В Киеве много художников, и часто новые имена узнаешь, случайно посетив галерею во время прогулки. Жарким летним днем в «Ирэне» было прохладно, прохладу и тишину излучали небольшие полотна. Выставка «Лирическое настроение» представляла двух живописцев, семейную пару Зою Небожатко и Сашу Новикова. Дуэт звучал в унисон, рассказывая о местах, знакомых нам с детства. Вот Лавра, София, вот дом Городецкого на Ярославовом валу. Пейзаж с мостиком, хаты, мельница, коровы на лугу. Пристально вглядевшись, замечаешь различие художественного почерка авторов, но общее впечатление от выставки «Лирическое настроение» было цельным - и очень светлым. Здесь мы гуляли с вами, читатель, здесь бывали счастливы - сюда хочется вернуться.
Когда я пришла в мастерскую, оказалось, что работы летней, первой их персональной выставки - совсем малая часть того, что создано молодыми художниками с весьма короткой творческой биографией: учились в Киевской художественной школе, в 1994 году закончили Украинскую академию искусств, участвовали в академических выставках. В жизнеописание следует включить шесть лет обучения у Виктора Зарецкого, который подготовил их к поступлению в академию. Говорит Саша: «Вокруг Виктора Ивановича существовала духовная школа. Он не просто учил нас рисовать, он формировал нас, ему мы обязаны тем, что сейчас собой представляем». Вернемся в мастерскую. Количество работ поражало - картины были везде: висели и стояли, прислоненные к стенам, лежали на столе. А главное, здесь зазвучало множество других тем и вариаций в исполнении не дуэта, а двух сольных партий.
Среди Сашиных работ недавнего времени виды Парижа, соборы и набережные. «Стихийный лабиринт, непостижимый лес, души готической рассудочная пропасть», - ритмы Мандельштама звенят в этой графически строгой живописи, сдержанной по колориту, с выверенным композиционным построением. И в украинских пейзажах, зимних, ощутимо морозных - стынет ива у реки, бредет одинокий путник вдоль замерзшего озера под холодными небесами - проступает напряженность, внутренний огонь готического смысла. Несколько работ одной серии изображают стройный православный храм, в основании которого дерево, но какое! Экспрессивный взлет, нет, разлет, размах ствола и веток, хаотический природный Космос, и где грань его перехода в золотую гармонию. Следуя тропою того же поэта: «...Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам». Следующий цикл «Дамы-деревья» завораживает музыкальной пластикой и цветовыми решениями. Перед нами - женщина? Цветок? Древо жизни? Ясные лики, светясь, выплывая поочередно, возникают словно разные проявления многоплановой личности в многомерном мире. По этим картинам можно долго путешествовать, прослеживая взглядом запечатленный поиск-размышление художника, уверенно владеющего линией и цветом.
Зоя любит цветы и рисует их постоянно. Вот и сейчас я увидела белые звездочки живого букета-модели и холст с возникающим под кистью остановленным мгновением. В натюрмортах, на первый взгляд традиционных, замечаешь свежесть красочных пятен, неожиданное использование декоративных элементов, присутствие именно ее, Зоиного, взгляда и почерка, словом, то, что делает работу подлинной, живой, перекликаясь с именем автора. Следующую большую серию полотен мне захотелось назвать «Натюрморты в стиле фэнтэзи». В них танцуют и летают одухотворенные цветы Андерсена, обитающие в своем небесном граде, где, конечно, присутствуют эльфы, птицы, мотыльки. Нежная цветовая гамма, прозрачность оттенков голубого, розового, лилового - подарком тому, кто видит. Зоя любит Лавру: «Это удивительное место. Пишешь там целый день, потом вернешься домой - так легко, словно не работал». И в пейзажах ее живет трепет этой легкости, радостное внимание к жизни. Художница говорит, что определенный этап пройден, сейчас она хочет серьезно заняться портретной живописью. У нее есть много портретов дочери, сейчас девятилетней, которую мама рисовала с Машиного младенчества. И всегда на картине ребенка окружает волшебный сказочно-цветочный мир с добрыми животными, небесный град детства. Одна из работ - девочка-младенец стоит на цветущем лугу - называется «Там, где нет печали». Ах, как хочется в такие края! На «Автопортрете с дочерью» фигура юной матери с ребенком на руках словно парит в изумрудном пространстве ниши, обрамленной древесной корой, а во взоре грусть и свет. Это картина несет особенное, просветленное настроение, воскрешая старинный слог романтического Баратынского:
И веселью, и печали
На изменчивой земле
Боги праведные дали
Одинакие криле.
Когда мы беседовали, Саша, улыбаясь, сказал: «Одна из киевских газет напечатала положительный отзыв на летнюю выставку, но при этом окрестила нас бескомпромиссными реалистами. А мы, скорее, фантастические реалисты». Действительно, как определишь их стиль, манеру, направление? Суть, воплотившись на полотне, ускользает от слов, но - древние говорили: «Красота входит в душу через зрение». Может быть, творческий метод Зои и Саши - созидание красоты?