Ольга Петрова |
Выставка, которая названа автором — Ольгой Петровой — «Испания без корриды», проходит сейчас в галерее Александры Праховой «Университет» при содействии посольства Испании в Украине и Национальной комиссии Украины в вопросах ЮНЕСКО.
Искусствоведы еще представят анализ выставки Петровой, а мне как журналисту хотелось бы сосредоточиться на личности художницы.
В каждом из нас заложен потенциал сотворчества: если Господь сотворил мир, то мы созданы для того, чтобы участвовать в этом. Дальше стоит вопрос — разбудишь ли себя для этого сакрального действа или проспишь всю жизнь и в конце, если верить, данного телесного воплощения будешь терзаться муками нереализованной личности...
Последнее абсолютно не угрожает Ольге Петровой. Она хорошо известна постоянным читателям «ЗН» как автор острых публикаций.
Художник, искусствовед, доктор философии, участник многочисленных выставок, куратор международных культурных проектов, автор 5 книг, большого количества статей и монографий, профессор Киево-Могилянской академии — работа, которую Ольга Петрова трансформирует в творчество во всем его многообразии.
Ольга Петрова близка к шестидесятникам, хотя она моложе. Дух женщины-воина закалялся, когда в 70-х годах приходилось отстаивать не только свои позиции, но и позиции друзей. Ее иллюстрации к «Божественной комедии» Данте в идеологическом отделе ЦК КПУ были квалифицированы как сюрреализм, и это было сигналом к травле. Вместе с тем она продолжала как искусствовед, гражданин поддерживать молодых украинских художников, которых тогда игнорировала официальная критика. Владимир Цельтнер как-то окрестил стиль Петровой-искусствоведа «суровым стилем». Петрова принадлежит к поколению, знавшему все «прелести» периода застоя: допросы в КГБ, невозможность творить, быть услышанным, увиденным современниками, для которых, собственно, все создавалось... Вопреки всем этим испытаниям в элите семидесятников, в частности у Петровой, упрочивалась жизненная сила. Эта сила давала тогда и дает сегодня возможность противостоять не решенным проблемам, равно как и не попасть в лабиринт компромиссов.
Такое редкое в постмодернистскую эпоху качество Петровой, как гражданственность, проявляется во всех ипостасях ее личности. Достаточно вспомнить ее резонансные публикации последних лет на страницах «ЗН» о трагической судьбе «Стены Памяти» (драма «художник и власть»), об опошлении нашего общества новыми шариковыми и др. Именно Ольга Петрова выступила инициатором дискуссии о нецелесообразности, несвоевременности, художественной сомнительности проектов монумента на площади Независимости в Киеве…
Однако прежде всего Ольга Петрова — художник. Ее таланту, профессионализму отдают должное как поклонники, так и конкуренты по творческому цеху.
О.Петрова взяла за правило каждый год радовать своих почитателей выставкой. Однако не надо думать, что жизнь этой женщины — сплошной праздник и успех. Цена созданного — это более 18 рабочих часов в сутки при разных обстоятельствах и условиях, иногда весьма критических. Сальвадор Дали как-то отметил в дневнике: «Зависть прочих художников всегда служила мне термометром успеха». Преодоление разного рода препятствий стало обычным режимом для Ольги Петровой.
Но все проблемы, которые возникают вне творческой сферы, не попадают в святая святых — в ее мастерскую, где живет невидимая, но очевидно присутствующая Муза. Темы картин Ольги, ее выставок витают в эфире. И художник видит свою задачу в уходе от рациональных знаний, он должен угадать, уловить сущности художественных образов… Как-то Ольга Петрова призналась: «Я не пытаюсь понять свои образы. Они приходят ко мне внезапно в снах, где-то в дороге, в хлопотах дня сегодняшнего и требуют своего воплощения. Эти образы совсем не литературные и часто не материальные. Живопись, цвет, фактура — воплощение того, что не отходит от меня, пока не оживет на полотне. При этом самое существенное для меня — универсальность простых ценностей…»
Итак, нынешняя выставка посвящена Испании без корриды, а значит общую тональность задает гимн жизни. Для художницы Ольги Петровой Испания — знаковая страна. Ольга была в Испании несколько раз и попала под добрые чары людей, природы этой страны, истории, которая сконцентрирована не только в шедеврах искусства, а и в маленьких извилистых улочках, дыхании моря…
Диалог Испании и Петровой начался еще в юности, когда Ольга, очарованная прозой Сервантеса в блистательном переводе Мыколы Лукаша, создала иллюстрации к «Дон Кихоту». Не случайно философия этого смешного рыцаря-альтруиста, который искренне восхищался красотой и защищал слабых, стала лейтмотивом в жизни художницы!
На выставке «Испания без корриды» изобилие красного — плоть, кровь, страсть, — и синего — воздух, мысль, бесконечность. А желтый цвет — свет, воля, самосознание, царственность — на этой выставке не доминирует, лишь угадывается по излучаемому внутреннему свету. Благодаря встрече, слиянию цветов-символов, навеянных воспоминаниями об Испании, рождается физическая природа энергичных полотен. Экспрессия цвета не разрушает чувство тайны, оставляемое экспозицией. Безусловно, эта Испания очень субъективна и вместе с тем это Испания, которая знакома многим по мощной концентрации духа.