какой степени "непросто" - не ожидал! Хорошо знаю, как делаются фестивали. Даже в маленьких городах Европы некоторые фестивали - это бренд того или иного города.

Например, фестивали в Муртен (Швейцария) или в Вербье (Швейцария). Это небольшие города. Но об их фестивалях знает вся Европа!

Уверен, что и наша Одесса обречена стать фестивальным центром разных по направлению форумов. Еще на этапе подготовки Odessa Classics думал, что у меня будут три составляющие по финансированию - спонсоры, городской и областной бюджеты. Естественно, зрители.

Получилось так, что государственного бюджета не было. Не поддержали ни власти, ни область. Они - "за": мол, вы молодцы, давайте, делайте, но денег нет…

А как можно сделать фестиваль без финансирования?

Правда, сейчас любое мероприятие называют "фестивалем". Может быть, например, даже "фестиваль баклажанов". Поставьте на Дерибасовской на два часа баклажаны - и назовите этот процесс "фестивалем".

Но уж если мы говорим о серьезном фестивале, то без бюджета он невозможен. Пришлось идти к спонсорам - по второму и даже по третьему кругу. В конце концов, все образовалось. К сожалению, время и усилия (на 90%) уходят на поиск спонсоров. Но я оптимист. Поэтому, надеюсь, власти увидят и поймут, что есть хороший результат - и помогут.

Ведь фестивали нужны не только для организаторов и публики в первую очередь, но и для города. Тем более, в такое непростое кризисное время в нашей стране.

report.to Flickr/thegogolfest

- А существует статистика - какое количество зрителей посетило ваш дебютный фестиваль?

- Около 7–8 тыс. зрителей присутствовали на концертах, других акциях. Планировали сделать open air - тогда было бы еще 25 тыс. Но не вышло из-за отсутствия финансов. Также Odessa Classics -
фестиваль полидисциплинарный. Этот принцип построения форумов сейчас набирает обороты во всем мире. В программе - не только классика, но и художественные выставки, джазовая составляющая, поэзия. Например, персональная выставка Александра Ройтбурда. Впервые в Одессе благодаря фестивалю его выставка состоялась в Музее западного и восточного искусства. У нас были дискуссии, мастер-классы.

- Алексей, что скажете о фестивальном движении в Украине - с позиции человека, активно выступающего в Европе?

- Есть представление, что его нет. Многие знают о Гогольfest. На Западе говорят о нем как о брендовом проекте. Есть фестиваль Альфа-джаз. Конечно, Одесский кинофестиваль, кинофестиваль "Молодость". Думаю, что со второго-третьего этапа и Odessa Classics выйдет на высший уровень.

Пока мы сами критически на себя не взглянем - никуда в этом плане не двинемся. Ведь есть объективные вещи - количество качественных фестивалей и количество подлинных звезд, приезжающих в Украину. Пока, увы, Украина - белое пятно на культурной (фестивальной) карте Европы.

- На фестиваль Odessa Classics трудно было уговорить приехать такую звезду как Паата Бурчуладзе?

- Трудно. У многих были опасения: на каком уровне будет этот новый форум? Еще и сложная ситуация с войной: несколько артистов отказались - сказали, мол, хотим к вам, но попозже, у вас неспокойно.

Тем не менее, всем, кто приехал, необычайно понравилось. Это положительный имидж не только для Одессы, но и страны. Потому что для многих людей в Европе Украина - это война, здесь проливается кровь. У нас был девиз: "Одесса - то место, где музыканты всего мира чувствуют себя как дома".

- Вы выступаете не только в Европе, но и в украинских городах. С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться - именно у нас, организуя концертную деятельность?

- В Украине существует главная такая трудность - ограниченное количество качественных роялей. Да, есть замечательные инструменты в филармонии, в опере. Но в других залах их нет. Выясняется, что качественный инструмент у нас достать практически невозможно. Или это стоит слишком дорого.

То есть если выходишь за границы филармонии - звук страдает.

Это опять же общая культурная ситуация.

Кстати, существует статистика, связанная с роялями. Кризис 2008-го по одним странам ударил больше, по другим - меньше. Там вот есть еще одна корреляция: в какой стране больше роялей, значит, по той стране кризис ударил меньше. В нашей стране неимоверно мало качественных роялей…

report.to Flickr/thegogolfest

- Ваш репертуарный приоритет - музыка Баха и Рахманинова. В "Искусстве войны" - музыка барокко и минималисты ХХ века…

- Да, часто играю Баха. Но для "Искусства войны" драматическая музыка абсолютно не подходила, зато подходила музыка барокко - Гендель, Бах, также музыка конца ХХ в. - Альфред Шнитке, Филип Гласс, Арво Пярт.

Сегодня европейская музыка на каком-то новом витке. Ведь барокко - через романтику - подошло к постромантизму...

Стало ясно, что нужно возвращаться к корням. Музыка Арве Пярта звучит как необарокко. И мы возвращаемся к нему - к мелодии, к гармонии. Это доступная музыка, ее может слушать даже человек неподготовленный.

В 70-х, когда я был ребенком, думал, что музыка "закончилась". Мне категорически не нравилось то, что происходило в музыкальном процессе. А сейчас новый процесс развития. И в этом смысле новая музыка современных авторов - неоклассиков, минималистов - созвучна с композиторами барокко.

- А каков репертуар чаще всего востребован во время ваших гастролей?

- В концертах играю разные произведения: от Баха и до современной музыки. После Майдана в Европе возник большой интерес к украинской культуре, в частности к музыке.

Сейчас я стал больше играть украинских современных авторов - Сильвестров, Караманов, Фрейдлин. У меня есть специальная программа, где в первом отделении исполняю европейскую музыку, во втором - современную украинскую.

Некоторые современные композиторы совершенно не проигрывают классике. Это вызывает у европейской публики одновременно и уважение, и удивление. Это тренд последнего времени.

- А в чем особенность вашего репертуарного конька - "Гольдберг-вариаций"?

- Скоро 300-й раз сыграю это произведение! "Гольдберг-вариации" несказанно объемны, идут до полутора часов подряд без паузы. "Вариации" написаны для двух мануалов, т.е. двух клавиатур, но мы играем на одной. Это не просто энциклопедия баховского стиля, а уникальное произведение, некое пророчество в музыке. В нем можно услышать и ростки венской классики, и романтики, и даже музыку
ХХ века. Соответственно, в плане концепции весьма непросто играть такую музыку. Но, допустим, в Европе такая музыка имеет культовый статус. Например, существуют опросы среди меломанов: какое произведение вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Часто побеждают именно "Гольдберг-вариации". То есть получается, что это шедевр, квинтэссенция Баха и европейской музыки.

Я уже сроднился с этим произведением: мы вместе уже больше 20 лет. Еще в 1997-м в Швейцарии записал диск, который попал на второе место в хит-параде и до сих пор продается, переиздан, потому что запись получилась необычайно удачная.

- Недавно на одном из порталов появился ваш тревожный блог о судьбе Европы и ее культуры в связи с теперешними сложными миграционными процессами…

- Культура Европы сильна. Но существует конфликт между миром христианской цивилизации и миром агрессивной части ислама. Не замечать этого - страусиная позиция. Я же вижу своими глазами столкновения между полицией Австрии, Венгрии с беженцами: это напоминает военные картины.

Одно дело, когда приезжает человек другой культуры и ассимилируется - с уважением к традициям данной страны. В случае с беженцами происходит по-разному. Некоторые приезжают, чтобы использовать блага цивилизации, но не хотят принимать иные ценности. Это уже не мультикультурность, а конфликт. Для меня же Европа - самое лучшее, что человеческая цивилизация когда-либо смогла предложить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме