Тем не менее, исходя из медийного долга службы (в формате еженедельника), все-таки нужно вспомнить хотя бы некоторых чемпионов - поименно. Отрешившись от фейсбучных истерик и неудовольствий: мол, ах, как все там тихо, не шатко да гладко, никаких неожиданностей.
А может, и хорошо, что хоть на какой-то территории конкурсно-премиальных соревнований управляют законы логики, этики, а также писаных и неписаных правил. В отличие, простите, от наших местных евровиденских страданий. Да и как бы ни возмущались наши и ваши в своих постах недавней церемонией, там, за океаном, это все равно не прочтут и не отреагируют. Потому что "Оскар" - разумная, консервативная модель отраслевого конкурсного мироздания. Можешь запустить в нее хоть "томагавк", хоть любое другое оружие направить в эту цель - а модель устоит, не дрогнет, наплевав на рейтинги телетрансляций (в этом году, кстати, они несколько оживились). "Оскар" - он не только в Америке "Оскар".
Так что вспоминая свежих победителей, пойдем путем не персоналий (названий), а, скажем так, главных тенденций, которые и оказались фаворитками на недавней премии.
Политкорректность
Как известно, политкорректность - царица полей во время ежесезонных сборов оскаровского урожая. И нынешний фильм-победитель, удостоенный главного "Оскара", - некое идеальное сочинение, будто специально выверенное и смоделированное под запросы и ожидания киноакадемиков разных возрастов, вероисповеданий и национальностей. Картина Питера Фаррели, когда-то снявшего веселый фильм "Тупой и еще тупее", - словно эталон оскаровского фильма-фаворита. Лирическое роуд-муви, святая к музыке любовь, белый водитель-вышибала и темнокожий гений-музыкант. Два странных человека, которых связывают дорога и, простите, искусство. И в этом соединении нет ничего прекраснее для взгляда и слуха киноэксперта, видящего в картине едва ли не идеальную картинку Америки, страны красивой и сложной, многонациональной и музыкальной. И бесконечной, как дорога, как музыка вечности. Дорога и объединяет двух разных людей. Кстати, непридуманых персонажей, поскольку подобное путешествие в 1962 году действительно совершили реальные люди - один популярный джазовый пианист, другой - его водитель. Ничего личного, как говорится. Только музыка! И, конечно же, борьба с расовыми предрассудками. Поэтому главный "Оскар", как воплощение политкорректности, разума и добродетели, - в руках достойных и сильных. Хотя не менее сильными претендентами были и другие: "Черный клановец", "Фаворитка", "Рома", "Звезда родилась", "Власть", "Черная пантера", "Богемная рапсодия".
Технология
Лучшим режиссером на "Оскаре" признали мексиканца Альфонсо Куарона за его драму "Рома". Эта картина уже давно среди фаворитов у серьезных кинокритиков, которые ценят Куарона как режиссера, склонного в своем творчестве к разным кинематографическим парадоксам. В частности, в его послужном списке - экранизация одного из романов Джоан Роулинг. А шесть лет назад он получил "Оскара" за технотриллер "Гравитация".
"Рома", без преувеличения, - выдающийся черно-белый мексиканский фильм, уже удостоенный "Золотого Льва" в Венеции. Семейная и социальная драма - в обрамлении исторических "декораций" Мехико начала 70-х ХХ века.
Но в связи с этим фильмом важны не только его выдающиеся художественные качества, но и одна показательная технология. Около года назад права на распространение картины приобрел Netflix, вложив в промо "Рома" - накануне "Оскара" - около 30 млн долл.! Случай незаурядный и во многом показательный. За этим частным случаем, эксперты видят начало некоей экспансии. Стриминговый сервис все наглее вторгается, скажем так, на территорию исконного мирового кинотеатрального проката. В некотором смысле, монополизируя рынок "под себя".
В Европе по этому поводу даже раздаются протесты со стороны ветеранов традиционного проката. Но Америка и тут впереди планеты всей. Главного "Оскара" Куарону и Netflix академики все-таки не выписали, однако тенденцию подметили. И выдали приз за кинорежиссуру. Второй по значимости на "Оскаре". Судя по всему, здесь в подтексте следует читать не только "кинорежиссуру" как профессию, но и нечто более глобальное - "режиссуру" нового кинорынка, нового киномира, который уже формируется.
Ностальгия
За "Оскаром" в категории "Лучшая мужская роль" охотились приличные мужчины - Кристиан Бэйл ("Власть"), Бредли Куппер ("Рождение звезды"), Вигго Мортенсен ("Зеленая книга"), Виллем Дефо ("Ван Гог"). Ожидаемо всех победил субтильный Рами Малек, сыгравший в "Богемной рапсодии" самого Фредди Меркьюри. Сыграл - как спел. Дело даже не в портретном сходстве. И даже не в художественных особенностях нашумевшего байопика. А в том, что Рами Малек - фантастически обаятельный артист. Эдакий сгусток энергии. Он может обезьянничать или играть совершенно серьезно, он может делать умную мину на своем подвижном лице, а может вообще ничего не делать в кадре. Однако результативность его игры - в самой природе его дарования: гуттаперчевого артиста, пластилинового мальчика-мужчины, обиженного ангела, по недоразумению десантированного небесами на нашу неблагодарную землю.
Такой, собственно, и его герой в "Богемной рапсодии" - обиженный ангел и гуттаперчевый мужчина. Помимо прочего, этот фильм (кажется, он до сих пор в украинском прокате) в очередной раз разворошил в памяти миллионов волну музыкальной ностальгии - по подлинному. По чему-то большому и значительному в мировом шоу-бизнесе. По тому времени, когда не только деревья были большими, но и исполнители (незаурядные личности) были артистами подлинными, а не синтетическими.
За "Богемной рапсодией", естественно, будет новая волна байопиков о жизни музыкальных кумиров вчерашних дней. Из 70-х и 80-х Голливуду есть кого вспомнить и кому подпеть.
Власть
"Лучшей актрисой" "Оскара"-2019 совершенно справедливо назвали талантливую британку Оливию Колман, сыгравшую королеву Анну Стюарт в фильме Йоргоса Лантимоса "Фаворитка". В постсоветском восприятии такая "Фаворитка" - некое кривое зеркало старого телефильма "Стакан воды" режиссера Юлия Карасика, где в середине 70-х ту же королеву Анну целомудренно и непорочно играла лирическая Наталья Белохвостикова.
Оливия Колман, естественно, играет совершенно иное - не трепетные охи-вздохи, а порок и страсть. И главное - власть. Много умностей и ерунды написано об этом фильме грека Лантимоса, словно лишь костюмным снаряжением да черным юмором интересна эта картина. Но в первую очередь она ценна потрясающей режиссерской и исторической иронией. А еще эдаким безупречным артистическим нарративом, когда каждая из трех "королев" (включая в эту троицу двух фавориток), буквально упивается старой эпохой, авантюрно-розовым сюжетом и потрясающим режиссером (кажется, все три влюблены исключительно в него). И за эту любовь все три достойны "Оскара". Рейчел Вайс (герцогиня Мальборо), Эмма Стоун (Абигайл Хилл), естественно, Оливия Колман, которая главную награду, к счастью, получила.
У Лантимоса получился какой-то отчаянно женский фильм. Это нервная женская симфония. Хотя за пультом стоит талантливый режиссер-дирижер. Кажется, все права на картину он безоговорочно отдает прекрасной половине человечества: любите друг друга, сколько хотите; сходите с ума, если вам так нравится! Но в этом вашем мире несчастный мужчина может быть только по ту сторону кадра. Так, как оно и есть в "Фаворитке". В фильме, где мир - без мужчин (они там лишь статисты). Где целым миром правят женские эмоции, женская рассудительность и женское коварство.
Конечно, можно говорить, что эта успешная картина еще и о любви, о чувственном притяжении разных умных дам. Но и это будет неполная правда, поскольку греческий режиссер не столь нежен, как некоторые зрители. В его картине власть - исключительно женского рода. А его картина - именно о власти (а вовсе не о страсти). О борьбе за власть, до каких бы глубин и порочных пещер эта борьба ни опускалась.
Потрясающий финал "Фаворитки" - слабая, больная, брошенная, обманутая, но все понимающая королева (Оливия Колман) едва-едва держится на ногах - но все-таки держится. Ради власти. И унижая иную (фаворитку), всем своим видом дает понять, что ее властная рука - не всегда владыка. Властная рука - это еще и заложница.
Другие победители "Оскара"-2019
- Лучший анимационный фильм - "Человек-Паук через вселенные"
- Лучший документальный фильм - "Свободный подъем в одиночку"
- Лучший фильм на иностранном языке - "Рома"
- Лучшая женская роль второго плана - Реджина Кинг ("Если Бил-стрит могла бы заговорить")
- Лучшая мужская роль второго плана - Махершала Али ("Зеленая книга")